Просмотр содержимого документа
«Урок астрономии»
Астрономия.
Урок № ___ Дата ____________ 11 КЛАСС
Тема: Классификация галактик и их свойства: красное смещение определение расстояний до галактик. Закон Хаббла. Вращение галактик и содержание тёмной материи в них.
Цель урока:
Общеобразовательные – формировать астрономические понятия:
- галактика как одной из основных типов космических систем их классификация и свойства ;
- строение галактик и основные типы галактического населения.
- о межзвездной среде, ее газовой и пылевой составляющих и о космических лучах.
Развивающие: включение в процесс познания: формирование умений классифицировать, анализировать информацию, объяснять свойства космических систем на основе важнейших физических теорий, использовать обобщенный план для изучения космических объектов, делать самостоятельные выводы.
Воспитательные:
1) Формирование научного мировоззрения учащихся:
- в ходе знакомства с историей изучения и природой Галактики и ее основными физическими характеристиками, строением и составом;
- на основе раскрытия философских положений о материальном единстве и познаваемости мира при изложении астрономического материала о природе Галактики;
2) Политехническое образование и трудовое воспитание при повторении и углублении знаний о методах и инструментах, применяемых для изучения Галактики (спектральный анализ, радиоастрономия (радиотелескопы), ИК – астрономия и т.д.).
тип урока: освоение новых знаний
оборудование: мультимедийная доска, проектор, фотографии, рисунки галактик различных классов, квазаров, групп, скоплений и Сверхскоплений галактик и схема образования галактик различных классов; карта звёздного неба.
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа урока | время | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
1. | Орг.момент | 1мин | Приветствие и настой обучающихся на работу | |
2. | Проверка домашнего задания и актуализация опорных знаний | 7мин | повторения сведений о нашей Галактике основывается на использовании вопросов.( карточки с вопросами) | 1)Взаимоопрос и оценивание 2) сильные ученики выполняют программируемые задания: сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 316; 321.( оценивание)
|
3. | Мотивация | 2 мин | Вопрос: А какие галактики вы ещё знаете? Сколько их? Как их различать? | Коллективная работа |
4. | Целеполагание | 2 мин | Корректирует формулировку и цель урока | Обучающиеся говорят тему урока и ставят к ней цели |
5. | Освоение новых знаний 1.Типы галактик и их свойства | 20 мин | Использование презентации | Работа в группах и оценивание работы друг друга ( каждая группа презентует свою работу) Использование иллюстраций, текста учебника и доп. литературы( заранее подготовленная учителем) |
| 2. Составление таблицы и заполнение ( см. таблицу №1) | | Помощь обучающимся | Коллективная работа под руководством учителя |
| 3. Закон Хаббла
| | Объяснение учителя просмотр видеоролика | Самостоятельные записи в конспекте |
6 | Закрепление | 10мин | Интерактивная работа | Подготовка вопросов и ответов по теме урока |
8 | Рефлексия | 2мин | Учитель выслушивает и осмысливает на что в на следующем уроке обратить внимание и выставляет отметки за работу на уроке | Отвечают на вопросы: -как я работал на уроке -что полезного узнал - кто мне помог -что вызвало трудность |
9. | Дифференцированное домашнее задание Итог урока | 1мин | изучить § 29; вопросы к параграфу; Iуровень: упр. 26 (1, 2). II уровень сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. № 401; 406.
| Обучающиеся с доски записывают в дневник дом.задание |
табл.№1
Классификация космических систем по основным физическим характеристикам
Космические системы: тип, классы и группы | Масса,кг | Размеры,м | Светимость Дж/с | Состав |
Активные галактики (Сейферта; радио-;взрывающиеся галактики и т.д.) | 1040–1042 | 1013 – 1016 | | Сверхмассивные черные дыры, плотная космическая среда ( Н2 до 75%; Не до 30%), протозвезды, звезды I поколения |
Нормальные галактики | 1036–1043 | 1016–1020 | 1034–1042 | Звезды: от 106 до 1013 (до 95% массы вещества); до 102 ГМО и 104– 105 туманностей (до 5% массы вещества); 106 – 1014 планетных тел; космическая среда и т.д. |
неправильные (Ir 1, Ir 2) | 1036–1040 | 1016–1020 | до 1036 |
линзовидные (SO) | 1035–1042 | 1016–1020 |
спиральные: - нормальные (Sa, Sb, Sc) - пересеченные (Sba, SBb, SBc) | 1038–1042 | 1016–1020 | 1034 – 1038 |
эллиптические (Е0 – Е9) | 1035–1043 | до 1020 | 1038 – 1042 |
Галактические системы | 1037–1049 | 1020–1024 | 1034–1046 | Структурный элемент – галактики |
Взаимодействующие галактики | 1037–1043 | до 1021 | 1034–1042 | 2-3 галактики |
Группы галактик | 1038–1044 | 1021–1022 | 1042–1044 | - до 100 галактик и их спутников |
Скопления галактик | 1039-1045 | 1022–1023 | 1042–1045 | -102 -103 галактик и их отдельных групп |
Сверхскопления галактик | 1048–1049 | 1023–1024 | 1043–1046 | Системы скоплений из 103 – 5× 104 галактик: нескольких богатых скоплений, мелких групп и одиночных галактик |