СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок деcятый. Как начинать шахматную партию. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.

Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою. Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.

Просмотр содержимого документа
«Урок деcятый. Как начинать шахматную партию. По учебнику "Шахматы для детей и родителей" Автор: Костров В. и Давлетов Д.»

Урок деcятый. Как начинать шахматную партию.

Сегодня, наконец-то, ты начнёшь первое в своей жизни шахматное сражение. Давай подготовим шахматную доску к бою.
Помни! Фигуры надо доставать аккуратно и ставить, а не высыпать на стол! Иначе они все быстро сломаются или потеряются.

Расставим фигуры на будущем поле сражения. Положи доску первой горизонталью перед тем, кто будет сегодня играть белыми фигурами.

Возьми ладьи и возведи крепостные башни – поставь в углах доски: белые ладьи на полях a1 и h1, чёрные на полях а8 и h8.

Рядом с ладьями ставим коней (белые – b1, g1; чёрные – b8, g8). Затем слонов (белые – c1, f1; чёрные – c8, f8). По второму ряду (для чёрных по седьмому) поставим солдат. Пускай пешки дружным рядом охраняют подданных королевства.
Остались две клетки – для Их Величеств. Как запомнить, кого куда поставить?
Существуют два правила. Они вам помогут!

Королева ферзь) любит свой цвет. Белую королеву нужно поставить на белую клетку d1, чёрную королеву – на чёрную d8.

«d»Д – для Дамы (ферзя), d1 – белой Даме, d8 – чёрной.

Теперь посмотрим на поле боя. Чтобы легче было командовать, поделим доску. Первые четыре горизонтали – территория белых, остальные четыре – владения чёрных. По левую сторону от белого ферзя будет ФЕРЗЕВЫЙ ФЛАНГ, по правую от короля – КОРОЛЕВСКИЙ ФЛАНГ.
Поля d4, d5, е4, е5 – назовём ЦЕНТРОМ.

С чего начать? В самые кратчайшие сроки тебе необходимо мобилизовать свои силы, вывести войска на лучшие для атаки позиции, построить с по-мощью пешек неприступные окопы, успеть надёжно защитить свой генеральный штаб (короля) и провести разведку боем.
Эта стадия партии называется ДЕБЮТОМ.
Центр можно сравнить с высотой. Кто владеет высотой – у того огромное преимущество. Стремись своими фигурами в самом начале партии занять центр! Оттуда твоим фигурам будет удобно смотреть во все стороны. Они смогут и начать атаку и прийти королю на помощь.

1. е2 – е4
Что сказали белые?

Они объявили войну.

Захватили важное центральное поле е4.

Белая пешка грозит своим следующим ходом перейти границу – середину шахматной доски и оказаться на территории противника.

Они осуществляют контроль над полями d5 и f5 в чужом лагере.

Открыли дорогу слону и ферзю.

Тебе важно научиться, не просто механически выводить фигуры, а делать свои ходы, понимая их смысл. Поэтому первые шаги делаем вместе, объясняя каждый ход.

1. . . . e7 – e5
(Ход чёрных при записи партии также помещают под цифрой «1», но после «. . .»).
Чёрные своим первым ходом:

Заявили о согласии вести военные действия.

Также захватили одно из центральных полей, осуществили контроль над полями d4 и f4, открыли дорогу своим слону и ферзю.

Препятствуют вторжению белых.

2. Kg1 – f3 . . .
Белые своим вторым ходом:

Вывели в бой коня.

Конь напал на пешку противника. Давно известно, что лучшая защита – нападение.

Конь осуществляет контроль над центральными полями d4, e5.

Препятствуют выводу ферзя на поля g5, h4.

В будущем конь может помочь своей пешке d2 побороться за центральное поле d4.

2. . . . Kb8–c6 3. Cf1–c4 Cf8–c5 4. Kb1–c3 Kg8–f6 5. d2–d3 d7–d6 6. Cc1–g5 Cc8–g4

В нашей партии сделано шесть ходов. За это время и белые и чёрные вывели все свои лёгкие фигуры. Заметь, что кони повернули свои морды к центру, а слоны связали коней. Все фигуры удачно расположены вокруг шахматного центра, все защищены и готовы вести наступательные действия.
Но сначала позаботимся о Его Величестве!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!