Финансовая грамотность, 3 класс
Тема: «Вдумчивый покупатель. Выгодная покупка» (1 час)
Цель: познакомить детей с понятиями «вдумчивый покупатель», «выгодная покупка».
Задачи:
- объяснить различия между экономным и вдумчивым покупателем;
- расширить представления детей о необходимости рационального использования денег,
- рассмотреть основные способы рационального расходования денежных средств,
- способствовать пониманию и правильному использованию экономических терминов,
- организовать деятельность учащихся в проведении элементарных финансовых расчётов.
Планируемые результаты:
познавательные:
- использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации,
- овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям,
регулятивные:
-понимание цели своих действий,
-проявление познавательной и творческой инициативы,
-оценка правильности выполнения действий,
-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя,
коммуникативные:
-совместная работа в группах,
-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою,
-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий,
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
личностные:
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных реальных экономических ситуациях,
- овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений,
- воспитание доброжелательности, уважения к мнению других, чувства ценности семьи и рационального планирования семейного бюджета.
Форма внеурочной деятельности: занятие-исследование
Направление: общеинтеллектуальное.
Оборудование урока: рабочие листы, экономический словарик, планшеты.
Ход занятия:
Ι. Целеполагание
– Каким бы вы хотели видеть сегодняшнее занятие?
интересное
познавательное
развивающее
плодотворное
- В конце занятия мы проанализируем, получилось ли оно таким, каким мы его хотели видеть.
- Вам предстоит работа в группах, которая подразумевает выполнение следующих правил («Рабочий лист»):
В команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы.
Договориться, кто, что будет делать.
Выслушать мнение всех участников, любая точка зрения заслуживает внимания.
Не спорить, а доказывать, размышлять.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.
- Начнем сегодняшнее занятие с загадки:
Надо хлеба нам купить,
Иль подарок подарить, —
Сумку мы с собой берем,
И на улицу идем,
Там проходим вдоль витрин
И заходим в…
Ответ: Магазин
- Каждый день люди приходят в магазин и совершают покупки. Они покупают еду, средства для ухода за телом и за домом, одежду, книги и журналы, технику, мебель, да и просто приятные мелочи.
- Прочитайте три определения («Рабочий лист»:
Покупает как можно дешевле.
Покупает относительно цены/качества.
Покупает, несмотря на высокую цену.
– Как вы думаете, о ком можно так сказать? (о покупателе)
- Верно, это три основные категории покупателей.
Работа с экономическим словариком:
- Дайте определение понятию покупатель. (Покупатель – это человек, который приобретает товар или услугу за деньги.)
- Как можно сказать о покупателе каждой категории одним словом? Соедините линиями.
П
окупает как можно дешевле расточительный
П
окупает относительно цены/качества экономный
Покупает, несмотря на высокую цену вдумчивый
Работа с экономическим словариком:
Экономный – бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию.
Вдумчивый – склонный вдумываться, глубоко вникать, сосредоточенно мыслить.
Расточительный - не бережливый, легкомысленно, много и нецелесообразно тратящий, быстро расходующий что-либо.
- Определив, о какой категории покупателя говорится в данном тексте, вы узнаете тему сегодняшнего занятия:
«К каждой, даже самой незначительной покупке,он подходит основательно, взвешенно. Он готов потратить много времени и сил, чтобы найти вариант, который полностью будет соответствовать его ожиданиям. Этот покупатель не уходит из магазина с первой понравившейся вещью, его не провести яркой упаковкой или очередной акцией»
- Сформулируйте тему сегодняшнего занятия. («Вдумчивый покупатель»)
- Действительно ли всё то, что мы покупаем в магазинах, нам необходимо? (Нет, без некоторых товаров мы можем обойтись.)
- Не зря говорят, что когда мы покупаем что-то ненужное сегодня, мы лишаем себя чего-то важного в будущем.
- Покупая бесполезные товары, мы еще тем самым нерационально используем семейный бюджет.
Работа с экономическим словариком:
- Дайте определение понятию семейный бюджет. (Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период)
- Однако экономия семейного бюджета не должна доходить до крайности.
- Как вы думаете, на чем нежелательно экономить?
Работа в группах
- Из предложенного списка потребностей человека, выберите те, на которых нежелательно экономить. Обоснуйте свой выбор.
Косметика, качество отдыха, новые гаджеты, здоровье, развлечения, качество еды, транспорт, образование и развитие, путешествия.
- Вы верно определили, что экономить нежелательно на следующих потребностях:
Здоровье. Важно помнить, что экономия на здоровье обойдется в разы дороже в будущем. Кроме того, ресурс здоровья не всегда восполняем.
Качество еды. Необходимо покупать простую, натуральную и свежую пищу.
Образование и развитие. Вложения в себя обязательно окупятся.
Качество отдыха. Особенно важно отдыхать, если человек много работает. Если финансы совсем ограничены, можно рассмотреть доступные виды отдыха.
- Действительно, очень важно контролировать свои расходы и соотносить их с доходами, деньги любят счёт и уважение. Именно так поступает вдумчивый покупатель, он старается получить всё необходимое по доступной цене. Перед приобретением чего-либо вдумчивый покупатель тратит много времени и сил, чтобы найти вариант, который его не разочарует. Важную роль в выбореиграет соотношение цены и качества продукции. Ошибочно мнение, что вдумчивый покупатель не любит ходить по магазинам. Просто перед покупкой он изучает характеристики товара винтернет-магазинах, сравнивая цены. Вдумчивый покупатель всегда выигрывает в цене.
- Как можно назвать покупку, совершенную по минимальной цене?
- Верно, выгодная покупка, еще одна тема сегодняшнего занятия.Чтобы совершить такую покупку, нужно всегда быть в курсе того, какую стоимость имеют те или иные товары.
ΙΙ. Планирование
- Сейчас вам предстоит совершить предполагаемую выгодную покупку, а значит быть вдумчивыми покупателями.
- О товарах, которые вы будете сегодня «приобретать», говорится в одной необычной истории.
«На письменном столе лежал блокнот. Время от времени в него что-то записывали, делали какие-то пометки и вносили изменения в уже существующие записи. Блокнот по этому поводу не волновался, а про себя повторял:
- Бумага всё стерпит.
Рядом с ним всегда была ручка, которой и записывали нужную информацию. На столе кроме них находились и другие канцелярские принадлежности: линейка, карандаш, ластик, клей.Как-то ручка завела разговор:
- Из всех здесь присутствующих я - самая главная. Если бы ни я, чем бы в блокноте записывали? Вот и получается, что важнее меня никого здесь нет.
Все переглянулись между собой и вдруг линейка прямолинейно заявила:
- Не обессудь, соседка, но по значимости ты тут на последнем месте. Твой стержень закончится, и тебя выбросят как ненужный предмет, а на твоё место придёт другая. Я здесь самая важная. С помощью меня чертят прямые линии, выполняют чертежи, создают проекты.
К разговору присоединился карандаш:
- Если бы ни я, чем бы делали временные записи в блокноте и выполняли чертёжные работы? Значит, я - самый необходимый.
Тут ластик не выдержал и затараторил:
- Кто бы удалял твои временные записи, если бы не я? Я всегда всё стираю и навожу чистоту. Я самый незаменимый в порядке дел.
- Ты вечно копаешься в грязном белье, - заключил клей. А вот без меня ни что не может обойтись. Я склеиваю страницы, ремонтирую книги, в общем, мастер на все руки.
Блокнот не выдержал и взорвался:
- Если бы ни я, на чём бы вы писали, чертили, стирали, что клеили? Я - самый главный архив информации и незаменим во всём.
В результате всех этих долгих споров канцелярские принадлежности пришли к выводу, что все онисовершенно правы. Каждый из них является самым важным и незаменимым»
- О каких товарах идет речь в этой истории? (о канцелярских принадлежностях)
- Найдите и выпишите из текста названия канцелярских принадлежностей.
(блокнот, ручка, карандаш, линейка, клей, ластик).
- Канцелярские принадлежности – это тот товар, который стабильно пользуется спросом. Без ручек, тетрадей, блокнотов и других канцелярских принадлежностей нельзя учиться и работать. Хоть канцелярские товары и не являются продукцией долгосрочного использования, но качеством товаров пренебрегать нельзя. Товары хорошего качества за умеренную плату – вот что ищут покупатели.
ΙΙΙ. Деятельностный этап
- Нам предстоит выяснить, в каком магазине города Кемерово можно совершить выгодную покупку – приобрести канцтовары изсписка (блокнот, ручка, карандаш, линейка, клей, ластик).
- Что для этого будет предпринимать вдумчивый покупатель? (изучит цены на данные товары в интернет-магазинах)
- Вот и мы приступим к исследованию рынка канцелярских товаров в магазинах города.
Деление детей на группы:
Распределение ролей в группе:
Секретарь (фиксирует цены, выбранных товаров)
Бухгалтер (производит расчет общей стоимости покупки)
Спикер (представляет итоги работы группы)
Алгоритм работы в группах:
вход на сайт интернет-магазина
выбрать категорию товара
ознакомиться с ассортиментом предлагаемого товара
определить наиболее выгодный товар
вычислить стоимость покупки
Сайты интернет-магазинов:
1 группа - «Офисные мелочи» www.officemelochi.ru
2 группа - «Волна» www.volna-k.ru
3 группа –«Канцлер» www.kanselier.ru
4 группа - «Канцпарк» www.kanzpark42.ru
ΙV. Контроль
Каждая группа представляет результат своей работы.
- Какая группа детей смогла выгодно приобрести канцелярские товары из данного списка? Почему?
- Можно ли сказать, что вы к каждой, даже самой незначительной покупке,подходили основательно, взвешенно?
- Молодцы! Значит, вы справились с главной целью сегодняшнего занятия.
V. Рефлексия
- Оцените свою работу на занятии, подчеркните предложение, которое вам больше всего подходит:
Знания полезны, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
- Подведем итоги нашей работы. Получилось ли занятие интересным, познавательным, развивающим и плодотворным?
Благодарю за работу!
Рабочий лист
1.Правила работы в группе:
Все члены команды равны.
В команде не должно быть «спящих», все активно работают над решением проблемы.
Договориться, кто, что будет делать.
Выслушать мнение всех участников, любая точка зрения заслуживает внимания.
Не спорить, а доказывать, размышлять.
Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Каждый в команде должен получить удовольствие от совместной работы и от чувства уверенности в себе.
2.Соедините линиями.
Покупает как можно дешевле расточительный
Покупает относительно цены/качества экономный
Покупает, несмотря на высокую цену вдумчивый
3. Из предложенного списка потребностей человека, выберите и подчеркните те, на которых нежелательно экономить. Обоснуйте свой выбор.
Косметика, качество отдыха, новые гаджеты, здоровье, развлечения, качество еды, транспорт, образование и развитие, путешествия.
4. Найдите и выпишите из текста названия канцелярских принадлежностей.
«На письменном столе лежал блокнот. Время от времени в него что-то записывали, делали какие-то пометки. Блокнот по этому поводу не волновался, а про себя повторял:
- Бумага всё стерпит.
Рядом с ним всегда была ручка, которой и записывали нужную информацию. На столе кроме них находились и другие канцелярские принадлежности: линейка, карандаш, ластик, клей. Как-то ручка завела разговор:
- Из всех здесь присутствующих я - самая главная. Если бы ни я, чем бы в блокноте записывали? Вот и получается, что важнее меня никого здесь нет.
Все переглянулись между собой и вдруг линейка прямолинейно заявила:
- Не обессудь, соседка, но по значимости ты тут на последнем месте. Твой стержень закончится, и тебя выбросят как ненужный предмет, а на твоё место придёт другая. Я здесь самая важная. С помощью меня чертят прямые линии, выполняют чертежи, создают проекты.
К разговору присоединился карандаш:
- Если бы ни я, чем бы делали временные записи в блокноте и выполняли чертёжные работы? Значит, я - самый необходимый.
Тут ластик не выдержал и затараторил:
- Кто бы удалял твои временные записи, если бы не я? Я всегда всё стираю и навожу чистоту. Я самый незаменимый в порядке дел.
- Ты вечно копаешься в грязном белье, - заключил клей. А вот без меня ни что не может обойтись. Я склеиваю страницы, ремонтирую книги, в общем, мастер на все руки.
Блокнот не выдержал и взорвался:
- Если бы ни я, на чём бы вы писали, чертили, стирали, что клеили? Я - самый главный архив информации и незаменим во всём.
В результате всех этих долгих споров канцелярские принадлежности пришли к выводу, что все они совершенно правы. Каждый из них является самым важным и незаменимым»
Канцтовары:_____________________________________________________
_______________________________________________________________
5.Вход на сайты интернет-магазинов:
1 группа - «Офисные мелочи» www.officemelochi.ru
2 группа - «Волна» www.volna-k.ru
3 группа - «Канцлер» www.kanselier.ru
4 группа - «Канцпарк» www.kanzpark42.ru
6. Оцените свою работу на занятии:
Знания полезны, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
Сегодняшнее занятие:
интересное
познавательное
развивающее
плодотворное
Экономический словарик
Товар – продукт труда, произведенный для продажи.
Покупка – приобретение чего-либо в собственность за деньги или купленный товар.
Покупатель – это человек, который приобретает товар или услугу за деньги.
Экономный – бережливо расходующий что-нибудь, соблюдающий экономию.
Вдумчивый – склонный вдумываться, глубоко вникать, сосредоточенно мыслить.
Расточительный - не бережливый, легкомысленно, много и нецелесообразно тратящий, быстро расходующий что-либо.
Деньги — мера стоимости любых товаров и услуг.
Семейный бюджет – это план доходов и расходов семьи на определенный временной период.
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов продать единицу товара.
Качество товара – это все свойства товара, которые в своей сумме определяют, сможет ли данный товар удовлетворить нужды и потребности и будет ли он соответствовать всем требованиям, которые предъявляют к нему покупатели.
Выгодная покупка — это прежде всего покупка, совершенная по минимальным ценам.