Конспект к уроку географии "Почва Казахстана" 8 класс
Цель урока:
создать условия, обеспечивающие успешность творческой деятельности.
Задачи урока:
1. ознакомить учащихся с почвообразующими факторами и классификацией почв, закрепить материал на примере состава почвы Костанайской области;
2. сформировать представление о различных типах почве, принципах смены, рассмотреть причины, определяющие эти особенности.
2.продолжать формировать умения устанавливать причинно-следственные связи между различными природными компонентами, работать с климатическими картами
Учебно-наглядный карта природных зон Казахстана, физическая комплекс: карта, климатическая карта Казахстана, карты
атласа.
Тип урока: комбинированный
План урока: 1.Организационный момент.
2.Изучение нового материала.
3.Рефлексия
4.Домашнее задание.
Ход урока: 1.Организационный момент. При входе в класс учащимся предлагается вытащить жетон из сундучка и разделится на группы.( на жетонах изображены – глобус, компас и карта.
Игра «Учим текст наизусть»
Каждому участнику раздается распечатанный текст. Предлагается всем посмотреть текст, чтобы потом воспроизвести его наизусть. На работу с текстом дается 2 минуты.
Далее каждой команде необходимо выделить всех желающих посоревноваться. Сначала выходит 1-ый участник из команды №1. Пересказывает текст наизусть до первой ошибки. «Стоп». Затем выходит 1-ый участник из команды №2 и т.д. Определяют игрока с самой лучшей памятью. ( на изучение текста 2 минуты)
Текст: Моя Родина – Республика Казахстан. Это большая, красивая, гостеприимная, дружная, молодая страна. Она лежит в самом «сердце» Азии. Казахстан занимает 9 место в мире по площади. Более половины территории Казахстана занимают равнины. На севере страны раскинулись разнотравные злаковые степи с островками сосновых боров и березовых колков. На западе среди огромного пространства степей и песков расположена Прикаспийская низменность. На юге и востоке Республики возвышаются заснеженные горные вершины, которые, кажется, достают до небес. Природа у нас тоже особенная. Суровые зимы с обилием пушистого снега, укладывающегося в пышные сугробы, сменяются жарким летом. Казахстан также богат внутренними сокровищами. Республика является одним из мировых лидеров по добыче нефти, газа, угля.
2. Изучение нового материала.
Учитель: Отгадайте загадку: «Меня бьют, колотят, ворочают, режут, я все терплю и всем добром плачу»
Ответ учащихся – почва.
Учитель: Обратите внимание на доску на перевод данного термина в рамках полиязычия. (топырақ. soil)
Учащиеся: записывают термины в тетрадь.
Учитель: Что такое почва?
Почва - верхний тонкий слой Земли, обладающий плодородием
Почвы появились более 500 млн. лет в кембрийский период,
когда растительные организмы вышли из океана на сушу
и поселились в рыхлых горных породах,
которые были способны накапливать влагу и
снабжали растения водой и минеральными веществам
Опережающее задание. Первым исследователем почв в России был М. В. Ломоносов. В 1763 году вышел его знаменитый трактат «О слоях земных», где он ставил вопрос: «Что есть почва?» - и отвечал: «Сие не первообразная и не первозданная материя, а тело из горных скал, ветром и натуральным царством животных и растений образованное».
Самое важное заключается в том, что М. В. Ломоносов первым поставил вопрос о происхождении почвы и сделал вывод, что почва «...происхождения не минерального, а из двух прочих царств натуры, животного и растительного».
К середине XIX века в России были уже описаны многие земли и начали составляться почвенные карты. В 1875 году В. В. Докучаеву было поручено составить почвенную карту и дать описание русского чернозема. Докучаев проделал титаническую работу. Он научно объяснил историю происхождения, возраст, строение и свойства чернозема, доказал, что почва - особое естественно-историческое тело, результат взаимодействия природных факторов: климата, материнской породы, растительности и животных, а также рельефа.
В. В. Докучаев - выдающийся русский ученый-почвовед, основатель научного почвоведения. Год выхода его книги «Русский чернозем» (1883) принято считать началом научного почвоведения.
Учитель-Какой вывод можно сделать о вкладе В.В.Докучаева в науку почвоведения?
Ученик В. В. Докучаев доказал, что:
почвы распределяются закономерно
определил почвообразующие факторы
почва обладает свойствами живой и неживой природы
почва обладает плодородием
Распределение обязанностей (спикер, таймсспикер, секретарь)
Проработайте материал на стр. Заполните таблицу. Каждая из групп заполняет свою таблицу и презентует ее. (5 минут)
I. Состав почвы. (запись в тетрадь)
Твердая часть | Жидкая часть | Газообразная часть | Живые организмы |
Минеральные вещества | Вода с растворенными веществами | воздух | Микроорганизмы. Части растений. |
II. Строение почвы
А 1 | Гумусовый горизонт |
А 2 В | Переходная часть почвенного профиля Fe, Ca, Na, Si |
С | Почво-образуюшая порода |
III. Почвообразующие факторы.
Факторы | Их влияние на формирование почв |
материнская горная порода | Является основой для образования почв, источником минеральной части почвы, влияющей на ее состав |
Микроорганизмы | Обеспечивают образование перегноя, т.е. органических веществ, дающих почве плодородие |
живые организмы: - растения - животные, обитающие в почве | Источник органических веществ Улучшают физические свойства почв: тепло- и водопроницаемость |
Климат | Влияет на скорость почвообразования, на тип и качество почв |
Рельеф | Определяет распространение климатических почвообразующих элементов |
время (возраст) | Определяет мощность почвенного слоя |
подземные воды | Обеспечивают почву влагой, химическими веществами, солями. |
Человек | Улучшает или ухудшает качество почв |
Учитель: я предлагаю вам просмотреть небольшой видеофрагмент «Почва – особое природное тело». сайт Инфоурок.
Учитель: Почвенный покров нашей области представлен множеством разных типов почв – от лесостепных и степных черноземов, каштановых, бурых и засоленных почв полупустынь.
Наша Костанайская область – это прежде всего сельскохозяйственный регион.
С севера на юг распологается несколько почвенных зон и подзон.
Черноземы занимают плоские равнины на севере и полностью распаханы. Гумус 45-60 см. к югу плодородие уменьшается (ухудшаются агроклиматические условия, ветровая эрозия, требуется на южных черноземах проведение мелиоративных предприятий). Уменьшается количество питательных веществ.
Высокоплодородные темнокаштановые почвы, гумус 35-40 см. в сухих степях области почвы имеют мягкий механический состав, подвергаются ветровой эрозии и образуются выборочно.
Меры, которые проводятся человеком-полосное земледелие, обработка безотвальными орудиями, стерня и кулисы зимой, лесополосы.
Каштановые – меньше питательных веществ и более солонцеваты (коэффициент увлажнения – 0,5 , осадки 200 мм). Урожай зависит от влаги в почве.
Светло-каштановые и бурые – на юге, часто вперемежку с солонцами, необходим полив.
По поймам рек – аллювиальные и луговые, в местах, где близко подходят грунтовые воды – засоленные.
Почвенный покров Костанайской области испытывает высокую техногенную нагрузку, связанную с функционированием промышленных объектов и транспорта.
В результате техногенного воздействия на природную среду в Костанайской области
образовалось 29,6 тыс. га нарушенных земель, из которых отработанные
земли составляют 13,9 %. В 2005 г. при строительстве различных
объектов 14 предприятий осуществили снятие и складирование в отвалы плодородного слоя почвы со 129 га объемом 129 тыс. м3
, а всего в области заскладировано 8 615 тыс. м3
плодородного слоя почвы. В
2005 г. снятым плодородным слоем почвы улучшен 31 га
малопродуктивных угодий. Природная предрасположенность к
засолению почв, особенно в центральной и южной частях Костанайской
области (Торгайский прогиб), предопределяется литологическим
составом почвообразующих неоген-четвертичных морских и озерных
отложений. В условиях сложного микрорельефа и биогенной
аккумуляции солей создаются благоприятные предпосылки для развития
засоления. На территории Костанайской области имеется 2 894,2 тыс. га
засоленных угодий (15,96 %), причем на пашню приходится
542,2 тыс. га, или 2,99 % территории сельскохозяйственных угодий.
Солонцеватых угодий – 7 096,2 тыс. га (39,14 %), из которых на долю
пашни приходится 728,7 тыс. га, или 4 % площади
сельскохозяйственных угодий.
Учитель: Сейчас я предлагаю вам поработать с интернет -ресурсами и выполнить проект «Что нужно сделать, чтобы сохранить почву?» ( найденную информацию вы должны оформить на макетах лежащих перед вами и презентовать их).
Ученики: презентуют проекты
Учитель: Берегите землю!
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
(М. Дудин)
4. Домашнее задание: §