Учитель математики ГОУ ЛНР «ВУВК № 3 «Рассвет» - Колесникова Светлана Викторовна
Дата: 12 марта 2020 г.
Класс: 5 Тема урока: «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». Цель урока: научить правилам сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями.
Задачи: Образовательные:
- обобщить и систематизировать знания об обыкновенных дробях;
- закрепить и усовершенствовать навыки действий с обыкновенными дробями; - - сформировать навыка сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями Развивающие:
- продолжить формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создания ситуации успеха, навыков самостоятельной деятельности;
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, систематизировать;
-продолжить развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленных задач, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
- активизация познавательной деятельности;
- развитие логического мышления.
Воспитательные:
- воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления Методы обучения:
- Репродуктивный (стимулирование учебной деятельности)
- Наглядный
- Проблемно – поисковый
- Эвристическая беседа
Формы работы учащихся:
- Фронтальная
- Групповая
- Индивидуальная
Оборудование: презентация, карточки-задания , учебник.
Ход урока.
1.Организационный момент. Проверить готовность учащихся к уроку.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Я рада приветствовать вас на уроке математики. СЛАЙД №1
Французский писатель XIX столетия Анатоль Франс однажды заметил: “Учиться можно только весело… Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом”. Давайте сегодня на уроке будем следовать этому совету, будем активны, внимательны, работать с большим желанием. У вас все получится.
Открывайте тетради, запишем дату, сегодня 12 марта. СЛАЙД №2
Дети, 12 марта по народному календарю вспоминают исповедника Прокопия Декаполита, жившего в 8 веке. СЛАЙД №3 Считалось, что с этого дня весна вступает в свои права. В этот день люди наблюдали за капелью: если она была сильная, то в дальний путь ехать опасались и старались остаться дома. Если появились подснежники, значит пора начинать пахоту.
А чем еще знаменателен этот день? СЛАЙДЫ № 4,5,6.
- 12 марта 1714 года Петром 1 был издан указ об открытии цифирных школ для обучения «малых ребяток из разных чинов».
- 12 марта 1896 года в Петербурге с помощью изобретенного Александром Степановичем Поповым прибора была передана первая в мире радиограмма.
- В этот день в 1918 году столицей СССР становится город Москва.
- 12 марта в Китае и Тайване отмечается официальный праздник - День посадки деревьев.
Спасибо за информацию
2. Интеллектуальная разминка
– Какую серьезную тему вы начали изучать в феврале месяце?
(Тему «Обыкновенные дроби»)
– Чему вы уже научились?
(учащиеся:
- Научились отличать правильные и неправильные дроби
- Научились их читать, сравнивать.
- Приводить дроби к общему знаменателю.
- Сокращать дроби.
- Решать задачи на дроби.)
– Как вы думаете, куда дальше в изучении дробей вы продолжите двигаться?
(Мы должны научиться выполнять действия с дробями.)
– Молодцы! Вы правильно определили продвижение по теме «Дроби».
- Что является залогом успешной работы?
(-Внимательно и аккуратно выполнять все указания учителя,
- внимательно слушать своих одноклассников,
- активно работать на каждом этапе урока.)
- Какой следующий шаг вы должны сделать?
(Мы должны повторить тот материал, который нам потребуется для открытия нового знания.)
Учитель: Работать вы будете по группам. На столах у вас лежат листы самооценки работы на уроке. Оцениваться будет: активность, правильные ответы, как каждый из вас работает в группе, как вы сами оцениваете свою работу сегодня.
3. Актуализация знаний.
А начнём мы как всегда с устной работы. Чтобы узнать что-то новое, необходимо повторить уже изученный материал.
- Фронтальный опрос Слайд № 7
Как называется
- 1. Число, стоящее над чертой?
- 2. Число, стоящее под чертой?
- 3. Дробь, в которой числитель меньше знаменателя?
- 4. Дробь, в которой числитель больше знаменателя?
- 5. 1/60 часа
- 6. 1/60 минуты
- Возьмите листочки и узнайте, какая часть фигуры закрашена. Проверьте. СЛАЙД № 8 (проверка с помощью презентации) (А у меня фигура круг и 2 ответа 6/8 и 2/8 – не сказано каким цветом закрашена часть круга.
И у меня. Показывает прямоугольник. Если красным цветом – 1/2, если синим – тоже 1/2)
- Игра «Отгадай» Карточки , на доске плакат
Работа в группах, пишут на доске. Расположи в порядке убывания, возрастания, вывешивают на доске отгадывают слово
1 группа. Расположите дроби в порядке возрастания и вы прочтете название растения. Эти растения занесены в Красную книгу ЛНР, произрастают ранней весной. В школе проводятся экологические акции в защиту этих растений. (ПЕРВОЦВЕТ)
13
24
|
21
24
|
6
24
|
3
24
|
8
24
|
23
24
|
22
24
|
19
24
|
4
24
|
О
|
В
|
Р
|
П
|
В
|
Т
|
Е
|
Ц
|
Е
|
2 группа. Расположите дроби в порядке убывания и вы прочтете название насекомого. Это насекомое также занесено в Красную книгу ЛНР. Хищник. Единственное насекомое, которое может поворачивать голову назад и смотреть через плечо. (БОГОМОЛ)
16
21
|
6
21
|
8
21
|
19
21
|
5
21
|
11
21
|
13
21
|
О
|
О
|
М
|
Б
|
Л
|
О
|
Г
|
- Письменно в тетрадях и на доске Сократите дробь -
1 и 2 группа цепочкой. А что значит «сократить дробь»?
- Письменно в тетрадях и на доске Сравнить дроби
1 и 2 группа
Правила сравнения дробей.
Молодцы. А как вы справились с работой? Оцените себя
- Дан ряд дробей: 1/8, 1/3, 13/24, 3/4. (на доске)Что вы можете о нем сказать? (Все дроби правильные.)
– К какому наименьшему общему знаменателю можно привести все дроби? Почему? (К знаменателю 24, так как 24 – наименьшее общее кратное всех знаменателей.)
Слайд № 9 Возьмите карточки №1. Выполните тестовую работу
КАРТОЧКА №1
1. Найдите правильную дробь:
А) 12/23 Б) 9/2 В) 67/23
2. Найдите неправильную дробь:
А)23/31 Б) 18/7 В) 9/23
3. Сократите дробь 24/30 :
А)4/30 Б) 4/5 В) 1/6
4.Приведите к знаменателю 48 дробь 5/12:
А) 20/48 Б) 16/48 В) 25/48
Сейчас самопроверка и оценивание. Незабудьте поставить оценки в листы самооценивания
4. Создание проблемной ситуации СЛАЙД № 10
Рассмотрим задачу: Саша 17/60 ч решал задачу, 14/60 ч выполнял упражнение по русскому языку, 29/60 ч читал книгу. Я вам поставлю несколько вопросов.
На что Саша потратил больше всего времени? На сколько дольше мальчик читал книгу, чем решал задачу? Сколько всего времени он потратил на выполнение всех заданий?
- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на первый вопрос? На второй? На третий вопрос?
- Сравнить дроби, сложить дроби, вычесть дроби.
- На какой вопрос мы можем ответить?
- На первый. Сравнить дроби.
Какой будет ответ?
- Больше всего времени Саша потратил на чтение книги 26/60.
5. Формулирование проблемы
- Чтобы ответить на второй и третий вопросы, что мы должны научиться делать?
- Научиться складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями и применять эти знания при решении задач.
– Хорошо! Чтобы продолжить работу, надо записать тему урока. Что мы запишем в тетрадь?
- Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
6. Открытие новых знаний
Учащимся предлагаются задания, после выполнения которых они сами сформулируют алгоритм сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Предлагаю вам решить задачу. Будьте внимательны СЛАЙД№ 11 Будьте внимательны
1. Арбуз разрезали на 8 равных частей.
Какую часть арбуза положили на тарелку первый раз? 2/3
Какую часть арбуза положили на тарелку во второй раз? 3/8
Какую часть арбуза положили на тарелку за два раза? 5/8
Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какую часть арбуза положили на тарелку за два раза?
- Сложение
- Сформулируйте правило сложения дробей с одинаковыми знаменателями.
СЛАЙД № 12. Какую часть арбуза положили на тарелку? 5/8
Какую часть арбуза убрали с тарелки? 3/8
Какая часть арбуза осталась на тарелке? 2/8
Какое действие мы выполнили, чтобы узнать, какая часть арбуза осталась на тарелку?
- Вычитание
- Сформулируйте правило вычитания дробей с одинаковыми знаменателями
7. Фронтальная работа
(работа с текстом учебника)
- Давайте откроем учебник на страницах 184 и 192 и прочтём правила.
Так ли мы их сформулировали?
Замечательно! Эти правила надо знать!
(СЛАЙД № 13 , на котором буквенная запись сложения и вычитания)
- С помощью букв правила можно записать так: ; . Ребята, запишите буквенную запись сложения и вычитания в тетрадь.
8. Физминутка Устали? Давайте отдохнем.
( гимнастика для глаз под музыкальное сопровождение)
ученики повторяют движения за учителем)
Поднимает руки класс – это раз
Повернулась голова – это два
Руки вниз – вперед смотри – это три
Руки в стороны пошире развернули на четыре
С силой их к плечам прижать и немного повращать – это пять
А на шесть – в ладоши хлопнуть
И на семь – ногою топнуть
А на восемь – потянуться
И на девять – улыбнуться
Что ж заряд хороший есть.
Можно нам теперь и сесть.
9. Первичное применение нового знания
- Повторим ещё раз правило сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями. (говорят дети) Молодцы!
(Прописать на доске два примера – образцы на сложение и вычитание). Открываем тетради и пишем, следуя образцу
Теперь вернемся к нашей задаче. СЛАЙД № 14
На сколько больше он читал, чем решал задачу?
29/60 - 17/60 =12 /60
Сколько всего времени Леша потратил на выполнение всех заданий? 17/60 + +14/60 + 29/60 =60 /60 = 1 час
10. Закрепление изученного материала
- Кто у нас самый внимательный и умный?
Найдите ошибки в примерах (на доске). Давайте исправим 3/5 + 2/5 = 5/5 = 1
4/10 + 2/10 = 6/20 =3/10
5/12 + 1/12 = 6/12 = 2
- «Найди дорожку» (на доске)
8/13 – 3/13 = 15/16
6/16 + 9/16 = 6/19
15/19 – 9/19 = 5/13
9/25 – 1/25 = 8/25
- Работа с учебником. Комментированное решение.
№ 826 а) б) в)
№ 865 а) б) в)
( по группам карточки № 2 на месте на доске только ключ) Молодцы вы справились с заданием не забывайте оценивать себя
(Ответ “да” соответствует _, ответ “нет” — Λ.)
Ключ: _ Λ _ Λ_ Λ_ _ _ _
- Реши задачу двумя способами:
1 группа
В магазин привезли 600 кг картофеля. До обеда продали 3/10 , а после обеда 5/10 привезённого картофеля. На сколько килограммов картофеля после обеда продано больше, чем до обеда?
I способ:
1) 5/10 - 3/10 = 2/10 (ч.) - на столько больше картофеля продали после обеда
2) 600 : 10 · 2 = 120(кг) - на столько больше продано после обеда
II способ:
1)600: 10 · 3= 180 (кг) – картофеля продали до обеда
2)600 : 10 · 5 = 300(кг) – картофеля продали после обеда
3) 300 – 180 = 120(кг) –на столько больше картофеля продали после обеда.
Ответ: 120 кг
2 группа
Арбуз, дыня и тыква вместе весят 20 кг. Масса дыни составляет 2/10 общей массы, а масса тыквы 3/10 общей массы. Какова масса арбуза?
I способ:
1) 2/10 = 3/10 = 5/10 (ч.) – составляет масса дыни и тыквы от общей массы
2) 20 : 10 · 5= 10(кг)- масса дыни и тыквы
3)20-10=10(кг)- масса арбуза
II способ:
1)20: 10 · 2= 4 (кг) – масса дыни
2)20 : 10 · 3= 6(кг) – масса тыквы
3) 20 – (4+6) = 10(кг) –масса арбуза
Ответ: 10 кг
- Самостоятельная работа
Индивидуальная работа по вариантам. Если возникнут затруднения, я помогу
СЛАЙД № 15
Самопроверка и самооценивание СЛАЙДЫ № 16, 17
11. Подведение итогов урока
- Работа в группах. Составление кластера
-Ребята, сейчас мы обобщим знания о дробях, выполним одну очень интересную работу. Составим кластер.
В переводе с английского языка кластер – грозди винограда. Вот мы с вами и составим эти грозди.
Нужно вставить в окна всё, что мы знаем о дробях. А для этого вам нужно подобрать карточки с подходящими словами и прикрепить их в нужном окошке.
- Сигнал об окончании работы – возьмитесь за руки и поднимите вверх.
Проверка правильности составления кластера. СЛАЙД № 18
- Рефлексия:
1. Достиг (достигла) ли ты цели, поставленной в начале урока?
2. На уроке я научился (научилась) …
4. Теперь я могу …
5. Мне понравилось …
6. Во время урока я чувствовал (чувствовала) себя: - комфортно;
- неуверенно;
- превосходно;..
7. Доволен (довольна) ли ты своей работой на уроке?
8. Оцените свою работу на уроке.
Вместе с классом учитель даёт не только количественную (по листам самооценивания ), но и качественную оценку особо отличившимся учащимся.
12. Домашнее задание
с. 186, № 829, 842, с. 194 № 873