СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 4. Видимое движение звезд на различных географических широтах

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №4 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 4. Видимое движение звезд на различных географических широтах»

У р о к 4. ВИДИМОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗВЕЗД НА РАЗЛИЧНЫХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ШИРОТАХ

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: обучить навыкам определения и анализа движения светил в зависимости от положения наблюдателя

Планируемые результаты

Предметные: научатся формулировать понятие «высота звезды», определять понятия «кульминация светила», «невосходящее светило», «незаходящее светило»; определять географическую широту по измерению высоты светила в момент ее кульминации; получат возможность научиться определять астрономические объекты, наблюдение которых возможно на заданной широте; объяснять наблюдаемые невооруженным глазом движения небесных объектов на различных географических широтах

Метапредметные:

  • познавательные – интерпретировать информацию о суточном движении звезд на различных географических широтах;

  • регулятивные – соотносить данные о экваториальных координатах светила и возможности его наблюдения на определенной географической широте;

  • коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы

Образовательные ресурсы: учебник, карта звездного неба, электронная презентация, звездный глобус

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формулируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.Организационно-мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

-Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о созвездиях и способах определения положения на небесной сфере различных объектов. Как вы считаете, в чем сходство и в чем различие географической карты и карты звездного неба?

Настраиваются на учебную деятельность.

Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логичных устных высказываний

II. Актуализация знаний учащихся

-По желанию вы могли выполнить практическую работу «Проведение наблюдений основных созвездий и наиболее ярких звезд неба». Опишите ход выполнения наблюдений. Какие созвездия вам удалось наблюдать? Какие звезды вы смогли обнаружить? Какие источники информации вы при этом использовали?

-На экране перед вами – карта звездного неба. На демонстрационном столе – звездный глобус. В каком случае информация о взаимном расположении звезд менее искажена?

Желающие представляют результаты выполнения практической работы





Отвечают на вопросы.

Использование полученных знаний при решении задач

1

2

3

4



- Какую информацию не способны дать карты звездного неба и звездные глобусы?

Предлагает выполнить задания и сопровождает процесс их фронтального выполнения


Фронтально выполняют задания: с. 22, вопросы 4,5;

с. 23, упражнение 2(3); с. 27, упражнение 3(1)




III. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

- Используя карту звездного неба, определите координаты α Большого Пса (Сириуса – значимой для древних египтян звезды).

-Как движется в течение суток Сириус для жителей современного Египта? Можем ли мы видеть Сириус на нашем небе? Достаточно ли у нас знаний, чтобы ответить на данный вопрос? Как вы считаете, что необходимо учитывать, чтобы ответить на данные вопросы сегодня на уроке?

-Тема сегодняшнего урока - «Видимое движение звезд на различных географических широтах». Нам необходимо исследовать, как меняется расположение полюса мира на различных географических широтах, каковы условия наблюдения на данной широте звезды, как высоко и насколько низко может подняться или опуститься светило на небе

Определяют координаты Сириуса.



Высказывают предположения. Совместно с учителем приходят к выводу о необходимости учитывать широту местности, на которой происходит наблюдение

Осуществление операций мышления – анализа, обобщения


IV. Открытие нового знания учащимся

Демонстрирует с использованием звездного глобуса, как изменяется положение светила для наблюдателя при движении от Северного полюса к средним широтам и экватору.

- Как меняется положение отвесной линии, оси мира?

- Как при этом изменяется широта местности?

- Сделайте вывод о взаимосвязи высоты полюса мира над горизонтом и географической широтой местности наблюдения.

- Учитывая наши выводы, изобразите географически суточное движение одного светила для наблюдателей, находящихся в северных широтах, в средних широтах и ближе к экватору.

Сопровождает выполнение задания, процесс взаимопроверки, организует беседу по формулировке понятия о невосходящих и незаходящих светилах, верхней и нижней кульминациях светила.

Участвуют в обсуждении.




Отвечают на вопросы, в беседе с учителем приходят к выводу о равенстве высоты полюса мира над горизонтом и географической широтой места наблюдения.





Выполняют графическое построение с последующей взаимопроверкой. В процессе обсуждения при поддержке учителя приходят к выводу о том, что в некоторых случаях светило может быть незаходящим или невосходящим, указывают графически точки верхней и нижней кульминации светила.

Описание о объяснение суточного движения светила


1

2

3

4



- Используя рисунок, предлагаю вам вывести соотношение для определения высоты светила в верхней кульминации на определенной широте. Какая координата светила не зависит от положения наблюдателя?

Отвечают на вопрос.

Участвуют в обсуждении вывода о соотношении высоты светила в верхней кульминации, его склонения и широты местности




V. Включение нового знания в систему

Предлагает учащимся выполнить самостоятельно задание с последующей взаимопроверкой

Выполняют самостоятельно задания:

1. Определить , на какой высоте в вашем населенном пункте кульминирует светило, имеющее наибольшее значение блеска (см. Приложение V учебника); наименьшее значение блеска.

2. Получить соотношение для высоты светила в верхней и нижней кульминации для незаходящего светила на небе вашего населенного пункта.

3. Учебник, с. 31, упражнение 4(1,2,6)

Использование новых знаний для решения задач в измененных условиях


VI. Рефлексия деятельности

-Сегодняшний урок мы начали со сравнения географической карты Земли и карты звездного неба. При разрешении проблемы об условиях наблюдения светила на определенной широте мы получили новое соотношение. Как вы считаете, что связывает данное соотношение с точки зрения координатных систем, как географических, так и астрономических?

- Для каких профессий могут использоваться данные сведения о связи географической широты и высоты светила в верхней кульминации?


Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке


VII. Домашнее задание

Учебник, §5.

Практическая работа «Наблюдение видимого суточного вращения звездного неба (в течение 1-2 часов)».

Подготовка доклада(по желанию): «Сумерки и их виды»;

«Традиции встречи весны у древних славян»

Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!