СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 5. ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА. ЭКЛИПТИКА

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №5 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 5. ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА. ЭКЛИПТИКА»

У р о к 5. ГОДИЧНОЕ ДВИЖЕНИЕ СОЛНЦА. ЭКЛЕПТИКА

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: исследовать характеристики суточного и годичного движения Солнци

Планируемые результаты

П р е д м е т н ы е : научиться формулировать понятие «эклиптика», перечислять точки пересечения эклиптики с небесным экватором; называть причины изменения продолжительности дня и ночи в течение года;

М е т а п р е д м е т н ы е :

  • Познавательные – интерпретировать информацию о положении Солнца в пространстве, используя представление этого движения на карте звездного неба;

  • Регулятивные - соотносить положение Солнца на небесной сфере и время года;

  • Коммуникативные – выражать логически верные обоснованные всказывания;

Л и ч н о с т н ы е : проявлять готовность к принятию истории и культуры различных народов, организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы;

Образовательные ресурсы: учебник, карта звездного неба, модель небесной сферы.



О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося ( осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

I.Организационно- мотивационный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы изучали взаимосвязи высоты кульминации светила и географической широты местности и упомянули те профессии, в которых важно использовать ориентировку в пространстве с опорой на небесные объекты. В официальных сообщениях о полётах космических кораблей , орбитальных станций и космических зондов нередко упоминаются наименования «опорных» звезд и созвездий: Вега, Арктур, Канопус, Южный крест и др. Поясните, что означает понятие «опорной» звезды и в каких случаях перечисленные объекты могут быть «опорными»?

Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают своё мнение, приводя обоснования.

Построение логичных устных высказываний.

II.Актуализация знаний учащихся

-Одним из заданий, которое вы могли выполнить, являлось проведение наблюдения видимого суточного вращения звёздного неба. Раскройте, как вами проводилось наблюдение? Какие признаки указывали на вращение небесной сферы?

Предлагает выполнить задание с последующей проверкой и обсуждением.

Представляют результаты наблюдений.


Выполняют задание: с. 31, упражнение 4 (3-5), представляют результаты своей деятельности

Применение полученных знаний к решению задач.

III.Выявление затруднения и формулировка целей деятельности.

-«Опорные» звезды использовались и в навигации древних мореплавателей, многие небесные объекты имели особую значимость в культурах различных народов. А для славянских народов какие небесные объекты являлись наиболее значимыми?

-Солнце - одна из звезд. Следовательно, она должна быть обозначена на звездной карте. Обратимся к ней.

-Сегодняшняя тема нашего урока – «Годичное движение Солнца. Эклиптика» Мы проанализируем движение Солнца на фоне звезд для наблюдателей на Земле, обсудим особенности продолжительности дня и ночи в различные периоды года и для разных географических широт.

Высказывают предположения, участвуя в обсуждении с опорой на доказательства ил литературы, истории, совместно с учителем приходят к выводу о Солнце как об одном из важных небесных объектов в культах древних славян. Совместно с учителем исследуют карту звездного неба, высказывают собственные предположения; под руководством учителя приходят к выводу о быстром перемещении Солнца относительно других звезд.

Формулировка обоснованных логичных высказываний.

IV.Открытие нового знания учащимися

Используя карту звездного неба, модель небесной сферы, обращает внимание на линию эклиптики.

-На фоне каких созвездий проходит Солнце в течение года?

- В каких точках пересекает эклиптика небесный меридиан?

Когда это происходит?

-Используя карту звездного неба, определите координаты Солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия? Почему они так названы?

-Когда в течение года высота Солнца в верхней кульминации имеет максимальное значение? Каковы эти значения? Почему эти дни названы днями летнего и зимнего солнцестояния?

Предлагает представить доклад, после его представления комментирует отдельные элементы, обращая внимание учащихся на значимость для древних славян встречи весны.

-Какие традиции встречи весны, существующие у других народов, вы знаете?

Организует беседу о значимости начала весны для многих народов.

-Как изменяется высота Солнца в верхней кульминации при переходе от точки весеннего равноденствия к точке летнего солнцестояния
?

-Почему плоскость эклиптики наклонена к плоскости небесного экватора?

-Изобразите графически на небесной сфере эклиптику и её основные точки.

-Изобразите для одной и той же даты годы суточные параллели Солнца для наблюдателей, находящихся в околополярных северных широтах, в средних широтах, в экваториальных широтах.


Предлагает представить доклад, комментирует наиболее значимые аспекты доклада.

Находят на карте звездного неба эклиптику. Участвуют в диалоге, совместно с учителем приходят к выводу о траектории движения Солнца по небесной сфере, представленной в виде спирали, с изменением точки верхней кульминации.


Отвечают на вопросы


Представляют доклад «Традиции встречи весны у древних славян»


Отвечают на вопрос


Участвуют в обсуждении


Самостоятельно выполняют графическое изображение эклиптики и её основных точек.


Выполняют графическое изображение суточных параллелей Солнца для различных широт. В совместной беседе с учителем делают вывод о возможности наблюдения Солнца как незаходящей звезды в летний период и невосходящей звезды в зимний период для околополярных широт.


Представляют доклад на тему «Сумерки и их разновидности»

Объяснение видимого суточного и годичного движения Солнца.

V.Включение нового знания в систему

Предлагает выполнить задания, сопровождает процесс решения.

Выполняют задания с последующим фронтальным комментированием результатов и общегрупповым обсуждением:

  1. Установите, в каком созвездии находилось Солнце в ваш День Рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечёт эклиптику. Прокомментируйте результат.

  2. Мурманск, один из красивейших городов России, расположен на широте 69о. Установите высоту Солнца в верхней кульминации в день зимнего солнцестояния. Прокомментируйте полученный результат.

  3. Санкт-Петербург, который нередко называют северной столицей, расположен на широте 60о. Определите высоту Солнца в нижней кульминации в день летнего солнцестояния. Прокомментируйте полученный результат.


Оценка информации, содержащейся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях

VI.Рефлексия деятельности

- Какие знания оказались для вас сегодня наиболее неожиданными?

- О каких фактах вам хотелось бы узнать больше?

- Какие из предложенных заданий выполнялись на высоком уровне трудности ?

Отвечают на рефлексивные вопросы.

Саморефлексия деятельности на уроке

VII.Домашнее задание

Учебник ,§ 6.

Практическая работа «Поведение наблюдений времени восхода и захода Солнца».

Тема доклада (по желанию): «Описание явления солнечных и лунных затмений в произведениях древних авторов».

Записывают домашнее задание.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!