МБОУ СОШ с. Вазерки им. В. М. Покровского
Урок по теме:
«Антропогенез. Этапы и направления
эволюции человека»
9 класс
Выполнила: учитель биологии МБОУ СОШ
с. Вазерки им. В. М. Покровского
Родионова Е. М.
Цели:
Образовательные: сформировать знания об этапах эволюции человека, о развитии трудовых навыков и общественных отношений на разных этапах антропогенеза; осмыслить значение эволюционной теории Ч.Дарвина для познания этого процесса; в процессе виртуальной экскурсии изучить палеонтологические находки, другие экспонаты по данной теме, подтверждающие сложные и длительные процессы историко-эволюционного развития человека на Земле;
Развивающие: развивать умение самостоятельно работать с учебником и дополнительной литературой, обобщать изложенный в них материал; развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся;
Воспитательные: воспитать убеждённость в том, что человек – неотъемлемая часть природы, помочь осознать причастность каждого из нас к общему потоку жизни, показать место человека в этом потоке и его ответственность за то, чтобы жизнь не прерывалась.
Оборудование: экран, мультимедийный проектор.
Форма проведения: урок – виртуальная экскурсия.
Ход урока.
Начальный этап урока. (Введение школьников в новую тему)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Антропогенез». За последние годы проблемы антропогенеза, а именно так называется процесс происхождение человека, – стали ещё более популярными. Этому немало способствовали блестящие палеоантропологические открытия в Восточной Африке, которые во многом изменили картину происхождения и становления человеческого рода. Построение этой картины не могло, разумеется, начаться до тех пор, пока Ч. Дарвин в 1857 году не высказал своей гипотезы, что мы произошли «от нижестоящей животной формы», а не созданы актом Божественного творения в 4004 году до рождества Христова, как учила церковь. Но и Ч. Дарвин не мог предвидеть, какие странные повороты предстоят науке о человеке – антропологии (слайд 1).
В настоящее время можно выделить две основные гипотезы происхождения человека. Согласно первой, человек произошёл от своих далёких человекообразных предков в результате своего развития, что подтверждается многими прямыми и косвенными фактами. К этой гипотезе склоняется всё большее число людей. Вторая гипотеза основана на религии; её сторонники утверждают, что человек создан богом.
Сторонники и противники этих гипотез по сей день спорят друг с другом. Надеюсь, что сегодня на уроке, совершив виртуальную экскурсию к истокам рода человеческого, Вы сформируете собственную точку зрения на эту проблему.
Наша виртуальная экскурсия называется «Этапы и направления эволюции человека» (слайд 2). Мы совершим удивительное путешествие в глубь веков по эволюционной линии человека. Заберёмся так далеко, что столкнёмся с созданиями совсем иного рода (постановка детьми целей урока).
По ходу экскурсии, которую проведут знающие экскурсоводы, Вам предстоит заполнить путеводный дневник: «Основные этапы эволюции человека» (таблица 1)
Этап сбора и обработки материала.
Учитель: нашу экскурсию мне хотелось бы начать с высказываний известных людей – американских палеоантрополога Д. Джохансона и журналиста М. Иди: «Находки ископаемого человека обладают особой магией. Нас всегда больше интересует собственное происхождение, чем родословные других существ» и Б. Кемпбелла: «Только разобравшись в своём доисторическом прошлом, мы сумеем понять, чем мы были и как стали такими, какие мы есть» (слайд 3).
Итак, наша виртуальная экскурсия начинается. И начинается она с этапа: «Неоантропы – первые современные люди».
Экскурсовод №1
Мы представители гоминид – прямоходящих приматов. Все человеческие существа – гоминиды, но не все гоминиды – человеческие существа. Мы принадлежим к роду Homo (человек) и виду sapiens (разумный) – человек разумный. Нашими прямыми предками считаются ископаемые люди современного типа кроманьонцы, также относящиеся к виду «человек разумный». Впервые они появились в Европе около 30-40 тыс. лет назад, в эпоху позднего палеолита. Их останки обнаружены в Европе, Азии. Африки, Австралии, Америке. В гроте Кро-Маньон во Франции было найдено сразу несколько их скелетов. По месту находки ископаемые люди современного типа и были названы кроманьонцами. В нашей стране уникальные находки этих людей были сделаны около Воронежа и Владимира. В целом по своему физическому строению они почти не отличались от нас – современных людей. Объём черепа составлял 1700-1800 см3. Рост – около 180 см. высокий прямой лоб, надбровный валик отсутствует. Хорошо был развит подбородочный выступ. У них вполне сформировались прямая походка и современная человеческая речь.
Умели добывать огонь, строить жилища, шить одежду из шкур, используя кремниевые и костяные орудия. Техника изготовления орудий усложняется. А разнообразие типов орудий говорит о сложной трудовой деятельности, в результате которой зависимость от природы уменьшалась. Жили матриархальным родовым обществом. Раскопки захоронений указывают на зарождение религии у этих первых представителей современного человека. В могилы, вместе с умершими, они клали оружие, украшения, орудия труда и еду. Красками, сделанными из цветных глин и растений, они изображали животных, сцены охоты и сражений с дикими животными. В 1940 году в Ласко на юге Франции была найдена пещера с рисунками древних художников. Начали заниматься земледелием и приручением животных.
За последние 40 тыс. лет морфологический облик людей почти не изменился. Вырабатывались новые трудовые навыки, новая культура, но строение человеческих костей, мускулов, их взаимосвязанность оставались почти неизменными. Тогда как культура их шагнула от каменных орудий до современной цивилизации.
Учитель: Продолжаем наш путь по эволюционной линии дальше, в глубь веков.
Следующий этап – древние люди - палеоантропы (неандертальцы), появившиеся около 250 тыс. лет назад, и которые тоже относились к роду Homo и к виду sapiens. Говорят, что если одеть неандертальца в современный костюм, то в толпе среди пассажиров метро никто не обратит на него внимания. Это верно?
Экскурсовод №2: неандертальцы были очень неоднородной группой. Изучение многочисленных скелетов показало, что в эволюции неандертальцев можно выделить две линии. Одна линия шла в направлении мощного физического развития. Это были существа с низким скошенным лбом, низким затылком, сплошным надглазным валиком, слабо развитым подбородочным выступом. При сравнительно небольшом росте (около 1,5 м) они обладали чрезвычайно мощно развитой мускулатурой. Объём мозга составлял 1400-1600 см3. Ходили на полусогнутых ногах, крупная голова была как бы втянута в плечи. Впервые останки людей этого типа были найдены в Германии в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа. Это, так называемые, классические неандертальцы. Существует гипотеза о том, что классические неандертальцы в целом были боковой ветвью эволюции, не имевшей прямого отношения к возникновению человека современного типа.
А вот другая группа неандертальцев характеризовалась более тонкими чертами – меньшими надбровными валиками, высоким лбом, более тонкими челюстями и более развитым подбородком. Эти прогрессивные неандертальцы были морфологически близки к современному человеку. Они боролись за существование не путём усиления физического развития, а через развитие внутригрупповых связей при охоте, при защите от врагов. Силились в пещерах, вблизи воды. Их основной пищей было мясо.
Благодаря умению добывать огонь и изготавливать орудия труда неандертальцы заселили почти всю Африку и достигли северной части Европы, которая впоследствии покрылась людом. Кроме того, они заселили практически всю территорию Азии за исключением Сибири и высоких горных цепей.
Некоторые время неандертальцы и первые современные люди сосуществовали, а затем, примерно 28 тысяч лет назад, неандертальцы были окончательно вытеснены первыми современными людьми - кроманьонцами.
Учитель: Неандертальский человек имел предков, человеческих предков. Продолжаем наше путешествие. Перенесёмся на этап – древнейшие люди - архантропы, которые, как считают, возникли около 1,5 млн. лет назад. Если этих посадить в вагон метро, то люди, пожалуй, начнут с подозрением коситься на них. Однако, увидя их, вы сказали бы:
« Это не человекообразные обезьяны, это, несомненно, люди».
Экскурсовод № 3: известно несколько форм древнейших людей, объединённых антропологом Ле Гро Кларк общим названием Homo erectus – человек прямоходящий. Это питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и ряд других. Внешне они уже походили на современного человека, хотя отличались мощными надбровными валиками, отсутствием подбородочного выступа, низким и покатым лбом. Объём мозга был от 800 до 1200 см3. Древнейшие люди успешно охотились на буйволов, носорогов, оленей, птиц. С помощью отёсанных камней они разделывали убитых животных. Жили в основном в пещерах и умели использовать огонь. Благодаря прогрессивным изменениям в телосложении и росте (до 175 см) древнейший человек и получил своё название – человек прямоходящий.
Использование огня, охотничьи странствия, развитие способности к общению в какой-то мере подготовили распространение человека прямоходящего за пределы Африки, где он первоначально обитал.
Из Юго-Восточной Африки он перебрался в долину Нила, а оттуда на север по Восточному побережью Средиземного моря. Его останки найдены ещё восточнее – на острове Ява и в Китае.
Открытие Э. Дюбуа на о. Ява питекантропа – «недостающего звена» в родословной человека – было триумфом материалистической науки.
Учитель: А ещё раньше жил действительно примитивный тип, человекообразный – Homo habilis (человек умелый). Увидев его в метро, публика, наверное, поспешит убраться в другой конец вагона.
Экскурсовод №4: около 2-2,5 млн. лет назад древнейшие останки этих первых Homo были обнаружены в Олдовайском ущелье в Восточной Африке.
Человек умелый имел относительно крупный мозг, около 600 см3, и мог изготавливать простейшие каменные орудия труда из гальки (поэтому и называется «умелый»). Стадный образ жизни, совершенствование руки, развитие высшей нервной деятельности (способность к обучению), все эти особенности обеспечили победу обезьянолюдей в борьбе за существование и привели 1,5-2 млн. лет назад к широкому расселению их по Африке, Средиземноморью, Южной, Центральной и Юго-Восточной Азии.
Учитель: Давайте подведём некоторый итог всему сказанному и услышанному. (Фронтальный опрос).
Какие 3 стадии выделяют в процессе становления человека?
(1) древнейшие люди; 2) древние люди; 3) современные люди).
В каком направлении действовал естественный отбор в процессе эволюции человека? (в направлении развития прямохождения, способности к труду, увеличения объёма мозга, развитие внутригрупповых связей).
А дальше линия эволюционного развития человека почти совсем теряется в глубине времён. До человека умелого могло быть нечто подобное Люси. И наш следующий этап – предшественники человека - австралопитековые.
Экскурсовод №5: Люси – это почти полный скелет (свыше 40% всех костей) женской особи австалопитека афарского (от лат. Australis-южный и греческого питекас – обезьяна), возрастом 3,1 млн. лет. Данная находка была сделана в Эфиопии в 1973-1976 гг. Это самый полный и самый сохранившийся скелет из всех останков прямоходящих предков человека, которые были когда-либо найдены. Её голова, судя по найденным частям черепа, была немногим больше мяча для игры в софтбол (около 8 см в поперечнике). Рост Люси составлял около 105 см, хотя она была вполне взрослой самкой; об этом можно судить по прорезавшимся и уже несколько стёртым зубам мудрости. Предположительно ей было около 25-30 лет, когда она умерла.
Австралопитеки – это ранние гоминиды, но не люди. Предполагают, что первые австралопитеки появились в Африке около 4 млн. лет назад. Они ходили на двух ногах при выпрямленном положении тела. В отличие от всех обезьян строение зубной системы у них было сходно с человеческой. Объём мозга составлял 500 см3, а руки были свободны. Для защиты и добывания пищи австралопитеки пользовались камнями, костями животных, т. е. имели хорошую двигательную координацию.
Учитель: Австралопитек – почти человек. И как бы вы Люси не одели, она не будет похожа на человеческое существо. Её место - в далёком прошлом, за пределами человеческого.
Наша экскурсия почти подошла к концу. Как Вы увидели, путь формирования человека был очень сложным и длительным.
Прошло четыре основных этапа эволюции в пределах семейства гоминид. Давайте назовём их в порядке их возникновения.
(А – австралопитековые; Б – архантропы; В – палеоантропы; Г – неоантропы).
И завершится наша экскурсия на рубеже примерно 25 млн. лет назад.
Экскурсовод №6: в это время от высших узконосых обезьян (гоминоидов) отделились две ветви, которые привели к образованию двух семейств: понгид, или высших человекообразных обезьян, и гоминид, давших начало возникновению человека. Общими предками гориллы, шимпанзе и человека были ископаемые человекообразные обезьяны – дриопитеки. От большинства из них сохранились только зубы и фрагменты челюстей. Понгидная (обезьянья) ветвь эволюции пошла в направлении всё большего приспособления к древесному образу жизни и привела к возникновению современных высших человекообразных обезьян. Другая ветвь – гоминидная (человеческая) – развилась в направлении приспособления к наземному образу жизни и привела к человеку.
Учитель: как протекал процесс историко-эволюционного развития человека на Земле, вы теперь знаете. И если вы слушали внимательно, делали необходимые записи в путеводных дневниках, то вам не составит труда ответить на следующие вопросы теста.
Подведение итогов
(Учащимся предлагается ответить на 7 вопросов теста. После его выполнения на доску прикрепляется лист с правильными ответами. (Учащиеся оценивают себя сами, учитель знакомится с результатами).
Учитель: и в заключение хотелось бы вам пожелать, чтоб в каждом из вас было как можно больше от бога и как можно меньше от обезьяны.
Приложение 1.
Таблица 1.
Стадия антропогенеза | Представители среди ископаемых форм | Время появления | Признаки, характерные для людей | Объём мозга, см3 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Тест
Расположите древнейших предков человека в порядке их возникновения:
а) человека прямоходящий;
б) человек умелый;
в) австралопитек;
г) человек разумный.
2) Когда появились первые предки человека?
а) 1 млн. лет назад;
б) 4 млн. лет назад; *
в) 250 тыс. лет назад;
г) 10 тыс. лет назад.
3)Первые орудия труда возникли около:
а) 2,5 млн. лет назад; *
б) 4 млн. лет назад;
в) 250 тыс. лет назад;
г) 1 млн. лет назад.
4)Когда появились неандертальцы?
а) 200 тыс. лет назад; *
б) 100 тыс. лет назад;
в) 50 тыс. лет назад;
г) 10 тыс. лет назад.
5)Выберите орудия труда неандертальцев:
а) каменные наконечники; *
б) металлические ножи;
в) луки;
г) металлическая посуда;
д) каменный топор; *
е) кремниевые лезвия; *
ж) костяные ножи. *
6)Укажите, на каких континентах не обнаружено следов неандертальцев:
а) Северная и Южная Америка;
б) Африка;
в) Европа;
г) Австралия; *
д) Антарктида. *
7)Когда кроманьонец появился в Европе?
а) 40 тыс. лет назад; в) 10 тыс. лет назад;
б) 250 тыс. лет назад; г) 6 тыс. лет назад.
Литература
Н. Н. Воронцов, Л. Н. Сухорукова. Эволюция органического мира. М.: Просвещение, 1991.
Д. Джохансон, М. Иди. Люси. Истоки рода человеческого. М.: Мир, 1984.
В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сивоглазов. Биология. Общие закономерности. (Учебник для 10-11 классов). М.: Школа-Пресс, 1996.