Урок алгебры и начал анализа в 11 классе
Тема урока «Логарифмическая функция»
Урок-игра «Аукцион математических знаний»
Цели урока:
- образовательные - отработка умений систематизировать, обобщать свойства логарифмической функции, применять их к решению задач, решать логарифмические уравнения и неравенства, находить производную, вычислять площадь криволинейной трапеции;
- воспитательные - воспитание познавательной активности, чувства ответственности, культуры общения, культуры диалога;
- развивающие - развитие зрительной памяти, математически грамотной речи, логического мышления, сознательного восприятия материала.
Форма проведения урока: урок-игра «Аукцион математических знаний»
Метод ведения урока: беседа, мини-диалог, самостоятельная работа, применение ТСО.
Оборудование урока: проектор, компьютер, слайды, экран набор таблиц, магнитов; молоток-гонг; карточки с номерами; чистая бумага; плакаты: необходимые знания, умения по теме; требования к участникам аукциона; список дополнительной литературы; таблица для подведения итогов урока.
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. Организационный момент. Постановка целей и задач, разъяснение правил игры | Мы сегодня проводим необычайный урок-игру «Аукцион математических знаний» по теме «Логарифмическая функция» Аукцион - слово латинское, оно означает - распродажа за большую цену (дороже) Обратите внимание на плакат. Необходимые знания, умения и навыки по теме «Логарифмическая функция» Для ведения аукциона необходимо выбрать двух ассистентов» Слово предоставляется ведущей аукциона. | Входят в класс, приветствуют учителя. Назначенные учащиеся выходят к доске и занимают место ведущих. Ведущая зачитывает «Правила поведения на аукционе» для его участников и объявляет аукцион открытым. |
II этап Основной конкурс. | Учитель задает вопрос №1: «Кто изобрел логарифмы?» (первоначальная цена 10 очков) Учитель оценивает правильность ответа и сообщает о результате ассистенту. Если никто из участников не дает правильного ответа, то учитель кратко объясняет задание на доске. Дальнейшая работа с вопросами 2-25 проводится аналогично. Вопросы иллюстрируются слайдами. | Ведущая: «Кто даст больше?» Учащиеся поднимают карточки с номерами. Если они знают ответ, то могут назначить свою цену - 15 очков, 17 очков и т.д. Ведущий выбирает наибольшее количество очков и стучит молотком, произнося счет: «Раз! Два! Три!» Если не назначается еще большее количество очков, то право отвечать отдается тому учащемуся, который назвал сумму очков, а ассистент после этого три раза простучал. Если ответ правильный, ассистент объявляет, что вопрос продан. Если ответ неправильный, то право ответа предоставляется предыдущему участнику. Второй ассистент (секретарь аукциона) ведет запись очков + или - в таблице. За ходом аукциона следят ведущие. |
III этап. Подведение итогов. | Учитель отмечает тех участников, которые не набрали ни одного очка и предлагает им прийти на дополнительные занятия. - Аукцион закрыт. Спасибо за участие. | Ведущая и секретарь аукциона вывешивают на магнитную доску таблицу списочного состава участников и набранное ими количество очков. Называют первых 8 участников, набравших наибольшее количество очков и поздравляют их. |
IV этап Домашнее задание | Найди ошибку и исправь ее. Подготовить 3 различных задания (с решениями) по теме «логарифмическая функция». | Учащиеся берут индивидуальные карточки домой. |
Вопросы на слайдах и карточках.
У каждого вопроса указана его первоначальная цена.
Вопрос 2 (10 очков):
Вопрос 3 (10 очков):
Вопрос 4 (10 очков):
№1 №2 №3 №4
Какой график является графиком функции у=log0,4х?
Вопрос 5 (10 очков):
Решите уравнение графически: log2 x = x - 1. |
Вопрос 6 (10 очков):
Из указанных функций назовите логарифмическую: у = 4х, у = log5 25 + x2; y = ln (x + 2), y = 2,5x, |
Вопрос 7 (20 очков)
Совпадают ли графики функций f(x) = x + 1 и Ответ обоснуйте. 1. Да. 2. Нет. |
Вопрос 8 (10 очков):
При каких значениях х имеет смысл выражение При любом значении х. При положительном значении х. При x 1. При 0 |
Вопрос 9 (10 очков):
Найдите область определения функции: у = log2 (5-x). 1. 2. 3. 4. . |
Вопрос 10 (устно) (10 очков):
Кто и когда создал таблицы логарифмов? |
Вопрос 11 (20 очков):
Решите уравнение: log2 (2x - 3,5) = -1. |
Вопрос 12 (20 очков):
Решите неравенство log0,3 (6x - 2) log0,3 (7 - 3x). |
Вопрос 13 (10 очков):
Среди данных функций выберите ту, производная которой равна 1. y = ln2 x. 3. y = ln 2 + 2ln x. 3. y = -2ln x. 4. |
Вопрос 14 (10 очков):
Укажите промежутки убывания функции g(x) = 5ln x - x. |
Вопрос 15 (устно) (10 очков):
Когда таблицы логарифмов были переведены на русский язык? |
Вопрос 16 (устно) (10 очков):
Кто из русских математиков издал логарифмические семизначные таблицы? |
Вопрос 17 (20 очков):
Найдите площадь фигуры, ограниченной линиями: х = 1, х = 2, у = 0. |
Вопрос 18 (10 очков):
Найдите производную функции у = ln cos x. |
Вопрос 19 (20 очков):
Вычислите: |
Вопрос 20 (30 очков):
Решите неравенство: |
Вопрос 21 (устно) (10 очков):
Как называется график логарифмической функции? |
Вопрос 22 (игра-анаграмма) (10 очков):
Из букв слова «Логарифм» составить существительные. |
Вопрос 23 (к изображению логарифмической спирали) (10 очков):
Что вы знаете о логарифмической спирали? |
Вопрос 24 (20 очков):
Вопрос 25 (30 очков):
Число 3 запишите в виде трех двоек и математических символов. |
ПЛАКАТЫ
Необходимые знания, умения и навыки по теме «Логарифмическая функция»
Уметь систематизировать и обобщать свойства логарифмической функции.
Уметь применять свойства логарифмической функции при решении задач.
Знать и уметь применять формулы производной логарифмической функции.
Уметь исследовать с помощью производной несложные логарифмические функции.
Уметь решать логарифмические уравнения и неравенства.
Уметь находить первообразную логарифмической функции и вычислять площадь криволинейной трапеции.
Условия аукциона знаний
Стремись к победе.
Прояви свою смекалку.
Покажи свои знания, умения и навыки по теме.
Первоначальная сумма очков у каждого участника – 120.
Считать проигравшим того, кто набрал 0 очков.
Покажи свой имидж в конкурсе.
Список литературы
Энциклопедический словарь юного математика.
Занимательная алгебра. (Перельман)
Живая математика. (Перельман)
Показательная и логарифмическая функции (И.Г. Бородуля)
Ученые-математики. (Депман)
Повторяем курс алгебры. (В.С. Крамор)
Математика в понятиях и терминах.
ОТВЕТЫ И РЕШЕНИЯ
1. Непер, 1614. 2.
3. 7. 4. №2. 5. х = 1, х = 2. 6. у = ln (x+2). 7. Нет, так как f(x) = x + 1 x -1. 8. x 1, так как log2 x 0 при х 1. 9.
10. Голландский математик Бриггс в 1624 г. 11. х = 2. 12. Решение. 6х – 2 7 – 3x, 9x 9, x 1; ОДЗ
О твет: 1 x или
13.у = ln 2 + 2ln x, так как
14. Решение.
Ответ: g(x) убывает при х (5;).
15. В 1703 г. 16. Л. Магницкий в 1716 г.
17. Решение.
Ответ: ln 2 кв. ед.
18. Решение.
Ответ:
19. Решение.
Ответ:
20. Решение.
ОДЗ:
Ответ: x 3.
21. Логарифмика. 22. 20 слов.
23. Плоская кривая, формула r = aФ, известная в XVII веке Р. Декарту. Применяется в технике. Напоминает раковину улитки.
24. Ошибка в том, что надо знак неравенства поменять с на
25.
Домашнее задание:
Найди ошибку и исправь ее.
Подготовить 3 различных задания
( с решениями) по теме «логарифмическая функция)