Начало урока | - Много уроков вы знакомились с разными природными компонентами нашей страны. -Давайте еще раз вспомним и назовем их? В каком субъекте РФ мы живем? Вы рассматривали и компоненты Забайкальского края? Какие почвы в нашем крае? А климат? - Хорошо, молодцы! А если наступить глобальное потепление. То как это скажется на природе нашего края? То есть мы видим, что все эти компоненты друг с другом взаимосвязаны. Если какой-то компонент в природе изменился, то со временем и изменятся природа данной местности. - Природные компоненты на территории нашей страны одинаковы? Значит они какие? Можно сказать разнообразные. Почему? То есть получается, что разнообразие природных компонентов зависит от территории. Итак, записываем тему нашего урока: Слайд 1. Разнообразие природных комплексов России. Посмотрите на название нашей темы, попробуйте сформулировать задачи нашего урока. У нас на уроке сегодня очень важный гость Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Козлов Александр Александрович. И вот что он вам хочет сказать об экологии, в том числе и об изучении природы России. Слайд 2. | Дети называют компоненты: Реки, воды, почвы, климат, растения, животные, рельеф, горные породы Ответы детей: - Забайкальском крае. Да. - Дерново-подзолистые Резко континентальный Ответы детей: - Поменяется климат, поменяется растительный мир, следовательно почвы, животный мир и т.д. Ответы детей Нет. Разные. Территория большая. Дети записывают тему урока. Дети пытаются поставить задачи на урок. Знать, что такое ПТК. И каково их разнообразие? Слушают министра. | Осознание себя жителем Забайкалья, умение отвечать на вопросы, формулирование целеполагания, умение устанавливать причинно-следственные связи. Осознание себя гражданином Российской Федерации. |
Основной этап | Пробуем сформулировать: Что такое ПТК? Запись определение со слайда: Слайд 3. ПТК - это закономерное сочетание взаимосвязанных компонентов природы на определенной территории. А учение о ПТК называется ландшафтоведение. Слайд 4. Оно было основано в конце 19 века Василием Васильевичем Докучаевым. Слайд 5. Различают три главных уровня природных комплексов: локальный, региональный и глобальный. Слайд 6. Самостоятельная работа. §23, стр.124-126 ребятам предлагается привести примеры природных комплексов разного уровня. Слайды 7,8,9. Проверка. Ребята, скажите, пожалуйста, какие изменения в природе способен наблюдать человек в течение своей жизни? (На слайде можно найти подсказку) Слайд 10. Какой уровень ПТК можем наблюдать мы с вами? А какие изменения являются причиной образования крупных ПТК? А мы с вами можем наблюдать эти изменения? Физкультминутка. Показать объекты на физической карте России. Русская равнина, Уральские горы, Кавказ, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, Сихотэ-Алинь. Ученые, изучая геологическую историю, научились выделять ПТК. Основным методом выявления ПТК, установления их границ служит Природное (физико-географическое) районирование На территории нашей страны выделяют 8 основных ПТК или физико-географических районов. Самостоятельная работа. (5 мин) Пользуясь учебником стр.126 найдите и выпишите основные ПТК России. Слайд 11, 12 Пользуясь атласом, определите к каким физико-географическим районам относятся данные природные объекты: 1. Уральские горы 2. Восточно-Европейская равнина 3. Кавказские горы 4. Западно-Сибирская равнина 5. Полуостров Камчатка, горы Сихотэ-Алинь А какие физико-географические районы мы еще не назвали? И что к ним относится. Проверка на физической карте. Прочитать пункт параграфа «ПТК природные и антропогенные» ответить на вопрос: - Какие ландшафты называют антропогенными? 4) Нанести на контурную карту ПТК России. | Пробуют сформулировать определение ПТК – это совокупность компонентов природы на определенной территории. Записывают информацию Работают с учебником, приводят примеры. Дети называют примеры к каждому уровню. Ответы детей Образование оврага, зарастание озера Локальный Ответы детей: Климат, изменения в рельеф, история Нет, для этого необходимы столетия Выходят к доске показывают объекты. Дети самостоятельно выписывают основные ПТК России Соотносят географические объекты с физико-географическими странами Отвечают на вопросы: Средняя Сибирь, Северо-Восточная Сибирь, пояс гор Южной Сибири Читают текст учебника и отвечают на вопрос. Работают с контурной картой. | Умение выделять главное в определении, умение оказывать помощь товарищу; высказывать свои предположения, приводить доводы, умение находить, соотносить и показывать ПТК на карте России. |