Финансовая грамотность
(Урок обобщения знаний )
4 класс
Авторы: Овчинникова С.В.
Учитель начальных классов
Леонова О.А.
Педагог-психолог
МАОУ « Лицей №28
имени академика Б.А.Королева»
Тема урока :«Финансовая грамотность-
первый шаг к успешности»
Цель: формирование экономического мышления обучающихся и культуры обращения с деньгами, как части общей культуры человека, то есть подготовка к будущей самостоятельной жизни.
Задачи: 1. Обобщить знания о деньгах.
2.Закрепить понятия: монеты, валюта, бартер, финансы,
экономика, банк, банкомат, банковская карта, бюджет,
доход, расход.
3.Развивать умение правильно общаться с деньгами.
4 Развивать умение решать практические задачи
с денежными расчетами
5.Развивать умение сравнивать доходы и расходы,
принимать решения.
6. Развивать творческий потенциал, умение выражать свои мысли
и доказывать свою точку зрения.
5.Воспитывать бережливость.
Формы взаимодействия : индивидуальные и групповые.
Тип урока: урок -викторина
Оборудование: Слайды ( монеты, купюры),
информационные карты, карандаши.
Предметные образовательные результаты:
закрепить у учащихся понятия «Купюры », «Личные финансы», монеты, валюта, бартер, финансы, экономика, банк, банкомат, банковская карта, бюджет,доход,расход.
ознакомить с принципами формирования личного дохода, его сохранения и преумножения.
Метапредметные образовательные результаты:
закрепить умения выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально.
Личностные образовательные результаты:
развивать умение работать в группе,
воспитывать рациональное отношение к личным финансам,
формировать социальную активность и самостоятельность,
вырабатывать навыки культурного общения.
Коммуникативные образовательные результаты:
развивать навыки коммуникативной культуры учащихся;
развивать умение выражать свои мысли и идеи,
обсуждать в рабочей группе информацию.
21 февраля
Классная работа
Мотивационный этап. Чтение притчи учителем, анализ содержания с целью определения темы урока. ( Акцент на слове богатство )
Знакомство с известными людьми, их достижениями с целью определения темы урока. ( Акцент на слове успешный ).
Как бы вы назвали этих людей, одним словом?
Успешные и состоятельные!
Составим синквейн на тему « Успешность»:
«Богатство заключается не в множестве денег,
а в множестве возможностей». Крис Рок.
Задание №1 выполняется индивидуально с фронтальной проверкой в рабочих листах. (Акцент на том, что успех связан с образованностью)
Попробуем определить, какими качествами должны обладать успешные люди:
«Чем больше учишься, тем выше заработок».
Уоррен Баффет.
Личностные качества
Качества, присущие успешному человеку
Целеустремленность
Качества, присущие успешному человеку
Жадность
Финансовая грамотность
Решительность
Зависть
Уверенность в себе
Равнодушие к людям
Наглость
Эгоизм
Терпение
Пунктуальность
Увлеченность
Умение работать в команде
Трудолюбие
Образованность
Задание №2 выполняется в парах в рабочих листах. Выбор качеств личности успешного человека проводим в два этапа. Первый этап- выбор 4 качеств, второй этап- выбор сворачиваем до 2 самых важных. ( Акцент на том, что необходимые качества успешного человека - трудолюбие и образованность ). Финансовая грамотность входит в состав образованности.
Исходя из выше сказанного, попробуйте сформулировать тему урока:
Тема урока: " Финансовая грамотность-
первый шаг к успешности»
Цель урока: Обобщить и проверить знания в области финансовой грамотности.
Под руководством учителя формулируется тема урока и его главная цель. Обобщение знаний происходит в форме викторины. Дети делятся на 4 команды. Ответы дают последовательно. Каждый ответ оценивается в 1 балл.
Викторина
Раунд 1 Разминка:
1.Это — средство обращения, Это — средство накопления. Средство стоимости также, Также средство платежа.
Перед разминкой каждая команда выбирает по 2 участника для выполнения отдельного задания. Оно оценивается в 3 балла и озвучивается последним.
2.Без меня нет и рубля, Хоть и маленькая я. Наберёшь меня сто штук — Вот ….., милый друг .
3.Дядя Коля — нумизмат. Значит, каждый экспонат, Я скажу вам по секрету, Называется …
Монета
4.Где появились первые бумажные деньги?
в Китае в 10 веке
5.Как называется обмен одних товаров на другие?
Бартер
6.Когда в России появились бумажные деньги, как они назывались?
7.Как называются американские деньги?
Доллары
8.Как называют стороны монеты?
Аверс , реверс, гурт
Раунд 2
1.Наука о ведении хозяйства называется:
Экономика
2.Специалист в области финансовых операций .
Финансист
3.Где работает финансист?
В банковском секторе, инвестиционных фондах, на бирже и в финансовых отделах
4.Финансовая организация, основные виды деятельности которой — привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчётов
Банк
5.Откуда в банке средства?
Хранят деньги, выдают кредиты, инвестируют.
6. Вложение денег с целью получения прибыли в будущем это…
Инвестирование
7 . Регулярная выплата, которую государство взимает с организаций и граждан безвозмездно в принудительном порядке.
Налог
8. Финансовые отношения двух сторон, где одна предлагает деньги, а вторая обещает их вернуть в указанные сроки.
Кредит
9. Программно-техническое устройство, осуществляющее автоматизированные приём и выдачу наличных денежных средств с использованием банковских карт это-
Банкомат
10. Платежный инструмент, позволяющий оплачивать покупки ,снимать наличные, пополнять свой счет в банке, переводить деньги друзьям и совершать другие виды операций с деньгами.
Банковская карта
11. Платежная карта, на которой лежат ваши деньги:
Дебетовая
12.Банковские карты для детей от 6 до 14 лет.
Детская карта
13.Как уберечь от мошенников свои деньги на карте?
- Не передавайте ее в чужие руки
- Не отвечайте и не перезванивайте по указанным телефонам
- Не сообщайте личные данные
- При опасности-свяжитесь с родителями!!!
Задание выполняется в рабочих листах с коллективным обсуждением.
Раунд 3
1.План расходов и доходов это-
Бюджет
2.Финансовый план государства, который утвержден парламентом и имеет юридическую силу это-
Государственный бюджет
3.Из каких частей состоит бюджет?
Доход и расход
3.Заполни таблицу расход и доход
Зарплата, стипендия, коммунальные платежи, пенсия, питание, прибыль, медикаменты, пособия, отдых, обучение.
Проверь себя
доход
расход
Задание выполняется в рабочих листах с обсуждением в группе.
доход
зарплата
расход
стипендия
питание
комм.платежи
пособия
пенсия
медикаменты
прибыль
отдых
обучение
Задание выполняется в рабочих листах с обсуждением в группе.
Выберите правильный результат планирования бюджета
Проверь себя:
Задание выполняется в рабочих листах с обсуждением в группе.
На чем можно сэкономить?
Задание выполняется в рабочих листах с обсуждением в группе.
Раунд 4
Реши практическую задачу:
Задание выполняется в рабочих листах с обсуждением в группе.
Раунд 5
Мини -сочинения
Тема 1: Почему необходимо платить налоги?
Тема 2: Я могу помочь сберечь семейный бюджет!
Тема 3: Что значит быть экономным?
Тема 4: Богатый и успешный-это синонимы или нет?
Представители команд, которые получили отдельное задание, зачитывают свои мини-рассуждения на определенную тему. Тема рассуждения выбиралась вслепую.
Шаг за шагом, вперед и дружно!
Синквейн:
Почему необходимо платить налоги?
Я могу помочь сберечь семейный бюджет!
Что значит быть экономным?
Богатый и успешный-это синонимы или нет?
Рефлексия
- Мне все понятно и было интересно!
Подведение итогов викторины
В ходе подведения итогов дети получают именную грамоту с отметкой.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Литература:
1. Гловели Г.Д. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (4 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
2. Федин С.Н. Финансовая грамотность: Материалы для учащихся (2–3 класс). — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.
Интернет-источники
1. Cайт журнала «Семейный бюджет» http://www.7budget.ru ;
2. . Сайт «Все о пособиях» — http://subsidii.net /
3. multiurok.ru
4. https://infourok.ru/
Оборудование : 1. Компьютер
2. Проектор