СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства 5 класс. " О чем рассказывают нам гербы и эмблемы "

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства 5 класс. " О чем рассказывают нам гербы и эмблемы "»

24



Технологическая карта урока изобразительного искусства


Класс

5

Предмет

Изобразительное искусство

Учитель

Быкова Светлана Юрьевна

Тема четверти

Декор – общество, человек, время

Тема урока

«О чём рассказывают нам гербы и эмблемы»

Автор (программы учебного курса)

Горяева НА., Островская О.В. / Под ред. Неменского Б.М.

Тип урока

Урок первичного предъявления новых знаний

Дата проведения урока

11.03.2024г

Цель урока:

Сформировать у учащихся представление о символическом характере языка герба и эмблемы как отличительного знака; научить составлять гербы, используя символические элементы; развивать творческую активность, коммуникативные навыки работы в группах

Планируемые
образовательные

результаты

Метапредметные научатся самостоятельно определять цели своего обучения; ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности; излагать свое мнение в диалоге; отыскивать и выделять информацию, развивать речевую деятельность учащихся.

Предметные: научатся понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербах; называть символические элементы и использовать их при создании герба; находить в рассматриваемых гербах связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, проявлять творческую и познавательную активность; воображение, фантазию.

Личностные: формируют умение создавать декоративную композицию герба; формируют навык сотрудничества со сверстниками, воспитание любви к малой Родине, уважительное отношение к своим корням

Межпредметные связи

История, краеведение

Основные понятия и термины

Герб, геральдика, герольд, геральдические и негеральдические фигуры, щит, эмблема.

Наглядно-демонстрационный материал

Геральдические словарики; кейсы для работы в группах; герб России и гербы других городов страны, герб Кушвы и Екатеринбурга; листы оценивания; презентация PowerPoint«О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»


Оборудование

Компьютер, проектор, экран, бумага, фломастеры.


Формы работы

фронтальная, работа в парах, индивидуальная

Освоение компетенций

ценностно-смысловая, ценностно-ориентированная, рефлексивная, коммуникативная, личностное саморазвитие

Методы и формы обучения

беседа, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный

Образовательные ресурсы

Учебник Н.А. Горяева, О.В. Островская под редакцией Неменского Б.М.Изобразительное искусство, Декоративно-прикладное искусство в жизни человека, 5 класс.

сылки на использованные Интернет ресурсы

https://infourok.ru/7-chudes-posyolka-baranchinskogo-5053766.html

https://uraloved.ru/baranchinskij

file:///C:/Users/Света/Downloads/tehnologicheskaya_karta_uroka_

https://geraldika.ru/s/10872



























Ход урока:


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые (используемые) УУД

П- познавательные; Р – регулятивные; К – коммуникативные; Л - личностные

1)Самоопределение к деятельности.

Орг. момент.

Организация местоположения каждого ученика.

Мотивирует учащихся на начало урока, высказывает добрые пожелания детям. Управляет ситуацией самооценки


Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.


К: контроль, взаимоконтроль, самоконтроль, оценка, самооценка.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.





Подводит к теме урока

Сегодня я хочу начать урок с истории, которая произошла много лет назад, в 16 веке, с одним рыцарем, который жил в Германии.

Его отец был славным воином, но погиб в крестовом походе и не успел передать своему сыну по наследству родовой знак собственности. Рыцарь влюбился в девушку из знатного рода, но его даже не пустили в ворота замка, где она жила, так как у него не было знака отличия.

Тогда он стал совершать ратные подвиги, побеждать в рыцарских турнирах, участвовать в боевых походах. Каждый его подвиг был увековечен особым знаком на рыцарском щите.

Так, у него появился свой отличительный знак собственности.

Ребята, вспомните кинофильмы о рыцарях, у них в руках во время турниров щиты, которые не только защищали их от стрел и ударов мечей, но и отличали их друг от друга.

Вы хотели бы узнать, что это за знаки?

Приём «Зашифрованное слово»

Для того, чтобы вы ответили на мой вопрос, я хочу предложить вам угадать ребус.


Думаю, что вы уже догадались, о чем мы будем говорить на уроке.

Даёт возможность учащимся высказать предположения

Подводит к целеполаганию

Теперь, попробуйте сформулировать цель урока





Слушают учителя





















Угадывают ребус. Осмысливают, чему будет посвящён урок, делают предположения


Л: смыслообразование

П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевое высказывание.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками.


3.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.



Активизирует знания с помощью наводящих вопросов

  • Ребята, подскажите мне, какая тема курса изобразительное искусство в 5 классе?

  • Как вы думаете, какую декоративную роль играет герб сегодня?

  • Только ли служит украшением?

  • Ребята, а что вы уже знаете о гербах?

Да, мы будем говорить о гербах, но не только. Давайте, попробуем уточнить тему урока.

  • Посмотрите, на изображение. Что на нем?

Правильно, это герб нашего государства.

  • А знаете, ли вы, почему на нем изображен двуглавый орел?

Двуглавый орёл - символ единства Запада и Востока, Европы и Азии в Российском государстве.

  • А почему фон герба красный?

  • А почему он именно такой формы?



А теперь ответьте на вопрос, а что такое эмблема и где вы ее встречали? А есть ли у нас эмблема класса? Давайте ее посмотрим на нашей стене класса. Чем герб отличается от эмблемы?



Отвечают – роль декоративного искусства в жизни человека


Отвечают на вопросы




Анализируют информацию слайда, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы





Отвечают на вопросы, осознают, что испытывают затруднения при ответах на поставленные вопросы

Л: самоопределение (личностное определение связанное с формированием гражданской идентичности личности) ; смыслообразование (связано с мотивацией, смыслом учеб.деятельности).

П: анализ, синтез, обобщение;

использование знаково-символических средств.

Р: выполнение пробного учеб.действия;

фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

К: сотрудничество с учителем и одноклассниками.

4) Первичное усвоение новых знаний.


Выявляет затруднения с помощью наводящих вопросов

Ребята знаете, ли вы, что есть у каждого города, герб или эмблема?

Есть свой герб. Есть он и у города Кушвы. Посмотрите на него, чем он отличается от герба России, и в чем вы видите сходство?

Геральдическое описание:
В лазоревом поле серебряное острие; в острие - гора о трех вершинах в цвет поля, обремененная золотым плавильным тиглем с червленым расплавом в нем; тигель в червленом же, тонко окаймленном золотом, пламени, и над горой, в конце острия - Око Господне в лазоревом треугольнике, кольцевидно окруженное золотым отвлеченным сиянием (внизу - поверх острия, вверху и по сторонам - вне пределов острия). Щит увенчан золотой башенной короной.

Обоснование символики:
Мнимое стропило символизирует собой опору и основание, каковым в истории города стали Гороблагодатское месторождение и завод. Клеймом и печатью последнего были изображение горы и Ока Господня. Окружающее треугольник сияние, образованное составленным из лучей кругом - символ Гороблагодатского горного округа, эмблема ценности и равенства всех людей и территорий (девиз: Никто не более другого). Одновременно эта геометрическая композиция может служить эмблемой, указывающей на электро-механический завод. Острие и гора означает вместе горы Благодать и Синюю. Тигель служит указанием на металлургическое производство. (слайд 1)

\

Герб г.Кушва.

  • Как вы думаете, можно ли с помощью герба рассказать о стране, или о городе, символом которого он является?

  • Давайте теперь, попробуем сформулировать тему урока.

Итак, тема урока «О чем рассказывают нам гербы?»

  • Ребята, а хотели бы вы, чтобы у нашего поселка Баранчинский - тоже был свой герб?

  • А как вы думаете, могли бы вы его составить прямо сейчас?

  • Почему нет?

Посмотрите на изображения гербов еще нескольких городов России.

  • Как вы думаете, если бы вы знали, почему фон герба определенного цвета, что означает изображенная фигура или предмет, почему именно эта форма щита, вы бы смогли нам рассказать, почему он составлен именно так, а не по-другому?

- Предлагаю вам дальше продолжить знакомиться с гербами

-Герб состоит из частей. Основой герба является щит – как поле для изображения эмблемы. Основа бывает итальянской, исландской, немецкой, варяжской, французской. В основе всех гербов лежат три геометрические фигуры: ромб, квадрат и круг.

В большинстве случаев щит бывает разделен на несколько частей, каждый из которых называются полем. Поле щита может быть однотонное – простое или разделенное – сложное. Рассмотрите на слайде варианты полей:… Давайте их зачитаем.

- Особое значение в геральдике имеет цвет. Как вы думаете, а цвет имеет символическое значение?

- Конечно, цвет имеет значение.(слайд2)

В геральдике используются 5 цветов и 2 металла:

1.Червленый (темно-красный) – символ любви и смелости;

2.Черный - мудрость и печаль;

3.Зеленый- символ изобилия и надежды;

4.Голубой - символ красоты и величия;

5.Пурпурный (оттенок красного)- могущество;

6.Белый (серебро)- символ чистоты;

7.Желтый (золотой)- символ богатства, справедливости.

Герб служил прежде всего военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна быть яркой и контрастной.

- Кроме того, в гербах использовались изображения животных. Все эти фигуры называются негеральдическими.

Познакомьтесь с некоторыми(слайд 4):

•Лев - мужество и благородство;

•Дуб, медведь - крепость, сила;

•Факел, раскрытая книга - знание;

•Пчела - трудолюбие;

•Лавр - слава;

•Крылатый змей - зло;

•Змея - ум, изворотливость;

•Дракон - могущество;

•Собака – преданность;

•Солнце – свет, богатство, изобилие;

•Феникс – бессмертие;

•Овца – кротость;

•Рука - храбрость.

- Многие гербы украшает лента с девизом.Как вы думаете, для чего писались девизы?

- Девиз - это выражение, отражающее принципы рыцаря.Посмотрите, сколько интересных девизов здесь представлено на слайде:

•«Храбрость и справедливость»,

•«Со щитом или на щите»,

•«Доброе имя - выше всего»;

•«Любовь и долг»;

•«Без страха и упрёка».

- Откройте, пожалуйста, учебник на стр.137. Нашему вниманию представлен рисунок старинного герба. Кто мне скажет, из каких элементов он состоит?

1.Щит - самая важная часть герба.

2.Щитодержатели - обычно поддерживают фигуры (это могут быть люди, птицы, звери, стоящие на задних лапах).

3.Корона или шлем венчает герб.

4.Намет - справа и слева от короны располагаются завитки.

5.Девиз - в нижней части герба.

  • Иногда герб дополняет изображение мантии


Теперь, вы понимаете, для того, чтобы составить герб нужно знать, как выбрать форму поля герба, как подобрать цвет, узнать какие фигуры можно использовать, другими словами надо узнать особенности составления герба




Проводят сравнение, говорят об отличиях, слушают информацию о гербе Кушвы.





















Отвечают на вопрос, обобщают информацию, уточняют с помощью учителя тему урока






Отвечают на вопросы, выявляют места затруднения и причины










Ответы детей, их обобщение: познакомиться с особенностями составления герба, символическим значением цвета, формы и фигур

Л: личностное переживание; самоопределение.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация;

использование знаково-символических средств; целеполагание.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения; учет различных мнений.



5) Первичная проверка понимания







Акцентирует внимание на правилах работы в группе и критериях оценивания работы


Давайте разработаем план действий на сегодняшний день, когда вы будете работать в группах. Особое внимание уделите правилам взаимодействия в группе и критериям оценки проделанной работы. Какие правила сотрудничества в группе вам известны? Какие критерии оценки работы в группе вам известны? Вы уже разбиты на три группы. Каждая из них будет решать свои задачи. Сейчас мы проведем короткую разминку. Чтобы мне было удобнее обращаться к вашей группе, предлагаю каждой выбрать название.








Итак, давайте проведем жеребьёвку и с помощью цвета (желтый, синий, красный) узнаем, какая команда, как будет, называться и по какой теме будет готовить информацию. (слайд 3)





Каждая команда получает кейс для работы, учитель объясняет, что содержится в кейсах (рабочие листы, конверты с наглядным материалом для кластеров, листы оценивания)

Цель работы группы: подготовить информацию по определённой теме

«Открытие» нового знания.

А сейчас вы познакомитесь с правилами составления гербов, с так называемой геральдической азбукой. Главной частью герба является ЩИТ, он может быть разных форм, его поле может отличаться по цвету, символичны и фигуры украшающие щит.

Приём «Кластер»

А теперь, давайте составим кластер, ключевой фразой которого будет «Щит – главная часть герба». Каждая группа составит свою «гроздь», группа «Герб» – ваше ключевое слово «Форма», группа «Геральдика» – «Цвет», группа «Герольды» – «Фигуры».

Материал для кластеров вы найдете в своих рабочих листах (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) и конвертах.

Корректирует работу групп

- Ребята, а вы знаете, что обозначают слова герб, геральдика, герольды?

-У вас на столах лежит словарь полезных терминов, в течение одной минуты найдите и прочитайте значение необходимых нам слов «герб», «геральдика», «герольды».

- Капитаны групп, подойдите, пожалуйста, ко мне и выберите слово-определение, которое вам необходимо будет найти.

- Пожалуйстапервая группа озвучьте, что вы нашли

Группа 1

«Герб» – немецкое слово. В переводе на русский оно означает «наследство». Это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину – рода или отдельного лица. Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые чаще всего размещались на щитах, на флагах (штандартах) и на попонах лошадей. Они помогали закованным с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии.

Группа 2

«Геральдика» – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики — группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что строение, употребление и правовой статус гербов соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб

и так далее, объясняет значение тех или иных фигур.

Группа 3

«Герольды» –глашатай, вестник, церемониймейстер при дворах королей; распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах. Герольд был также судьёй на турнире, подавал знак к началу турнира. Герольд ведал составлением гербов и родословий. Систематизировал знания о гербах, вырабатывал общие принципы и правила их составления и распознавания.

- Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!


Слушают учителя




Отвечают на вопросы










Испытывают затруднения при ответах

Пользуются словариками, находят значения терминов и зачитывают их


Участвуют в жеребьёвке, анализируют результат






















Получают кейсы и указания к работе





Слушают задание










Выполняют кластеры




Защита кластеров. Группы защищают кластеры у доски, объединяют в один.

Л: смыслообразование.

П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение;

поиск и выделение необходимой информации из текстов.

Р: познавательная инициатива; волевая саморегуляция в ситуации затруднения

К: индивидуальное сотрудничество в поиске и выборе информации; индивидуальное сотрудничество с педагогом


Л: смыслообразование; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело.

П: построение логической цепи рассуждений; анализ, синтез, сравнение; извлечение необходимой информации; структурирование знаний; осознание и произвольное построение речевого высказывания; выбор эффективных способов решения учебной задачи; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; использование знаково-символических средств.

Р: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; познавательная инициатива.

К: сотрудничество в поиске и выборе информации; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции; учёт разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; достижение договорённости и согласование общего решения; разрешение конфликтов.

6.Первичное закрепление




Закрепляет знания учащихся с помощью творческого задания Теперь, зная, что нужно учитывать при составлении герба, давайте коллективно попробуем составить герб поселка Баранчинский.

  • Какой формы щит мы выберем и почему?

Предлагает ответить


  • Подумайте, что отличает наш поселок от других населенных пунктов, какие достопримечательности у нас есть?

По названию какой реки получил название посёлок?



-Какие памятники природы расположены вокруг поселка Баранчинский?






Какая картина Апполинария Васнецова находится в Третьяковской

галерее?

  • Можно ли разделить наш герб на части, в которых разместить символы: Кудрявый камень, Синюю гору, цветок подснежник, реку, коня?

  • Каким цветом будут части нашего герба? Почему?

Давайте, соберем из подготовленных деталей герб нашего

поселка.

Собирает герб на доске, учитывая предложения учащихся



Отвечают на вопросы, предлагают варианты












Отвечают на вопросы, предлагают варианты

Л: смыслообразование; самоопределение; личностное переживание; осознание ответственности за общее дело.

П: умение структурировать знания, умение осознанно строить речевые высказывания; использование знаково-символических средств; установление причинно-следственных связей; установление причинно-следственных связей.

Р: выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений , координирование разных позиций

Физминутка Упражнение» Зеркальное рисование»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия, произвольности и самоконтроля.

Учащиеся стоя, рисуют в воздухе, одновременно обеими руками зеркально-симметричные буквы слова «герб»



- Сегодня мы узнали много нового об истории гербов и законах их составления.

Предлагаю вам выполнить творческое задание, у каждой группы будет свое. А какое, решит жребий. Пожалуйста, капитаны групп, выберите задание.

Практическая работа

- Первая группа:

создать эскиз собственного герба(на выбор).

- Вторая группа: выполнить эскиз эмблемы-для школьных кабинетов (изобразительное искусство, технология, биология, спортзал, библиотека и др.). Предлагается использовать на выбор, для украшения дверей любого кабинета.

- Третья группа: создать герб нашего поселка.

- При выполнении работы используйте новые знания о гербах: продумайте форму щита, его деление, используйте язык символов.

- На работу вам отводится 15 минут. Прежде чем начать работать, определите, кто из группы возьмет на себя функцию ответственного за выполнение задания, кто будет представлять результаты, кто следит за временем, сколько человек рисуют на одном листе А3. Рисунок выполняем фломастерами.

Работа в группах под средневековую музыку.





-учащиеся при помощи жребия выбирают задание

-каждая группа выполняет выбранное задание

-выполняют практическую работу в группах

Познавательные: создают творческие работы,опираясь на полученные знанияРегулятивные: планируют деятельность, выбирают средства для достижения цели

Личностные: осознают целостность мира и многообразие взглядов; проявляют творческую фантазию, умение оценивать ситуацию в процессе выполнения работы

Коммуникативные: организуют работу в парах, выслушивают предложения одноклассника, формулируют свои предложения, аргументируют

и отстаивают свое мнение; учатся осмысливать предложенную информацию

7)Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.


  • Как вы думаете, каким сегодня будет домашнее задание?

Я сейчас назову домашнее задание, а вы проверьте, правы ли вы оказались.

1. Если вы любите сочинять, напишите мини-сочинение «Гербы».

2. Если вы любите рисовать, придумайте и нарисуйте герб или эмблему своей семьи.

3. Если вы любите работать на компьютере, то составьте кроссворд по теме «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы»

Предлагают свои варианты домашнего задания


Записывают домашнее задание



Учитель предлагает домашнее задание с учетом индивидуальных способностей, уровня сложности и интересов обучающихся.

Регулятивные:

умение осознанно делать выбор с учетом своих возможностей, планировать этапы решения задачи.

Познавательные:

умение осмыслить предложенную информацию, выделить в ней существенное, главное – определить способы выполнения задания. Коммуникативные:умение слушать, понимать информацию, уточнять услышанное, объяснять свой выбор из предложенных альтернатив

8.Рефлексия учебной деятельности



Предлагаю первой группе представить свою работу. Вторая группа… Третья..

- Молодцы! Вы отлично поработали! И в завершении нашего урока предлагаю вам Приём «Синквейн»

Предлагает составить синквейны по темам, соответственно названиям групп

А теперь, давайте составим синквейны. В ваших кейсах возьмите лист – ПРИЛОЖЕНИЕ 3. Вы видите правила составления синквейна, напишите его рядом, придерживаясь их. Можете ещё раз обратиться к рабочим листам с информацией для вашей группы.


Зачитаем получившиеся синквейны.

Осуществляем оценку деятельности на уроках в листах оценивания (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

Что вы узнали сегодня на уроке? Понравился ли вам урок? Где могут пригодиться вам эти знания?

Да, ребята, действительно. Все правила составления и все гербы, какие существуют на свете, знают только герольды. Но разбираться в гербах должен каждый человек.

Герб - это язык, на котором говорят города и страны.

Герб – это наша история.





Составляют синквейны





Зачитывают синквейны




Осуществляют самооценку и взаимооценку собственной деятельности

Отвечают на вопросы


Л: смыслообразование; самооценка на основе критерия успешности; адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

П: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса результатов деятельности .

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения и позиции; использование критериев для взаимооценивания.






ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Геральдический словарик

ГЕРБ - совокупное изображение условных или естественных фигур, составленных на основе правил геральдики. Отличительный знак, на котором изображаются предметы, символизирующие владельца герба (человека, род, город, страну и т.п.)


ГЕРАЛЬДИКА - наука о составлении, описании и расшифровке гербов. В геральдике имеются свои правила, терминология и символика, позволяющие кратко и ясно описывать герб.

ГЕРОЛЬД - глашатай, распорядитель на торжествах, рыцарских турнирах, ведал составлением гербов и родословий.

ГЕРБОВНИК - гербовая книга, в которой помещено собрание гербов с их описанием и родословными данными.

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ЦВЕТА - синий (лазурь), зеленый, красный, пурпурный (фиолетовый) и черный, жёлтый (золотой) и белый (серебряный).

ГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - геометрические фигуры, занимающие определенную часть щита и представляющие собой площадь для помещения на ней других фигур.

НЕГЕРАЛЬДИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - фантастические, а также фигуры, взятые из жизни, созданные природой или человеком. Изображаются в гербах натуральными цветами.

ЩИТ - основной гербовый элемент. Условная рамка, в которой помещаются гербовые поля и фигуры.

Эмблема — это условное символическое изображение каких-либо понятий, идей и т. д. Их появление относится к глубокой древности и тесно связано с возникновением письменности.

Эмблема состоит из трех частей (надписи, рисунка, подписи)















ПРИЛОЖЕНИЕ 2


Рабочие листы


Группа «Герб»

Герб - отличительный знак, передаваемый по наследству, с изображением символов его владельца (человека, сословие, род, город, страну и т. п.).

Первоначально служил опознавательным знаком, несущим информацию о владельце. Герб был ярким, так как его должно было быть видно издалека. Он изображался на знамёнах, печатях, монетах, помещался в качестве знака собственности на архитектурных сооружениях, домашней утвари, предметах вооружения, произведениях искусства, рукописях, книгах и т.п. Он мог рассказать многое о старине, о людях, живших в давние времена.

Сегодня - это символическое изображение, которое показывает исторические традиции страны или города. Это опознавательный знак каждого государства, составленный по правилам геральдики.

Герб не может быть в одном случае знаком, а в другом символом, он должен быть именно и знаком, и символом одновременно!

Самые первые гербы появились в Западной Европе в средние века. Это были личные знаки рыцарей, которые ставили на боевых щитах, а также на шлемах, флагах и попонах лошадей. Они помогали закованным в латы с головы до ног воинам различать друг друга на расстоянии. Сегодня, свои гербы имеют государства и отдельные города. Главной частью герба является щит. Различают два вида форм геральдических щитов.

Национальные формы щитов.

Варяжский - треугольный, с плавно изгибающимися боковыми сторонами, итальянский - овальной формы, французский - четырехугольной формы с заострением внизу в середине (в русской геральдике самой употребительной стала именно французская форма щита. Самый удобный с точки зрения свободного места, имеет максимальную площадь для заполнения. Этот щит уже давно применяется в геральдике как основной), испанский - с плавно закругленной нижней частью, германский - щит фигурно вырезанной формы, английский - треугольный с двумя опрокинутыми дугами в главе.

Второй вид - геометрические формы щитов: круглые, косоугольные и квадратные щиты.


Группа «Геральдика»

Геральдика (гербоведение) — это наука, занимающаяся изучением гербов, а также традиции и практику их использования.

Играет важную роль при объяснении происхождения исторических памятников, снабженных гербом. Это интересная и увлекательная наука. Она точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и т. д., объясняет значение тех или иных символов, изучает значение цветов, использованных при создании герба. Геральдика - основополагающий источник правил использования геральдических символов.

Сейчас геральдика нужна для знания истории. Каждый город Европы и России имеет свой герб, который сформировался исторически.

Цвета в геральдике

Первоначально герб служил, прежде всего, военным опознавательным знаком, который должен был хорошо различаться на расстоянии. Его окраска должна была быть яркой и контрастной.

Стоит отметить, что сегодня, оттенки цветов решающего значения не имеют. Художник волен изображать цвет в соответствии со своими возможностями, используя близкие ему приёмы и эстетические представления. В разные времена один и тот же герб мог изображаться в самых разных оттенках одних и тех же цветов и поэтому выглядеть очень по-разному.

Все цвета в геральдике разделяются на эмали и металлы.

К эмалям относят:

  • Красный цвет в геральдике – символ храбрости, мужества, решительности.

  • Синий цвет в геральдике – символ красоты, величия.

  • Зелёный цвет в геральдике – символ надежды, изобилия.

  • Пурпурный цвет в геральдике (фиолетовый, лиловый) – символ достоинства и могущества.

  • Чёрный цвет в геральдике – символ печали, смирения, благоразумия.

К металлам относят:

  • Жёлтый (золотой) цвет – символ богатства, справедливости, великодушия.

  • Белый цвет в геральдике (серебряный, белый) цвет – символ чистоты, невинности.


Группа «Герольды»

Бывают фигуры геральдические и негеральдические. Геральдические фигуры основаны на делении щита. Н егеральдические   фигуры   делятся   на  естественные, искусственные и легендарные.

Естественные фигуры

Изображения живых существ (человека, зверей, птиц), небесных светил (солнце, луна, звезды), и стихий (огонь, вода. Что символизировали естественные фигуры?

  • Конь - символизирует храбрость, остроту зрения, силу, быстроту, ловкость, совмещая в себе свойства несколько их животных.

  • Кошка - независимость.

  • Лев - символизирует силу, мужество и великодушие.

  • Медведь - предусмотрительность.

  • Собака - преданность и повиновение.

  • Орёл - власть, господство, великодушие, прозорливость.

  • Пчела, муравей - трудолюбие, покорность.

  • Дуб - символ крепости и силы.

  • Лилия - добрая надежда, непорочность.

  • И т.д.

Легендарные фигуры

Изображения существ, не существующих в природе, например, дракон, двуглавый орел, единорог и др.

Фигуры искусственные обозначают именно то, что изображают.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3


Листы для синквейнов


1 строка. Тема -1 слово (имя существительное)


2 строка. Описание темы- 2 слова (имя прилагательное)


3 строка. Описание действия-3 слова (глагол).


4 строка. Отношение к теме-фраза из 4 слов ( предложение, цитата, отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.).


5 строка. Суть темы -1 слово (синоним).





















ПРИЛОЖЕНИЕ 4


ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

______________________________________________________________


Критерии оценки работы в группе

(до 3 баллов)

Самооценка

Оценка эксперта

Оценка учителя

Активность





Выполнение обязанностей




Вклад в работу





Сотрудничество





ИТОГОВЫЙ БАЛЛ






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!