1 | 2 | 3 | 4 | |
| - Какую информацию не способны дать карты звездного неба и звездные глобусы? Предлагает выполнить задания и сопровождает процесс их фронтального выполнения | Фронтально выполняют задания: с. 22, вопросы 4,5; с. 23, упражнение 2(3); с. 27, упражнение 3(1) | | |
III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - Используя карту звездного неба, определите координаты α Большого Пса (Сириуса – значимой для древних египтян звезды). -Как движется в течение суток Сириус для жителей современного Египта? Можем ли мы видеть Сириус на нашем небе? Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на данный вопрос? Как вы считаете, что необходимо учитывать, чтобы ответить на данные вопросы сегодня на уроке? -Тема сегодняшнего урока - «Видимое движение звезд на различных географических широтах». Нам необходимо исследовать, как меняется расположение полюса мира на различных географических широтах, каковы условия наблюдения на данной широте звезды, как высоко и насколько низко может подняться или опуститься светило на небе | Определяют координаты Сириуса. Высказывают предположения. Совместно с учителем приходят к выводу о необходимости учитывать широту местности, на которой происходит наблюдение | Осуществление операций мышления – анализа, обобщения | |
IV. Открытие нового знания учащимся | Демонстрирует с использованием звездного глобуса, как изменяется положение светила для наблюдателя при движении от Северного полюса к средним широтам и экватору. - Как меняется положение отвесной линии, оси мира? - Как при этом изменяется широта местности? - Сделайте вывод о взаимосвязи высоты полюса мира над горизонтом и географической широтой местности наблюдения. - Учитывая наши выводы, изобразите географически суточное движение одного светила для наблюдателей, находящихся в северных широтах, в средних широтах и ближе к экватору. Сопровождает выполнение задания, процесс взаимопроверки, организует беседу по формулировке понятия о невосходящих и незаходящих светилах, верхней и нижней кульминациях светила. | Участвуют в обсуждении. Отвечают на вопросы, в беседе с учителем приходят к выводу о равенстве высоты полюса мира над горизонтом и географической широтой места наблюдения. Выполняют графическое построение с последующей взаимопроверкой. В процессе обсуждения при поддержке учителя приходят к выводу о том, что в некоторых случаях светило может быть незаходящим или невосходящим, указывают графически точки верхней и нижней кульминации светила. | Описание о объяснение суточного движения светила | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
| - Используя рисунок, предлагаю вам вывести соотношение для определения высоты светила в верхней кульминации на определенной широте. Какая координата светила не зависит от положения наблюдателя? | Отвечают на вопрос. Участвуют в обсуждении вывода о соотношении высоты светила в верхней кульминации, его склонения и широты местности | | |
V. Включение нового знания в систему | Предлагает учащимся выполнить самостоятельно задание с последующей взаимопроверкой | Выполняют самостоятельно задания: 1. Определить , на какой высоте в вашем населенном пункте кульминирует светило, имеющее наибольшее значение блеска (см. Приложение V учебника); наименьшее значение блеска. 2. Получить соотношение для высоты светила в верхней и нижней кульминации для незаходящего светила на небе вашего населенного пункта. 3. Учебник, с. 31, упражнение 4(1,2,6) | Использование новых знаний для решения задач в измененных условиях | |
VI. Рефлексия деятельности | -Сегодняшний урок мы начали со сравнения географической карты Земли и карты звездного неба. При разрешении проблемы об условиях наблюдения светила на определенной широте мы получили новое соотношение. Как вы считаете, что связывает данное соотношение с точки зрения координатных систем, как географических, так и астрономических? - Для каких профессий могут использоваться данные сведения о связи географической широты и высоты светила в верхней кульминации? | Отвечают на рефлексивные вопросы | Саморефлексия деятельности на уроке | |
VII. Домашнее задание | Учебник, §5. Практическая работа «Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба (в течение 1-2 часов)». Подготовка доклада(по желанию): «Сумерки и их виды»; «Традиции встречи весны у древних славян» | Записывают домашнее задание | | |