Просмотр содержимого документа
«Урок 51. "Левша": язык сказа. 6 класс.»
УРОК 51
Тема: «Левша»: язык сказа.
Основное содержание урока.
Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.
Основные виды деятельности:
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Жанровая характеристика сказа. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Презентация и защита собственных иллюстраций. Обучение описанию памятника Лескову в Орле. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша».
Этапы урока:
I. Развитие понятия о сказе
Какие изученные ранее произведения относились к жанру сказа?
(Сказы Бажова.)
В чём отличие сказа от сказки? Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и сопоставьте их.
Практическая работа.
Составление таблицы «Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки».
ТАБЛИЦА «Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки» |
Сказка | Сказ |
Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях | Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора |
В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости | В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты |
Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов | Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий |
В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты) | В сказе нет такого жёсткого композиционного канона |
Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...» | Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия |
Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло | Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует |
Чем различаются автор и рассказчик в сказе «Левша»?
Почему автор «спрятан» за повествованием? Может ли читатель уловить его мысли, идеи, пафос? Обоснуйте свой ответ.
Докажите, что рассказчик явно присутствует в повествовании. Как по языку мы можем догадаться о его происхождении, социальном и культурном уровне?
Выполните задания «Совершенствуем свою речь».
1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.
2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.
(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016).
II. Понятие об иронии
Найдите в словаре литературоведческих терминов определение иронии.
ИРОНИЯ — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.
Как автор «Левши» относится к левше и царскому окружению? Почему?
К каким героям он относится с иронией? Приведите примеры.
III. Особенности языка сказа:
комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией
В чём своеобразие языка сказа?
Чья речь стилизуется в сказе?
Что характерно для речи простого народа?
Докажите, что для языка сказа «Левша» характерны словотворчество (придумывание новых слов на основе знакомых) и искажения слов.
Почему искажениям подвержены прежде всего нерусские слова и названия?
Какие виды комического отражают эти слова по отношению к народу (юмор) и к власти (ирония, сатира)?
Выполнение задания «Учимся читать выразительно».
Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.
В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:
«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».
Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?
(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016).
Выполнение заданий «Совершенствуем свою речь».
3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.
4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.
(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016).
Групповая практическая работа.
Составление таблицы соответствий просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов.
Группы 1—2 (по 6 слов).
Какие слова соединены в одно? Заполните ими второй столбик таблицы.
За счёт чего создаётся комический эффект?
(Соединение несоединимых понятий и появление добавочного значения: свистовые — весть со свистом.)
Продолжите таблицу своими примерами.
ТАБЛИЦА Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов |
Словотворчество | Исходные слова |
студинг | Студень и пудинг |
мыльнопыльные заводы | |
клеветон | |
публицейские | |
двухсестная карета | |
бюстры | |
свистовые | |
буреметры | |
непромокабли | |
Твердоземное море | |
нимфозории | |
Группы 3—5 (по 7 слов).
Подберите к искажённым словам литературные синонимы.
Какие слова чаще всего искажаются? За счёт чего возникает комический эффект?
Продолжите таблицу своими примерами.
ТАБЛИЦА Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов |
Словотворчество | Исходные слова |
Долбица умножения | Таблица умножения |
Симфон | |
Щиглеты | |
Стирабельная | |
Грандеву | |
Часы с трепетиром | |
Аболон полведерский | |
Под презентом | |
Парей | |
Буфты | |
Обухвинская больница | |
Валдахин | |
Курица с рысью | |
Мерблюзьи | |
Мантоны | |
Вероляции | |
Керамиды | |
Тугамент | |
Прелумутр | |
Пубель | |
Граф Кисельвроде | |
IV. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша». (Презентация)
V. Обучение описанию памятника Лескову в Орле.
«В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в 1981 году открыт памятник. Навсегда поселился Лесков в городе своего детства и юности вместе со своими известными всему миру героями. Здесь и Левша, и «очарованный странник» с цыганкой Грушей, и леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, Любовь Онисимовна с Аркадием из «Тупейного художника», лесковские праведники — протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилла из романа «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.
Памятник установлен в честь 150-летия со дня рождения писателя.
Авторы памятника — заслуженный художник РСФСР Ю. Г. Орехов, лауреат премии Ленинского комсомола Ю. Ю. Орехов, заслуженные архитекторы РСФСР В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов.
В 1982 году авторы памятника удостоены Государственной премии СССР.
Лесков изображён сидящим на диване. Создаётся впечатление, что он сейчас встанет и скажет: „Публика меня ласкает и любит... Нас с ней теперь нельзя поссорить... А в борьбе с пошлою злобностью (как сказано у Тургенева в «Помещике») таится наслаждение“».
Составление плана описания:
Где расположен памятник?
Когда и в связи с чем он был установлен?
Почему памятник установлен именно в Орле?
Каким изображён Лесков на памятнике?
Какие герои изображены рядом с ним?
Какие мысли и чувства вызывает памятник?
Как понять слова Лескова о публике? Как вы понимаете выражение «пошлая злобность»?
Кто авторы памятника? В чём их заслуга перед русской культурой?
VI. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша»
Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «В чём особенности памятника Н. С. Лескову в Орле?»
или составить отзыв на мультфильм (телефильм) «Левша».
Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.