СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 51. "Левша": язык сказа. 6 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основное содержание урока. Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.  

Просмотр содержимого документа
«Урок 51. "Левша": язык сказа. 6 класс.»

УРОК 51
Тема: «Левша»: язык сказа.

Основное содержание урока.
Развитие понятия о сказе. Понятие об иронии. Особенности языка сказа: комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией.

Основные виды деятельности:
Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятия «ирония», «сказ». Различение образов рассказчика и автора-повествователя в эпическом произведении. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Жанровая характеристика сказа. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша» (см. учебник и практикум «Читаем, думаем, спорим...»). Презентация и защита собственных иллюстраций. Обучение описанию памятника Лескову в Орле. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша».

Этапы урока:
I. Развитие понятия о сказе

Какие изученные ранее произведения относились к жанру сказа?
(Сказы Бажова.)

В чём отличие сказа от сказки? Найдите в словаре литературоведческих терминов эти понятия и сопоставьте их.

Практическая работа.
Составление таблицы «Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки».

ТАБЛИЦА
«Особенности жанра сказа. Отличие сказа от сказки»

Сказка

Сказ

Эпический жанр фольклора, занимательный устный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях, приключениях

Жанр эпоса, опирающийся на народные предания и легенды и сочетающий в себе точные зарисовки народного быта и нравов со сказочно-фантастическим миром фольклора

В сказках всегда изображается противостояние добра и зла, их герои жёстко делятся на положительных и отрицательных; положительные герои всегда являются воплощением народных представлений о морали, добре, справедливости

В сказе нет явного противопоставления добра и зла, героям сказа могут быть присущи одновременно как положительные, так и отрицательные черты

Сказки существуют в устной форме, не имеют одного автора, поэтому их текст может иметь несколько вариантов

Повествование в сказе ведётся о лица рассказчика, сохраняются особенности его речи. Сказ, как правило, имеет одного автора и является авторской стилизацией народных легенд и преданий

В сказке используются устойчивые композиционные приёмы (зачин, концовка, троекратные повторения, присказки, постоянные эпитеты)

В сказе нет такого жёсткого композиционного канона

Место действия в сказке указывается неопределённо: «В некотором царстве...», «За тридевять земель...»

Место действия в сказе часто включает в себя реальные географические названия

Финал сказки практически всегда счастливый, добро побеждает зло

Финал сказа часто изображает смерть положительного героя, добро не всегда торжествует



Чем различаются автор и рассказчик в сказе «Левша»?

Почему автор «спрятан» за повествованием? Может ли читатель уловить его мысли, идеи, пафос? Обоснуйте свой ответ.

Докажите, что рассказчик явно присутствует в повествовании. Как по языку мы можем догадаться о его происхождении, социальном и культурном уровне?

Выполните задания «Совершенствуем свою речь».

1. Жанр сказа предполагает сказителя, близкого к народу. Прочитайте фрагменты сказа, где слышен голос сказителя. Обратите внимание на его речь. К кому из героев произведения он ближе всего? Подтвердите свой ответ цитатами из текста сказа.

2. Сказ о левше очень близок к произведению устного народного творчества. Найдите в нём приёмы сказочного повествования: зачин, повторы, диалоги, концовку, — подумайте, какую роль они играют в произведении.


(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016). 

II. Понятие об иронии

Найдите в словаре литературоведческих терминов определение иронии.

ИРОНИЯ — тонкая насмешка, употребление в смысле, противоположном прямому.

Как автор «Левши» относится к левше и царскому окружению? Почему?

К каким героям он относится с иронией? Приведите примеры.

III. Особенности языка сказа:
комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией

В чём своеобразие языка сказа?

Чья речь стилизуется в сказе?

Что характерно для речи простого народа?

Докажите, что для языка сказа «Левша» характерны словотворчество (придумывание новых слов на основе знакомых) и искажения слов.

Почему искажениям подвержены прежде всего нерусские слова и названия?

Какие виды комического отражают эти слова по отношению к народу (юмор) и к власти (ирония, сатира)?

Выполнение задания «Учимся читать выразительно».

Найдите в сказе эпизоды, рисующие царское окружение, детали текста, передающие сатирическое отношение автора к его представителям. Прочитайте эти сцены так, чтобы почувствовалась авторская едкая насмешка.

В Энциклопедическом словаре есть сведения о Платове:

«Платов, Матвей Иванович (1751—1818), русский военный деятель, генерал от кавалерии, соратник А. В. Суворова и М. И. Кутузова. В 1790 году Платов командовал колонной при штурме Измаила... В Отечественной войне 1812 года Платов, командуя конным корпусом, прикрывал отход 2-й армии Багратиона, а затем 1-й и 2-й русских армий. В Бородинском сражении провёл успешный манёвр в тыл левого крыла французских войск. Платов был инициатором и организатором Донского казачьего ополчения против французских захватчиков».

Чем отличается это сообщение от изображения Платова в сказе «Левша»?

(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016). 


Выполнение заданий «Совершенствуем свою речь».

3. В сказе о левше много новых слов. Словотворчество начинается там, где рассказчик или герой сталкивается с нерусскими названиями, непонятными малограмотному человеку. Мастеровой, рассказывая о вещах ему незнакомых и чужеземных, искажает их названия согласно своему представлению о них. Но вместе с тем рассказчик вкладывает в них юмористический смысл в духе народного понимания, например: кушетка— «укушетка», «вестовые» — «свистовые», таблица — «долбица». Продолжите эти примеры. Обратите внимание на тех, кому они принадлежат.

4. По признанию Лескова, замысел «Левши» возник из поговорки: «Англичанин сделал блоху из стали, а русский её подковал». В языке сказа много русских пословиц и поговорок, например: «У него хоть шуба овечкина, да душа человечкина», «Утро ночи мудренее» и др. Найдите ещё пословицы и поговорки.

(Источник: Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016). 

Групповая практическая работа.
Составление таблицы соответствий просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов.

Группы 1—2 (по 6 слов).

Какие слова соединены в одно? Заполните ими второй столбик таблицы.

За счёт чего создаётся комический эффект?
(Соединение несоединимых понятий и появление добавочного значения: свистовые — весть со свистом.)

Продолжите таблицу своими примерами.


ТАБЛИЦА
Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов

Словотворчество

Исходные слова

студинг

Студень и пудинг

мыльнопыльные заводы


клеветон


публицейские


двухсестная карета


бюстры


свистовые


буреметры


непромокабли


Твердоземное море


нимфозории



Группы 3—5 (по 7 слов).

Подберите к искажённым словам литературные синонимы.

Какие слова чаще всего искажаются? За счёт чего возникает комический эффект?

Продолжите таблицу своими примерами.

ТАБЛИЦА
Соответствия просторечных слов и выражений сказа «Левша» и их литературных синонимов

Словотворчество

Исходные слова

Долбица умножения

Таблица умножения

Симфон


Щиглеты


Стирабельная


Грандеву


Часы с трепетиром


Аболон полведерский


Под презентом


Парей


Буфты


Обухвинская больница


Валдахин


Курица с рысью


Мерблюзьи


Мантоны


Вероляции


Керамиды


Тугамент


Прелумутр


Пубель


Граф Кисельвроде




IV. Обсуждение иллюстраций к сказу «Левша». (Презентация) 


V. Обучение описанию памятника Лескову в Орле.

«В старой части Орла, рядом со зданием гимназии, где учился Лесков, и церковью Михаила Архангела, окрестности которой стали местом действия произведений писателя, в 1981 году открыт памятник. Навсегда поселился Лесков в городе своего детства и юности вместе со своими известными всему миру героями. Здесь и Левша, и «очарованный странник» с цыганкой Грушей, и леди Макбет Мценского уезда Катерина Измайлова, Любовь Онисимовна с Аркадием из «Тупейного художника», лесковские праведники — протопоп Туберозов, отец Захарий и дьякон Ахилла из романа «Соборяне». Все они связаны с малой родиной их создателя.

Памятник установлен в честь 150-летия со дня рождения писателя.

Авторы памятника — заслуженный художник РСФСР Ю. Г. Орехов, лауреат премии Ленинского комсомола Ю. Ю. Орехов, заслуженные архитекторы РСФСР В. А. Петербуржцев и А. В. Степанов.

В 1982 году авторы памятника удостоены Государственной премии СССР.

Лесков изображён сидящим на диване. Создаётся впечатление, что он сейчас встанет и скажет: „Публика меня ласкает и любит... Нас с ней теперь нельзя поссорить... А в борьбе с пошлою злобностью (как сказано у Тургенева в «Помещике») таится наслаждение“».

Составление плана описания:

Где расположен памятник?
Когда и в связи с чем он был установлен?
Почему памятник установлен именно в Орле?
Каким изображён Лесков на памятнике?

Какие герои изображены рядом с ним?
Какие мысли и чувства вызывает памятник?
Как понять слова Лескова о публике? Как вы понимаете выражение «пошлая злобность»?
Кто авторы памятника? В чём их заслуга перед русской культурой?

VI. Обсуждение мультфильма (телефильма) «Левша»

Домашнее задание
Письменно ответить на вопрос «В чём особенности памятника Н. С. Лескову в Орле?»
или составить отзыв на мультфильм (телефильм) «Левша».

Источник: Беляева Н.В. Уроки литературы в 6 классе. — М.: Просвещение, 2021.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!