МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с ДЖУЕН
АМУРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ
Урок родного языка
по теме « БОЛО» («Осень»)
Класс 2-4 (комплект)
Гаер Ирина Васильевна -
учитель родного языка
2009г.
Предмет: родной (нанайский язык)
Учитель: Гаер Ирина Васильевна.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Тема урока: «Боло» (Осень).
Продолжительность 1 урок- 45 минут
Класс 2-4 (комплект)
Урок проводится в первой четверти при изучении темы «Боло». Занятия по родному языку в школе проводятся по учебной программе А.С. Киле – доцента Хабаровского государственного педагогического университета1. Для обучения родному языку в программе отводится 3 недельных часа, в учебном плане школы обучению родному языку отводится 2 часа.
Урок проводится в классе - комплекте 2-4 классы. В классе-комплекте 11 учащихся. Дети учатся по учебно-методическому комплекту «Гармония» для четырехлетней начальной школы. Изучение темы «Боло» по нанайскому языку основывается на полученных знаниях по предмету «Окружающий мир» по теме «Осень».
Трудности в изучении нанайского языка связаны с тем, что дети приходят в школу, не владея языком. Перед учителем родного языка стоит важная задача – обеспечить развитие речи детей, научить излагать мысли на родном языке. Поэтому к планированию уроков родного языка надо относиться с большой серьезностью.
Планирование – это постановка реальной и конкретной цели и определение шагов её реализации во времени с учетом возможностей и объективных обстоятельств. Поэтому мы точно определяем цель и действия по их достижению. Цели должны быть сконцентрированы на самом важном: на данном уроке это успешное усвоение программного материала по теме «Боло», выработка навыков правильного произношения слов на родном языке.
Очень важно, организуя урок для ребенка младшего школьного возраста в первую очередь опираться на то, что он имеет, чем обладает. А обладает он непроизвольным вниманием. Формируя у ребенка навыки произвольного внимания, мы учим его учиться. Следовательно, строя свой урок, я опиралась на непроизвольное внимание детей, т.к. именно оно помогает «включить ребенка» в процесс приобретения знаний без нажима, без команды.
В начальной школе игра - эффективный методический прием, совмещающий в себе использование непроизвольного внимания детей и познавательных интересов, познавательных способностей детей. Поэтому я ввела в свой урок несколько игровых моментов: словарная работа –«Найди животное», при закреплении- игра «Найди лишнее». Вообще словарная работа неотъемлемая часть работы учителя по дальнейшему расширению знаний учащихся и обогащению лексического состава речи. При планировании материала нужно постранично отбирать слова, которые должны войти в активный словарь учащихся (3-4 слова на урок). Чтобы закрепить объясненные слова, можно тренироваться в нахождении необходимых слов в предложении, в тексте.
При изложении нового материала я придерживалась следующих требований:
Мотивация;
Научность;
Доступность; наглядность;
Обеспечение внимания учащихся.
Мотивация – это создание и поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу. Чтобы учение было сознательным и успешным, ученик должен видеть, зачем нужен предлагаемый ему материал. В начальной школе приходится прибегать к мотивации наиболее примитивного типа – к развлекательной форме подачи материала.
Вторым обязательным требованием к изложению нового материала является научность изложения. При составлении плана урока, на этапе работы с картиной, я использовала статью «Грибы».
Материал урока основан на практике, дети опираются на жизненно-бытовые ситуации. Материал доступный. Для развития мышления второклассников важно систематически использовать наглядность, которая даст учащимся более точное представление об изучаемых предметах и явлениях, конкретизируя мысль учащихся.
При закреплении урока я использовала воспроизводящее закрепление: дети выполняли задания, аналогичные тем, которые выполнялись во время объяснения и тренировочное закрепление – это выполнение заданий, аналогичных выполненным учениками ранее – игра «Найди лишнее», также
придерживалась следующих требований:
1. одновариантность работы;
2. нарастание трудностей и сложности заданий;
3. постоянная помощь учителя;
4. выставление оценок всем учащимся.
На данном уроке формируются творческие способности детей: дети рисовали грибы, раскрашивали листья деревьев, распознавали, к какому дереву принадлежат эти листья. В конце урока подвели итог и составили альбом с листьями деревьев и грибами. При планировании урока учитывала специфику работы в классе-комплекте: чередование самостоятельной работы учащихся с работой учителя с классом. Задания для самостоятельной работы подбираются таким образом, чтобы дети полностью ею заинтересовались и не отвлекались на работу учеников другого класса.
Тема урока: «Боло» - Осень.
Цели урока:
Образовательные: формирование у учащихся новых понятий по теме
«Боло», и использование их в устной речи,
Развивающие: развитие речи, памяти, мышления и воображения во
время обучения чтению.
Воспитательные: воспитание у детей любви к родной природе и бережного
отношения к нему.
Оборудование: картины с изображением животных, грибов, карточки со словарными словами, рисунки, альбом, кисти, краски, карандаши.
Ход урока:
Организационный момент. Приветствие.
Объявление темы и цели урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с произведением «Боло. Бологойни» А.Самар, прочитаем рассказ В.Бианки «Могова таморива онгбохамби», будем учиться выразительно читать стихотворение на родном языке, закрепим знания по темам: «Удин», «Усэлтэсэл».
Проведем мы урок в соревновательной форме, все вместе поднимемся к вершине наших познаний. Вот перед нами наш Парнас 2, нам нужно добраться до него, труден и нелегок путь к нему, нам нужно пройти несколько этапов прежде чем, мы окажемся на его вершине.
1 этап нашего соревнования-игры - словарная работа:
Для 2 класса задание: из картинок с изображением разных животных найдите картинки с дикими животными (Усэлтэсэл).
Для 4 класса задание: из картинок с изображением животных выбрать картинки с домашними животными (Удинсэл).
Классы соревнуются в правильном выполнении задания.
- Посмотрите внимательно на эти картины и скажите, что их объединяет? (Животные готовятся к зиме).
2 этап игры:
2 класс | 4 класс |
Новый материал. Знакомство с произведением А.Самар «Бологойни». Вступительная беседа: – Какое время года сейчас? – Боло. – А какие характерные приметы осени вы знаете? – Хабдатасал согдён, сэгден. Ниэчэнсэл дэгдэгуйчи няма боачи. (Листья пожелтели. Птицы улетают в теплые края). Выразительное чтение учителем стихотворения «Бологойни». Анализ текста: - О каких ещё приметах осени вы узнали из стихотворения. Найдите и прочитайте. - Тугдэ чанкай тугдэйни. – Запишите это предложение. - Хэдун сугдэ хэдундини. – Запишите предложение. - Хабдатасал нэптэл тугуйни. – Записать. ( На доске вывешиваются карточки с предложениями). | III Самостоятельное чтение рассказа «Могова таморива онгбохамби». Задание: - Почему мальчик не собрал грибы? - Кто помешал ему? |
Физминутка: ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/25/s_58d63e17c76f6/595228_1.jpeg) | Гормахон улэнди. Насалкамби силкойни. Хуйгукэмби силкойни. Бэгдикэмби силкойни. Тотапи, тотапи, масиди хавгойни. |
3 этап игры |
IV. Самостоятельная работа. Чтение стихотворения. Подготовка к выразительному чтению. | IV. Новый материал. Чтение рассказа «Могова таморива онгбохамби». 1. Работа по картине «Осень». – Эй уй? Кто это? - Дети. - Хаоси нучикэндюэн энэйчи? Куда идут дети? - В лес. - Хайва гэлэнэйчи? Зачем дети пошли в лес? - За грибами. 2. Работа по картине «Грибы». - Какие бывают грибы? (съедобные и несъедобные). - Перечислите, какие грибы вы знаете. Дополнительный материал: - На уроке русского языка мы читали рассказ о грибах, о грибницах. Давайте вспомним, как мы должны обращаться с грибницами, как правильно собирать грибы. 3. Работа по содержанию рассказа _ Куда пошел мальчик? Зачем он пошел в лес? - Почему он не собрал грибов? Кто ему помешал? - Почему мальчик возвращался домой другой дорогой? - Расскажите, кого встретил мальчик возле деревни. |
4 этап. |
V. выразительное чтение стихотворения. (спросить 2-3 учеников). Самостоятельная работа. Раскрасить листья деревьев, определить, какому дереву они принадлежат. | V. Самостоятельная работа. Нарисуйте грибы. А потом расскажите о них на родном языке. |
5 этап. |
VI. Игра «Найди лишнее». Перед вами картины, все ли они соответствуют нашему времени года «Боло», уберите лишние картинки. | VI. Игра «Найди лишнее» Классы соревнуются, кто быстрее составит правильную картину осени. |
Итог урока. Как вы считаете, ребята, вошли мы на свой Парнас? Узнали мы что-то новое, интересное сегодня, научились чему-нибудь? |
Какие приметы осени вы запомнили. Назовите их. Мы сегодня учились выразительному чтению. Давайте посмотрим, а кто же у нас лучший чтец. Показ работ ребят. Составление общего альбома из листьев. Домашнее задание: Выразительное чтение стихотворения. | О чем мы прочитали сегодня рассказ? Почему мальчик не собрал грибы? Повторите правила сбора грибов. Показ работ.Выставка. Домашнее задание: Чтение рассказа, пересказ. |
1 Нанайский язык. Программа для 1-4 классов средней школы с изучением родного языка / авт. – сост. А.С.Киле. – Хабаровск: ХК ИППК ПК, 2001.
2 Объясняю ученикам, что есть такая священная гора Парнас, вершин которой может достичь только тот человек, который много знает и умеет.