СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок 6. ДВИЖЕНИЕ И ФАЗЫ ЛУНЫ. ЗАТМЕНИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ

Категория: Астрономия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку №6 в 10 классе по астрономии

Просмотр содержимого документа
«Урок 6. ДВИЖЕНИЕ И ФАЗЫ ЛУНЫ. ЗАТМЕНИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ»



У р о к 6. ДВИЖЕНИЕ И ФАЗЫ ЛУНЫ. ЗАТМЕНИЯ СОЛНЦА И ЛУНЫ

Тип урока: «открытие» нового знания

Задачи: исследовать взаимное расположение Земли, Луны и Солнца, а также астрономические явления, связанные с ними

Планируемые результаты

Предметные: научатся формулировать понятия «сидерический месяц», «синодический месяц», перечислять виды; называть условия солнечных и лунных затмений и их периодичность; получать возможность научиться объяснять причины, по которым затмения могут наблюдаться с определенной периодичностью; описывать порядок смены лунных фаз.

Метапредметные:

  • познавательные – интерпретировать информацию о взаимном положении Земли, Луны и Солнца при солнечных и лунных затмениях и представлять в графической форме;

  • регулятивные – соотносить взаимное положение Земли, Луны и Солнца и определять возможность наступления затмения; анализировать астрономические явления исходя из различных систем отсчета;

  • коммуникативные – выражать логически верные обоснованные высказывания

Личностные: организовывать целенаправленную познавательную деятельность в ходе самостоятельной работы

Образовательные ресурсы: учебник, теллурий

О р г а н и з а ц и о н н а я с т р у к т у р а у р о к а


Этап урока


Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося

(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

1

2

3

4

1.Организаци-онно-матива-ционный этап

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта.

- Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о видимом годичном движении Солнца, эклиптике. Опишите, как изменилось положение Солнца на небесной сфере с момента начала изучения вами курса астрономии до сегодняшнего урока

Настраиваются на учебную деятельность.




Высказывают свое мнение, приводя обоснования

Построение логических устных высказываний

2. Актуализа-ция знаний учащихся

- Одним из заданий, которое вы могли выполнить самостоятельно, являлось проведение наблюдений времени восхода и захода Солнца. Какие результаты вы получили в процессе проведения наблюдений?

Предлагает выполнить задание, сопровождает процесс его выполнения и последующего обсуждения результатов

Желающие представляют результаты выполнения практической работы.



Выполняют задание: упражнение 5, задания 7-10. Участвуют в обсуждении результатов выполнения задания

Построение научно обоснованных устных высказываний



Продолжение таблицы

1

2

3

4

3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности

- С древности наряду со звездами значительный интерес вызывало перемещение «блуждающих звезд». Предположите о каких небесных телах идет речь.

- Единственное небесное тело, которое расположено ближе всего к Земле и которое мы можем невооруженным глазом наблюдать как имеющее линейные размеры, с древних времен вызывающее значительный интерес астрономов, - это Луна.

- На какие вопросы вы хотели бы получить сегодня ответы, говоря о Луне?

- Луна – уникальный небесный объект. Поэтому сегодня мы сможем ответить только на часть вопросов. Сегодняшняя тема урока – «Движение и фазы Луны. Затмение Солнца и Луны»

Высказывают предположения, совместно с учителем приходят к выводу о том, что блуждающими звездами называли планеты.






Формулируют возможные вопросы

Осуществление логических операций мышления – анализа, синтеза

4. Открытие нового знания учащимся

- Откройте Приложение I учебника, где представлены основные характеристики Луны и Земли. Как вы считаете, в чем сходство физических свойств планет?

- Луна – самое близкое к Земле столь большое небесное тело. Луна и Земля взаимно влияют друг на друга. Результатом такого взаимного влияния выступает то, что период обращения Луны вокруг Земли равны между собой.

Используя теллурий, анализируется осевое вращение Луны относительно Земли, Солнца, взаимное движение системы Земля-Луна вокруг Солнца.

-Как вы считаете, периоды обращения Луны вокруг Земли относительно Земли и относительно неподвижных звезд будут равны между собой или отличаться? Обоснуйте свою точку зрения.

- Какой из периодов должен быть больше и почему?

- Найдите в учебнике названия этих периодов и сформулируйте их определения.

- Относительно Земли наблюдатель может фиксировать уникальное астрономическое явление, связанное с взаимным расположением Луны, Земли и Солнца, - постепенный рост лунного серпа до целого месяца и его постепенное убывание.

Анализируют, используя сводные таблицы, физические свойства Луны и Земли. Совместно с учителем приходят к выводу о сравнимых радиусах и массах объектов




Высказывают обоснованные предположения о характере движения Луны относительно различных систем отсчета. В совместной беседе с учителем приходят к выводу о наклоне орбиты вращения Луны относительно орбиты Земли вокруг Солнца.

Отвечают на вопросы.

Описание и объяснение фаз Луны, условий и динамики наступления солнечных и лунных затмений



Продолжение таблицы

1

2

3

4


Мы наблюдаем лунные фазы.

Используя теллурий и рисунок в учебнике, организует обсуждение наблюдаемой на земле видимой части Луны, вводит понятие терминатора.



- Сформулируйте условия, при которых возникают солнечные затмения.

- Обратите внимание на наличие полутени на поверхности Земли. Как можно назвать такой вид затмения?

Используя электронную презентацию, демонстрирует кольцевое солнечное затмение.





- В мировой литературе нередко можно обнаружить описание различных астрономических явлений. Уже в древних летописях есть точное описание времени и процесса протекания солнечных и лунных затмений.

Предлагает желающим представить доклад. По результатам акцентирует внимание учащихся на наиболее важных аспектах, представленных в докладе.

- Мы рассмотрели особенности лунных затмений. Предлагаю вам, используя результаты наших обсуждений, материалы в учебнике заполнить таблицу, которая позволит анализировать не только особенности солнечных затмений, но и сравнивать их с лунными.

Сопровождает процесс самостоятельного выполнения задания.





Организует обсуждение результатов выполнения задания.

Участвуют в обсуждении наблюдаемой на Земле освещенной части Луны. Совместно с учителем приходят к выводу о возможности такого взаимного расположения трех небесных тел, когда на участок Земли попадает тень от Луны. Отвечают на вопросы.




Анализируют изображение, представленное на экране. В совместной беседе с учителем делают вывод о том, что кольцевое затмение свидетельствует об изменении расстояний между светилами.




Желающие представляют доклад «описание явления солнечных и лунных затмений в произведениях древних авторов».

Заполняют таблицу, используя учебник.

Характеристика

Солнечное затмение

Лунное затмение

Графическое представление затмения



Условия наступления затмения



Виды затмений



Частота наступлений в течение года



Участвуют в обсуждении результатов выполнения задания


1

2

3

4

5. Включение нового знания в систему

Организует обсуждение вопросов в учебнике:

-Как вы считаете, почему нельзя наблюдать одно солнечное и одно лунное затмение каждый месяц?

-Почему на всех фотоснимках при лунном затмении мы видим диск Луны, но он окрашивается в красный оттенок?

Предлагает выполнить самостоятельное задание.

Организует обсуждение результатов выполнения упражнений 6, 7.

Фронтально обсуждают вопросы (с. 37)

Участвуют в обсуждении вопросов, высказывают предположения с обоснованием.






Самостоятельно с последующим обсуждением выполняют упражнения 6,7.

Применение полученных знаний для решения задач

6. Рефлексия деятельности

- Что увидел бы космонавт, длительное время пребывающий на Луне и наблюдающий Землю? Будут ли у Земли наблюдаться фазы?

- В каком направлении будут сменять друг друга фазы Земли на небе Луны?

- Как, на ваш взгляд, можно использовать солнечные и лунные затмения в научных целях?

Отвечают на рефлексивные вопросы

Саморефлексия деятельности на уроке

7. Домашнее задание

Учебник §7, 8

Практическая работа «Движение Луны и смена ее фаз».

Темы докладов (по желанию): «Огненные и водяные часы в древности»; «Изобретение первых механических часов»; «Календарь древних славян»; «Принципы счета времени в Древнем Вавилоне»; «Принципы счета лет у древних народов».

Записывают домашнее задание





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!