Урок № 6 класс биология
Тема: Воздушное питание растений. Фотосинтез.
Цели: формирование умений характеризовать процесс фотосинтеза, знать историю его изучения, о К.А. Тимирязеве, значение его работ, о космической роли растений; развивать мышление, познавательный интерес; воспитывать аккуратность, внимание.
Задачи урока: создать условия для развития: предметных компетенций посредством раскрытия связи между строением листа и его функциями, понимания сущности процесса фотосинтеза и его значения для жизни на Земле. Общепредметных компетенций: владение логическими операциями (анализ, синтез, сравнение, обобщение). Ключевых компетенций:
- ценностно-смысловых посредством развития внутренней мотивации к изучению реальных объектов действительности;
- учебно-познавательных через создание условий для развития умений, связанных с целеполаганием, планированием предстоящей деятельности, поиском способов решения поставленной проблемы, содержательной и личностной рефлексии, контролем и самооценкой достигнутого;
- информационных посредством развития умения использовать разные источники информации для решения поставленной цели;
- коммуникативных посредством развития умений диалогической речи через организацию работы в группах;
- социально-трудовых посредством развития умения самостоятельно организовывать рабочее место;
- личностного самосовершенствования через проведение личностной рефлексии в рамках работы в группе.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения: интерактивные, объяснительно – иллюстративные – беседа, рассказ, частично – поисковые.
1.Ввод в урок.
2.Работа по вопросам домашнего задания.
- ?.Автотрофы и гетеротрофы.
-?. Вопросы стр.95.
3.Работа по новому материалу.
- История открытия. Как растения получают органическое вещество для питания?
Автор опыта
Описание и результат опыта
Вывод
Ян ванГельмонт
За пять лет масса выращенной в бочке ивы увеличилась примерно в 30 раз, а масса почвы уменьшилась всего на 57 г.
Растение строит тело с участием воды
Джозеф Пристли
Под стеклянным колпаком мышь через некоторое время погибала, а в присутствии растения жила.
Растение выделяет кислород
Д.Пристли
Ян Ингенхауз
На помещенной в воду ветке ивы пузырьки кислорода выделялись. В темноте пузырьков не наблюдалось.
Кислород выделяется только на свету
Жан Сенебье
С увеличением содержания в воде углекислоты увеличивается и количество выделяемых листьями пузырьков “чистого воздуха” (кислорода).
Кислород выделяется только в присутствии углекислого газа
Юлиус Сакс
В растениях на свету образуется крахмал, который выявляется йодной пробой.
На свету в растениях образуется крахмал
На участках листа герани, лишенных хлорофилла, крахмал не образуется
Крахмал образуется только в зеленых листьях (содержащих хлорофилл
Какие органы растения участвуют в этом процессе?
Свет проникает в лист через прозрачную кожицу.
2.Хлорофилл находится в хлоропластах, которые расположены наилучшим образом для улавливания света.
3.С помощью устьиц в лист поступает углекислый газ и выделяется кислород.
4.Внутри растения газы перемещаются по межклетникам.
Каково значение фотосинтеза в природе и жизни человека?
О роли фотосинтеза более ста лет назад писал К.А. Тимирязев: “Когда-то, где-то на Землю упал луч солнца, но он упал не на бесплодную почву, он упал на зеленую былинку пшеничного ростка, или, лучше сказать, на хлорофилловое зерно. Ударяясь о него, он потух, перестал быть светом, но не исчез… В той или другой форме он вошел в состав хлеба, который послужил нам пищей. Он преобразился в наши мускулы, в наши нервы… Этот луч солнца согревает нас. Он приводит нас в движение. Быть может, в эту минуту он играет в нашем мозгу”.
После обсуждения вопроса в тетради записывается вывод
Значение фотосинтеза:
1.В результате фотосинтеза выделяется кислород для дыхания живых организмов.
2.Благодаря фотосинтезу постоянно образуются органические вещества для питания грибов, бактерий, животных и человека.
3.Из кислорода в атмосфере образуется защитный озоновый слой
4.Растения понижают в атмосфере содержание углекислого газа, предотвращая перегрев Земли
Д/з . §37 читать, отвечать на вопросы.