Тип урока: Урок изучения нового материала с применением мультимедийной презентации. ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/09/s_598b48a21a93e/670341_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/09/s_598b48a21a93e/670341_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/09/s_598b48a21a93e/670341_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/09/s_598b48a21a93e/670341_1.png) ![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/08/09/s_598b48a21a93e/670341_1.png) Цели: формирование представлений о природе Африки, ознакомление с органическим миром материка. Задачи: раскрыть существенные признаки природных зон, причины их разнообразия; объяснить их особенности размещения; углубить знания об основном законе широтной зональности; развивать умение работать с картами атласа, источниками дополнительной информации; воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе. Оборудование: карта природных зон Африки, климатическая карта Африки, карты атласа у учащихся, таблицы с изображением животных по природным зонам Африки, мультимедийная презентация, медиапроектор, экран, опорные схемы у каждого ученика. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. Учитель (У): Сегодня на уроке мы продолжим наше путешествие по Африке: узнаем, какие природные зоны находятся на этом материке, дадим им характеристику, познакомимся с новыми понятиями, заслушаем сообщения. У: Дайте определение понятий: природная зона, широтная зональность, высотная поясность. У: Назовите, пожалуйста, природные зоны, которые находятся на материке Африка от экватора к северу и от экватора к югу. (Учащиеся перечисляют природные зоны по карте “Природные зоны Африки”) У: Что можно сказать о размещении природных зон от экватора к югу и к северу? (природные зоны повторяются). - Почему природные зоны повторяются? (Так как повторяются климатические пояса). У: Сделаем вывод: смена природных зон от экватора к северу и югу происходит из-за смены климатических поясов и подчиняется закону широтной зональности. У: Итак, дадим характеристику трех природных зон: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни. (Слайд №2) В процессе работы будем заполнять таблицу. Название природной зоны | Географическое положение | Климат | Почвы | Растения | Животные | Влажные экваториальные леса | | | | | | Саванны и редколесья | | | | | | Пустыни | | | | | | Влажные экваториальные леса. (Слайд №3) Познакомимся с понятием влажные экваториальные леса (читают на слайде) Где находится эта природная зона. (На экваторе). У: На слайде предлагается план, по которому будем описывать природную зону. (Слайд№3) У: Опишем климат по карте атласа, в котором находится эта природная зона. В таблицу вносим данные: климатический пояс, воздушные массы, их признаки, средняя температура июля и января, количество осадков и режим их выпадения Проверим правильность заполнения (На слайде № 4) У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает во влажных экваториальных лесах. (Красно–желтые ферраллитные). (Слайд тот же) У: Содержат много железа, органические вещества разлагаются до конца и не накапливаются. Обилие влаги приводит к непрерывному промыванию на большую глубину почв, происходит заболачивание. У: Какие растения растут в этом лесу? (Слайд №5) У: Что представляет из себя лес? Какие чувства вызывает он у человека, побывавшего там? Какие приспособления у растений существуют? Продолжаете заполнять таблицу. У: Какие животные могут жить в этом лесу? (Слайд №6) У: Какие у них приспособления? Почему во влажных экваториальных лесах мало крупных животных? Продолжаете заполнять таблицу. У: Итак, что же такое влажный экваториальный лес? Вернемся к определению влажного экваториального леса. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки. Саванны и редколесья. (Слайд №7) У: Познакомимся с определением саванна. У: Где находится природная зона саванны и редколесья? (К северу и югу от природной зоны влажные экваториальные леса) У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится природная зона саванны (план описания климата тот же). (Проверка по слайду №8) У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в саваннах. (Красно-бурые). Слайд тот же. «Почвы» открываются по щелчку. У: Плодородные, органические вещества накапливаются в сухой сезон. У: По учебнику прочитайте и выпишите, какие растения растут в саванне. (Слайд №9) У: В саванне большое количество травоядных животных, а также хищников. (Слайд №10) Почему? У: Назовите их приспособления. У: Что такое саванна? Вернемся к определению саванны. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки. Пустыни. (Слайд №11) У: Познакомимся с определением пустыня. У: Назовите пустыни Африки. Где они находятся? (Сахара – на северном тропике, Намиб на южном тропике, западное побережье). У: Самостоятельно по картам атласа опишите климат, в котором находится пустыня Сахара (план описания климата тот же). (Слайд №12) У: Опишем климат по картам атласа, в котором находится пустыня Намиб. Сравните климат пустыни Сахара и пустыни Намиб. В чем различие? (В пустыне Намиб средняя температура жаркого месяца +240, а в Сахаре +320). У: Объяснить это можно тем, что юг материка – узкая часть, и океаны не позволяют суше сильно прогреться. Север – самая широкая часть материка. Тепло используется на нагревание песка (поверхности), который отдает его воздуху. Этим объясняется высокая средняя температура июля в Сахаре. У: Определите по карте “Почвы мира”, какой тип почв преобладает в пустынях. (Пустынные тропические почвы). У: Мало перегноя, много минеральных солей. У: Из-за отсутствия дождей соли из почв не вымываются. При искусственном орошении на таких почвах можно получать хорошие урожаи. (Слайд тот же) У: Назовите приспособления растений для жизни в пустыне? Впишите их в таблицу. (Слайд №13) У: В пустынях есть оазисы, там растут финиковые пальмы и другая растительность Оазис – участок в пустыне, где на поверхность выходят подземные воды. У: Какие животные могут встретиться в пустыне? (Слайд №14) У: Какие приспособления у животных для жизни в пустыне? (Слайд №15 «приспособления» открываются по щелчку). У: Что такое пустыня? Вернемся к определению пустыни. Выделите главное слово (словосочетание) и признаки. У: Мы совершили путешествие по материку Африка и описали природные зоны, опираясь на изученный материал, выполним практическую работу. Практическая работа №11 “Определение причин разнообразия природных зон материка”. Цель: 1. Определить причины разнообразия природных зон материка. 2. Анализировать и сопоставлять карты, делать на основе анализа и сопоставления карт обобщения и выводы. Заполните таблицу. (Слайд №16 открывается по щелчку. По слайду проверяют правильность выполнения практической работы). Последовательность работы. По результатам анализа и сопоставления климатической карты Африки, карты природных зон Африки и карты климатических поясов и областей мира заполните таблицу. Природная зона | Климатический пояс | Причины разнообразия | Влажные экваториальные леса | Экваториальный | Много тепла и влаги. | Саванны | Субэкваториальный | Смена сухого и влажного сезонов года. | Пустыни | Тропический пуст. | Высокие температуры, мало осадков. | Сделайте вывод: причиной разнообразия природных зон является разнообразие климатов. 3. Закрепление. Распределите данный список по трем группам. (Слайд №17 по щелчку. Слово по щелчку исчезает из списка и появляется по щелчку в нужной графе.) Устно выполняют задание. Лианы, вельвичия, жираф, горилла, оазис, пальмы, баобаб, лев, верблюд, колючки, смена сезонов, длинные корни, антилопы, ярусность. Домашнее задание. Слайд №18. Итоги урока. |