1. Организаци-онно мотива-ционный этап | Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Создание в классе Атмосферы психологического комфорта. - Здравствуйте, уважаемые учащиеся. На прошлом уроке мы говорили о явлениях, вызванных взаимным расположением трех небесных объектов – Земли, Луны, Солнца. Предположите, как изменилась бы наблюдаемая картина, если бы изменилось расстояние между Землей и Луной (увеличилось, уменьшилось). А если бы изменился угол наклона орбиты Луны к орбите Земли (увеличился, уменьшился)? | Настраиваются на учебную деятельность. Высказывают свое мнение, приводя обоснования | Построение логичных устных высказываний |
2.Актуализация знаний учащихся | - Одним из заданий, которое вы могли выполнять, являлась практическая работа «Движение Луны и смена ее фаз». Опишите результаты ее выполнения. - Используя графическое представление затмений (самостоятельная работа, выполненная на прошлом уроке), объясните, почему полная фаза лунного затмения длится дольше, чем полная фаза солнечного затмения. - Используя карту звездного неба, определите, в каком созвездии сегодня находится Солнце. - Лунное затмение произошло 11 февраля 2017 года. Поясните, когда после этого можно было наблюдать ближайшее солнечное затмение | Желающие представляют результаты выполнения практической работы. Строят высказывания, обосновывают предположения при ответе на вопросы | Построение научно обоснованных устных высказываний |
3. Выявление затруднения и формулировка целей деятельности | - В научно-информационной статье о лунном затмении 11 февраля 2017 г. Есть одна фраза: «Начало затмения 10 февраля В 23.34 UTC (по Гринвичу) или 11 февраля 2017 г. В 01.34 МСК (по московскому времени)». К этой фразе можно сформулировать множество вопросов. Например: что означает каждая из дат? Что означает разное время для различных точек Земли, хотя речь идет об одном астрономическом событии? Какие вопросы вы хотите задать? - Тема нашего сегодняшнего урока – «Время и календарь». Мы обсудим основы для измерения времени, какой смысл вкладывают астрономы в понятие «время», а также основы построения современного календаря | Высказывают предположения, формулируют вопросы | Осуществление логических операций мышления – анализа, классификации |
4. Открытие нового знания учащимся | - Каковы цели изменения времени в жизни человека? - Какие промежутки времени необходимо измерять вам в вашей жизни? - Какие промежутки времени необходимо измерять ученым-физикам? А историкам? Астрономам? - Для измерения времени требуется использовать процессы, которые можно повторять, или природные периодические процессы. Предлагает представить доклады. Акцентирует наиболее важные аспекты, связанные со способами измерения времени. - В астрономии существует несколько понятий времени. Используя учебник, заполните предлагаемую таблицу. Сопровождает процесс выполнения самостоятельной работы. Организует обсуждение результатов заполнения таблицы. Приводит формулы для определения разницы местного времени в населенных пунктах с известными значениями географических долгот. Организует обсуждение необходимости введения часовых поясов предлагает рассмотреть карту часовых поясов России. | Отвечают на вопросы. В совместной беседе с учителем приходят к выводам о хозяйственных, экономических, научных целях и т. д. Приходят к выводу о необходимости измерять как малые значения, так и превышающие по своей продолжительности промежутки времени. Желающие представляют доклады: «Огненные и водяные часы в древности»; «Изобретение первых механических часов». При обсуждении докладов приходят к выводу о значительной неточности первых часов и неравномерности их хода. Заполняют таблицу: Время | Определение | Местное время | | Всемирное время | | Поясное время | | Зимнее время | | Летнее время | | Участвуют в обсуждении результатов, в беседе с учителем приходят к выводам о бытовом и научном различии понятия «местное время»; об отсутствии естественных способов измерения малых промежутков времени (секунда, минута); использовании квантовых переходов атома цезия-133 для определения времени в 1 секунду. Записывают формулу для определения разницы местного времени в населенном пункте с известным значением географической долготы. Участвуют в обсуждении принципов разделения территории России на часовые пояса. | Научное объяснение основ счета времени, летоисчисления построения современного календаря. Работа с текстом научного содержания по извлечению информации, представленной в различных видах. Представление результатов самостоятельной деятельности |