СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок-исследование Изучение полей постоянных магнитов

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок-исследование Изучение полей постоянных магнитов»

Учитель физики

МБОУ «Колодезянская школа» Асанов Р.И.


8 класс

План-конспект урока №57

Тема урока: Урок-исследование "Изучение полей постоянных магнитов"


Цель:  исследование свойств магнитных полей постоянных магнитов и их взаимодействия с различными материалами, сформировать понятия о постоянных магнитах, их свойствах;

Задачи:

образовательная: формирование знаний о свойствах магнитного поля и принципах работы постоянного магнита;

развивающая: развитие у учащихся навыка проведения экспериментов и анализа полученных данных, развитие умений строить самостоятельные высказывания в устной речи на основе выводов, сделанных в результате исследования; развитие логического мышления;

воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся навыков исследовательской работы.

Оборудование:

  • Постоянные магниты различной формы (прямоугольный брусок, подковообразный)

  • Железные опилки

  • Лист бумаги

  • Стеклянная палочка

  • Металлические предметы (гвозди, скрепки)

  • Компас

  • Компьютер, проектор,


ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, мотивация учебной деятельности, настрой учащихся)

Учитель: Сегодня мы проведем экспериментальное исследование магнитных полей постоянных магнитов. Что вы уже знаете о магнетизме? Какие свойства магнитов вам известны?

Обсуждение: Учащиеся делятся своими знаниями о магнетизме, учитель корректирует и дополняет информацию.

  1. Актуализация опорных знаний

Вопросы для повторения

1.Что такое магнит?

(Ответ: Магнит — это тело, которое создает вокруг себя магнитное поле и способно притягивать некоторые вещества, особенно те, которые содержат железо.)

2. Какие существуют типы магнитов?

(Ответ: Существуют естественные (природные) и искусственные магниты. Естественный магнит — это минерал магнетит, обладающий магнитными свойствами. Искусственные магниты создаются человеком путем обработки определенных материалов.)

3. Каковы основные свойства магнитов?

(Ответ: Основные свойства магнитов включают способность притягивать определенные металлы (особенно железо), наличие двух полюсов (северного и южного), взаимодействие с другими магнитами (одноименные полюсы отталкиваются, разноименные притягиваются).

4. Почему магниты могут притягивать только определённые материалы?

( Ответ: Магниты способны притягивать только те материалы, которые обладают ферромагнитными свойствами, то есть способностью намагничиваться. К таким материалам относятся железо, никель, кобальт и их сплавы.)

5. Можно ли изменить направление магнитного поля магнита?

(Ответ: Направление магнитного поля постоянного магнита нельзя изменить без разрушения самого магнита. Однако временные магниты (электромагниты) позволяют изменять направление поля, изменяя направление тока в обмотке.)

  1. Экспериментальная часть

Эксперимент №1: Исследование магнитной силы

Задание: Положить лист бумаги на стол, сверху насыпать железные опилки. Поднести постоянный магнит к бумаге снизу так, чтобы он находился близко к поверхности листа, но не касался её.

Наблюдения: Опилки выстраиваются вдоль линий магнитного поля, образуя характерные узоры.

Вопросы для обсуждения:

Как располагаются железные опилки вокруг магнита?

Почему они принимают такую форму?

Что такое линии магнитного поля?

Вывод: Магнитное поле распространяется от одного полюса магнита к другому, создавая силовые линии, которые влияют на металлические объекты.


Эксперимент №2: Взаимодействие магнитов

Задание: Взять два одинаковых магнита и попробовать соединить их разными сторонами.

Наблюдения: При соединении одноименных полюсов магниты отталкиваются, при соединении разноимённых – притягиваются.

Вопросы для обсуждения:

Почему магниты ведут себя таким образом?

Можно ли сказать, что магнит имеет два полюса?

Как определить, где северный полюс, а где южный?

Вывод: Магниты имеют два полюса – северный и южный. Одноимённые полюсы отталкиваются, а разноимённые притягиваются.


Эксперимент №3: Влияние материалов на магнитное поле

Задание: Провести эксперименты с различными материалами (металлы, стекло, дерево), используя постоянные магниты.

Наблюдения: Некоторые материалы (например, железо) сильно реагируют на магнитное поле, другие (дерево, пластик) практически не взаимодействуют с ним.

Вопросы для обсуждения:

Какие материалы притягиваются к магниту?

Почему одни материалы реагируют на магнит, а другие нет?

Есть ли разница между магнитными свойствами различных металлов?

Вывод: Магнитное поле воздействует преимущественно на ферромагнитные материалы, такие как железо, никель и кобальт.

  1. Физкультминутка

  2. Закрепление изученного материала

Подведение итогов урока (самостоятельное применение полученных знаний)(решение качественных задач):

1. Когда к магнитной стрелке поднесли один из полюсов постоянного магнита, то южный полюс стрелки оттолкнулся. Какой полюс поднесли?

2. На рисунке изображен полосовой магнит АВ и его магнитное поле. Какой из полюсов северный и какой южный?

3.Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный манитный полюс или только южный магнитный полюс?

4.Если разломать магнит на две части, будут ли эти части магнитами?

  1. Рефлексия. Подведение итогов

Учитель предлагает учащимся поделиться своими впечатлениями от урока, отметить, что было наиболее интересным и полезным. Оценка активности учеников на уроке, их участия в обсуждении и проведении экспериментов.


  1. Домашнее задание

1. Найти дома устройства, в которых используются постоянные магниты. Расскажите об их назначении и принципе действия.

2. Подготовить краткий отчет об экспериментах, проведенных на уроке, и сделать выводы о свойствах магнитных полей



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!