Урок-исследование по русскому языку
Тема: «Особенность употребления слова
в поэтическом тексте»
(По стихотворению А.А. Фета «Тополь»)
Цели урока:
расширять знания учащихся о языковом анализе поэтического текста;
развивать навыки и умения работы со словом;
воспитывать любовь и бережное отношение к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация, карточки с заданиями, словари, репродукции картин русских художников.
Ход урока
Организационный момент
Постановка темы и целей урока.
На доске записаны высказывания
Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слов, бесспорно, первая и самая чудесная из них.
Л. Успенский
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и живо трепетало, как метко сказанное слово…
Н. Гоголь
- Ребята, что объединяет высказывания Л. Успенского и Н. Гоголя?
(Высказывания можно объединить общей темой – красота, неповторимость, великолепие русского слова).
-Искусству красивой русской речи учат нас писатели и поэты, которые по выражению М. Горького, «сделали чудо». Сегодня мы с вами постараемся увидеть все стороны слова: образность, выразительность, цвет, почувствовать запах и даже вкус.
Перед вами репродукция картины И.С. Отсроухова «Золотая осень», отрывок из произведения молодого писателя И. Друцэ «Последний месяц осени» и стихотворение А.А. Фета «Тополь».
О чем стихотворение А.А. Фета, отрывок из произведения «Последний месяц осени»? Может ли репродукция картины служить иллюстрацией к этим текстам?
«Тополь»
Сады молчат. Унылыми глазами
С унынием в душе гляжу вокруг;
Последний лист разметан под ногами,
Последний лучезарный день потух.
Лишь ты один над мертвыми степями
Таишь, мой тополь, смертный свой недуг
И, трепеща по-прежнему листами,
О вешних днях лепечешь мне как друг.
Пускай мрачней, мрачнее дни за днями
И осени тлетворный веет дух;
С подъятыми ты к небесам ветвями
Стоишь один и помнишь теплый юг.
А.А. Фет
У порога зимних вьюг лес грустно, задумчиво дремлет. Полное безветрие кругом, но настали сроки – и крупный багряный дубовый лист, бесшумно отделившись от веток, мягко покружив над землей, тает в золотистом шуршащем море.
Вот засветились меж стволами лазоревое небушко и четыре высоких тополя, обнявшихся под ним. С минуту и невообразимая высь и тополя качаются, как бы раздумывая, затем снимаются с места и словно плывут навстречу мне.
А еще сухо щелкнет сорвавшийся с высоты желудь, изредка мелькнет летящая низко меж стволами птица, и снова тихо кругом. Тишина стоит густая, сочная, одуряющая. И кажется, словно тополя, заглядывая через плечи друг друга, косятся сердито и недоверчиво. Теперь пора великой лесной красоты миновала, лес стоит оголенный, сиротливый, и, если приблудится кто, лес встретит хмуро и недоверчиво, давит немыслимой для живого существа тишиной.
И. Друцэ
(В стихотворении А.А. Фета прослеживается тема поздней осени. У лирического героя осень вызывает чувство уныния. В отрывке из произведения «Последний месяц осени» тоже затрагивается эта же тема – тема увядающей природы, само название подчеркивает это. Художник И.С. Остроухов использует краски, которые изображают красоту поздней осени).
- Определить стиль данных текстов, тип речи.
(Стиль – художественный, тип речи – описание).
- Стихотворение А.А. Фета – поэтическая речь, а отрывок – прозаическая.
Под пером поэтов и писателей окружающие нас предметы оживают. Одним из приемов создания образности речи – употребление слов в переносном значении. При этом образуются тропы, то есть специальные обороты речи, усиливающие ее образность и выразительность. Благодаря этому, обретают дар речи и цветы, и деревья, и травы. Наибольшую выразительность слово приобретает в поэтическом тексте. На примере стихотворения А.А. Фета проанализируем все языковые уровни текста. Анализ языковых уровней текста будет сопровождаться демонстрацией репродукций известных русских художников, которые помогут почувствовать красоту русского слова, понять их смысл в стихотворении.
Анализ языковых уровней текста |
фонетический синтаксический
морфемный морфологический
лексический
Фонетический уровень
Каждый ряд должен сделать транскрипцию одной строфы, подсчитать количество повторяющихся звуков, найти звуки, преобладающие в строфе, создающие звукопись.
(1 строфа: ассонанс на а, у, ы, э, и, аллитерация на с, д, м, л, н.
2 строфа: ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, п, н, м.
3 строфа: ассонанс на а, э, и, аллитерация на т, ш, с, н, ч.).
Анализ фонетического уровня стихотворения показал преобладающие звонкие звуки в первой строфе и преобладающие глухие звуки во 2 и 3 строфах. На уровне фонетики мы обнаруживаем прием контраста.
В Жирмунский писал: «… Звуки речи не безразличны для поэта. Это не пустые места в художественном произведении, не беспорядочные шумы, сопровождающие течение поэтических образов, а существенные средства художественной выразительности. Звуки поэтического языка упорядочены и организованы; особый выбор звуков и особое их расположение отличают поэтическую речь от прозаической. Поэты, мастерски пользуясь богатствами звуковой речи родного языка, сопровождают стихи особой музыкой, которую нужно научиться слушать.
(Ученик читает стихотворение А.А. Фета на фоне музыки).
Морфемный уровень.
А.А. Фет использует в стихотворении два сложных слова: лучезарный и тлетворный. Выделите в них морфемы. Что создают эти слова в стихотворении? (Лучезарный, тлетворный. Создают антитезу: жизнь – смерть).
- Антитеза – стилистическая фигура, основанная на соединении в одном предложении или в одной поэтической фразе слов с противоположным значением слов.
Лексический уровень.
- Найдем повторяющиеся слова. Какова роль повтора?
(1 строфа – «унылыми», «унынием». Усиливается гнетущее состояние лирического героя.
Слово «Последний» повторяется два раза, подчеркивая конец, умирание.
2 и 3 строфа – слово «один» - одиночество тополя.
3 строфа – «мрачный», «мрачнее» нагнетают трагическое ощущение лирического героя).
В стихотворении повторяется то слово, которое выражает ключевое понятие. Оно важно для понимания всего текста в целом.
Лирический повтор – художественный прием, который заключается в повторении одного и того же слова, словосочетания.
Морфологический уровень.
- Подсчитаем количество слов разных частей речи. Заполнив таблицу, выясним, какая часть речи преобладает и почему? Задание выполняем по рядам:
I ряд – имена существительные и личные местоимения
II ряд - имена прилагательные, причастие
III ряд – глаголы, деепричастия.
По итогам работы заполняется таблица и делается вывод.
имя существительное | личные местоимения | прилагательное | причастие | глагол | деепричастие |
21 слово | 15 слов | 8 слов |
Вывод: преобладают слова, относящиеся к существительным, прилагательным, местоимениям и причастиям. Они создают предметность и описательность, то есть чувства, мысли, ощущения. Местоимение «ты» создает диалогичность.
Синтаксический уровень
- Охарактеризуем каждое предложение.
(Ученик дает характеристику предложений).
4 предложения
(повествовательные, невосклицательные)
Первое Второе Третье Четвертое
простое, сложное, простое, сложное
нераспространенное бессоюзное осложнено обращением,
обособленное обстоятельством
- Какова роль пунктуационных знаков в стихотворении?
(Точка с запятой во 2 предложении разделяют сообщения: чувства лирического героя и пейзаж. Точка с запятой в 4-ом предложении разделяет сообщение об осени и сообщение о тополе. В этих предложениях эти сообщения контрасты.)
Мы обнаружили на всех языковых уровнях текста прием противопоставления.
- Попытаемся найти в тексте тропы и фигуры. Определим, какова их роль?
(групповая работа)
По итогам работы заполняется таблица.
№ п/п | Название тропы, фигуры | Примеры | Роль в стихотворении |
1. | Олицетворения | «Сады молчат»; тополь «таишь, лепечешь, стоишь, помнишь» | Как живые существа, сады и тополь ведут себя по-разному в мрачных условиях. |
2. | Эпитеты | Глаза «унылые». Лист «последний». День «последний». День «лучезарный». Степи «мертвые». Недуг «смертный». Дни «вешние» Дни «мрачные» Дух «тлетволый» | Безнадежность, тоска. Он еще был живым. Конец жизни. Солнечный, яркий, живой. Безжизненные. Ведущий к смерти, ужасу. Весенние, прекрасные, живые. Тоскливые, унылые. Смертельный. |
3. | Сравнение | Тополь «как друг» | Надежность, верность |
4. | Метафоры | Тополь – человек Осень – жизнь, судьба. | |
5. | Анафора | Повтор слова «последний» | Трагическое ощущение |
6. | Инверсия | Необычное синтаксическое построение 2,4 предложений. | Увеличивает силу воздействия на читателя. |
- Изучением тропов занимаются лингвисты с давних пор. А метафору Аристотель считал основой поэтического творчества. В метафоре один предмет выражается через другой, и они лишь через сопоставление порождают новый смысл и приобретают художественную силу воздействия. Существуют даже специальные словари, в которых собраны ценные наблюдения за художественными тропами. Например, в «Словаре эпитетов русского языка» (авторы К.С. Горбачевич и Е.П. Хабло) даны десятки, сотни эпитетов к определенным словам.
Выписать из мини-зарисовок и отрывка из текста И. Друцэ тропы и фигуры.
Тогда сухие листья – большие и круглые, как старинные потускневшие монеты, - засыпали дорожки парка. Опавшая листва лежала у подножия деревьев сплошной золотистой грудой.
Г. Скребицкий
На юге последние лучи солнца малиновыми пятнами горят на стволах деревьев.
М. Пришвин
На небесном синем блюде
Желтых туч медовый дым.
С. Есенин
Кристально чист осенний воздух.
Н. Сладков
По синему небу плыли облака, словно кучи снега.
А. Толстой
В черное, душное небо высыпали звезды.
П. Проскурин
Изрыдалась осенняя ночь ледяными слезами.
А. Фет
И золотая осень
Листвою плачет на песок.
С. Есенин
Загораются золотом вершины осин.
Б. Тимофеев
Статные тополя высоко лепечут над вами.
И. Тургенев
- Слово тополь – одно из слов в художественной речи, которое выполняет особую роль: оно не только передает определенное лексическое значение, но и является поэтическим символом.
Тополь – олицетворение мужества, веры, стойкости.
Роль художественных средств языка очевидна. Все они работают на основную мысль стихотворения.
Поздняя осень, природа умирает. Лирический герой тоскует. Лишь одинокий тополь еще держится, помнит о прошлом, живет. Хотя и ему предстоит умереть («смертный недуг»), он выстоит до последнего часа с достоинством, пусть и в одиночестве.
Для лирического героя тополь – образец стойкости, мужества, силы, веры: он поддерживает в трудную минуту («мой тополь», «как друг»). Как бы ни было трудно в страшных условиях жизни, нужно помнить о том, что было хорошего и счастливого в прошлом. Анализ языковых уровней текста привел нас к мысли о мужестве и стойкости человека в любых жизненных условиях. И особая роль в этом принадлежит, конечно, слову.
«Слово понадобилось человеку, чтобы назвать все в мире. И оно оказалось таким сложным, что к разным его сторонам устремились исследовательские взоры целых отрядов лингвистов, разные лингвистические науки. Так велико и неисчерпаемо слово», - писала Т. Шмелева.
Мы тоже побывали сегодня на уроке в роли исследователей, увидели, как в устах поэта самое обычное на первый взгляд слово обретает красоту и великолепие. Надеюсь, что тексты сочинений – миниатюр, этюды, которые вы создадите, будут написаны так же образно и выразительно.
Темы этюда: «Тополь»
«Мужество»
«Вера»
Темы сочинений-миниатюр:
«Последний лист»
«Лучезарный день»
«Сады молчат»