| Откройте, пожалуйста, Приложение III учебника. Оно содержит собственные названия некоторых звезд созвездий. Как вы думаете, чем обусловлены названия самих заезд, созвездии в целом? Предлагает представить доклады. Комментирует наиболее важные с воспитательной точки зрения аспекты в выступлениях. - Как вы думаете, можно ли для определения положения звезды нанести на карту звездного неба горизонтальную систему координат, с которой мы познакомились на прошлом уроке? - Вследствие осевого вращения Земли для земных наблюдателей светила непрерывно вращаются вокруг воображаемого полюса мира. Вводятся понятия «полюс мира», «ось мира», «небесный экватор», «небесный меридиан», указываются две координаты экваториальной системы – склонение и прямое восхождение. Обращает внимание учащихся, что прямое восхождение измеряется в часах и принимает только положительные значения, а склонение – только в градусах и может приминать и положительные, и отрицательные значения. Учитель комментирует свои действия, демонстрируя алгоритм определения координаты светила. При этом использует инструкцию к работе с картой, приведенную в Приложении Х учебника. - Самостоятельно выберите объект на небесной карте, определите его координаты и сообщите нам. Попробуем найти те объекты, которые вы задумали | Желающие представляют доклады: «История названий созвездий»; «Легенды и мифы о возникновении созвездий». Высказывают предложения, в совместной беседе с учителем приходят к выводу о невозможности использования горизонтальной системы координат для нанесения на карту звездного неба, так как она зависит от положения наблюдателя. Выполняют графическое изображение северного и южного полюсов мира, оси мира, небесного экватора, небесного меридиана на плоскости. По очереди желающие предлагают координаты светил, остальные учащиеся ищут их на карте звездного неба | |
V. Включение нового знания в систему | Предлагают учащимся выполнить самостоятельно задания с последующей взаимопроверкой | Выполняют самостоятельно задания, отвечая на вопросы: 1. Какова разность в значениях потока света при отличии между небесными светилами в 5 звездных величин? 2. Почему во время Гиппарха невозможно было введение нулевой, отрицательной звездной величины, двадцатой звездной величины? | Применение полученных знаний в новых условиях |