3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - С древности наряду со звездами значительный интерес вызывало перемещение «блуждающих звезд». Предположите о каких небесных телах идет речь. - Единственное небесное тело, которое расположено ближе всего к Земле и которое мы можем невооруженным глазом наблюдать как имеющее линейные размеры, с древних времен вызывающее значительный интерес астрономов, - это Луна. - На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы, говоря о Луне? - Луна – уникальный небесный объект. Поэтому сегодня мы сможем ответить только на часть вопросов. Сегодняшняя тема урока – «Движение и фазы Луны. Затмение Солнца и Луны» | Высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу о том, что блуждающими звездами называли планеты. Формулируют возможные вопросы | Осуществление логических операций мышления – анализа, синтеза |
4. Открытие нового знания учащимся | - Откройте Приложение I учебника, где представлены основные характеристики Луны и Земли. Как вы считаете, в чем сходство физических свойств планет? - Луна – самое близкое к Земле столь большое небесное тело. Луна и Земля взаимно влияют друг на друга. Результатом такого взаимного влияния выступает то, что период обращения Луны вокруг Земли равны между собой. Используя теллурий, анализируется осевое вращение Луны относительно Земли, Солнца, взаимное движение системы Земля-Луна вокруг Солнца. -Как вы считаете, периоды обращения Луны вокруг Земли относительно Земли и относительно неподвижных звезд будут равны между собой или отличаться? Обоснуйте свою точку зрения. - Какой из периодов должен быть больше и почему? - Найдите в учебнике названия этих периодов и сформулируйте их определения. - Относительно Земли наблюдатель может фиксировать уникальное астрономическое явление, связанное с взаимным расположением Луны, Земли и Солнца, - постепенный рост лунного серпа до целого месяца и его постепенное убывание. | Анализируют, используя сводные таблицы, физические свойства Луны и Земли. Совместно с учителем приходят к выводу о сравнимых радиусах и массах объектов Высказывают обоснованные предположения о характере движения Луны относительно различных систем отсчета. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о наклоне орбиты вращения Луны относительно орбиты Земли вокруг Солнца. Отвечают на вопросы. | Описание и объяснение фаз Луны, условий и динамики наступления солнечных и лунных затмений |