Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося ( осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 |
I.Организационно- мотивационный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы изучали взаимосвязи высоты кульминации светила и географической широты местности и упомянули те профессии, в которых важно использовать ориентировку в пространстве с опорой на небесные объекты. В официальных сообщениях о полётах космических кораблей , орбитальных станций и космических зондов нередко упоминаются наименования «опорных» звезд и созвездий: Вега, Арктур, Канопус, Южный крест и др. Поясните, что означает понятие «опорной» звезды и в каких случаях перечисленные объекты могут быть «опорными»? | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают своё мнение, приводя обоснования. | Построение логичных устных высказываний. |
II.Актуализация знаний учащихся | -Одним из заданий, которое вы могли выполнить, являлось проведение наблюдения видимого суточного вращения звёздного неба. Раскройте, как вами проводилось наблюдение? Какие признаки указывали на вращение небесной сферы? Предлагает выполнить задание с последующей проверкой и обсуждением. | Представляют результаты наблюдений. Выполняют задание: с. 31, упражнение 4 (3-5), представляют результаты своей деятельности | Применение полученных знаний к решению задач. |
III.Выявление затруднения и формулировка целей деятельности. | -«Опорные» звезды использовались и в навигации древних мореплавателей, многие небесные объекты имели особую значимость в культурах различных народов. А для славянских народов какие небесные объекты являлись наиболее значимыми? -Солнце - одна из звезд. Следовательно, она должна быть обозначена на звездной карте. Обратимся к ней. -Сегодняшняя тема нашего урока – «Годичное движение Солнца. Эклиптика» Мы проанализируем движение Солнца на фоне звезд для наблюдателей на Земле, обсудим особенности продолжительности дня и ночи в различные периоды года и для разных географических широт. | Высказывают предположения, участвуя в обсуждении с опорой на доказательства ил литературы, истории, совместно с учителем приходят к выводу о Солнце как об одном из важных небесных объектов в культах древних славян. Совместно с учителем исследуют карту звездного неба, высказывают собственные предположения; под руководством учителя приходят к выводу о быстром перемещении Солнца относительно других звезд. | Формулировка обоснованных логичных высказываний. |
IV.Открытие нового знания учащимися | Используя карту звездного неба, модель небесной сферы, обращает внимание на линию эклиптики. -На фоне каких созвездий проходит Солнце в течение года? - В каких точках пересекает эклиптика небесный меридиан? Когда это происходит? -Используя карту звездного неба, определите координаты Солнца в дни осеннего и весеннего равноденствия? Почему они так названы? -Когда в течение года высота Солнца в верхней кульминации имеет максимальное значение? Каковы эти значения? Почему эти дни названы днями летнего и зимнего солнцестояния? Предлагает представить доклад, после его представления комментирует отдельные элементы, обращая внимание учащихся на значимость для древних славян встречи весны. -Какие традиции встречи весны, существующие у других народов, вы знаете? Организует беседу о значимости начала весны для многих народов. -Как изменяется высота Солнца в верхней кульминации при переходе от точки весеннего равноденствия к точке летнего солнцестояния ? -Почему плоскость эклиптики наклонена к плоскости небесного экватора? -Изобразите графически на небесной сфере эклиптику и её основные точки. -Изобразите для одной и той же даты годы суточные параллели Солнца для наблюдателей, находящихся в околополярных северных широтах, в средних широтах, в экваториальных широтах. Предлагает представить доклад, комментирует наиболее значимые аспекты доклада. | Находят на карте звездного неба эклиптику. Участвуют в диалоге, совместно с учителем приходят к выводу о траектории движения Солнца по небесной сфере, представленной в виде спирали, с изменением точки верхней кульминации. Отвечают на вопросы Представляют доклад «Традиции встречи весны у древних славян» Отвечают на вопрос Участвуют в обсуждении Самостоятельно выполняют графическое изображение эклиптики и её основных точек. Выполняют графическое изображение суточных параллелей Солнца для различных широт. В совместной беседе с учителем делают вывод о возможности наблюдения Солнца как незаходящей звезды в летний период и невосходящей звезды в зимний период для околополярных широт. Представляют доклад на тему «Сумерки и их разновидности» | Объяснение видимого суточного и годичного движения Солнца. |
V.Включение нового знания в систему | Предлагает выполнить задания, сопровождает процесс решения. | Выполняют задания с последующим фронтальным комментированием результатов и общегрупповым обсуждением: Установите, в каком созвездии находилось Солнце в ваш День Рождения. Для этого соедините линией полюс мира и дату вашего рождения и посмотрите, в каком созвездии эта линия пересечёт эклиптику. Прокомментируйте результат. Мурманск, один из красивейших городов России, расположен на широте 69о. Установите высоту Солнца в верхней кульминации в день зимнего солнцестояния. Прокомментируйте полученный результат. Санкт-Петербург, который нередко называют северной столицей, расположен на широте 60о. Определите высоту Солнца в нижней кульминации в день летнего солнцестояния. Прокомментируйте полученный результат. | Оценка информации, содержащейся в СМИ, Интернете, научно-популярных статьях |
VI.Рефлексия деятельности | - Какие знания оказались для вас сегодня наиболее неожиданными? - О каких фактах вам хотелось бы узнать больше? - Какие из предложенных заданий выполнялись на высоком уровне трудности ? | Отвечают на рефлексивные вопросы. | Саморефлексия деятельности на уроке |
VII.Домашнее задание | Учебник ,§ 6. Практическая работа «Поведение наблюдений времени восхода и захода Солнца». Тема доклада (по желанию): «Описание явления солнечных и лунных затмений в произведениях древних авторов». | Записывают домашнее задание. | |