СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок изобразительного искусства по теме "Русская матрёшка". (3 класс)

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок изобразительного искусства по теме "Русская матрёшка". (3 класс)»

ГБПОУ «Троицкий педагогический колледж»







Технологическая карта урока изобразительного искусства

В 3 «А» классе

МБОУ СОШ №3

Студентки НК-4 группы

Зборовской Евгении Николаевны



Учитель: Половнева С.В.

Методист: Стеклова Н.А.







2023 г. 

Тема: Русская матрёшка.

Цель: Создание условий для формирования представлений у младших школьников о русской матрёшке; умение расписывать матрешку по мотивам Загорской матрёшки.

Предметные: Умение организовывать своё рабочее место; приобретение практических навыков и умений в изобразительной деятельности.

Личностные: Проявление нравственно-эстетического отношения к искусству.

Метапредметные:

Познавательные: Понимание информации, представленной в изобразительной, модельной форме.

Регулятивные: Умение адекватно оценивать свои достижения; умение самостоятельно формулировать тему и план урока.

Коммуникативные: Умение оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; отвечать на вопросы, высказывать своё мнение.

Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал, динамическая таблица, гуашь, кисть, ватные палочки.

Оборудование для детей: альбом, гуашь, простой карандаш, кисть, ватные палочки.

Этап урока, цель этапа, время

Методы и приёмы обучения

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

Формы работы

Виды контроля, самоконтроля, взаимоконтроля

1

Организационный момент

1 минута

Словесные

Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на своего соседа справа и улыбнемся ему, посмотрим на своего соседа слева и тоже ему улыбнемся. Я надеюсь, что наш урок будет очень интересным и познавательным!

Приветствуют учителя, улыбаются соседу слева и справа

Фронтальная

Контроль

2

Самоопределение к деятельности

3 минуты

Словесные (беседа, стихотворение), наглядные (презентация)

Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно отгадать мою загадку:

Алый, шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко…

Это русская ...

Верно, это матрёшка. Как вы думаете, какая будет тема урока?



Тема нашего урока: “Русская матрёшка”.

Давайте составим план урока. На слайде вы можете видеть опорные слова, которые помогут вам в составлении плана урока.

Что мы с вами можем узнать на сегодняшнем уроке?





А что мы с вами можем расписать?



План урока составлен, можем приступать к работе!



















Матрёшка



Русская матрёшка









Узнать историю русской матрёшки

Расписать матрёшку

Фронтальная

Контроль

3

Открытие новых знаний

9 минут

Словесные (беседа, рассказ), наглядные (презентация)

Матрёшка – настоящая русская красавица. Символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. В словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова есть определение, что такое матрёшка (определение на слайде). Давайте прочитаем это определение.

















Ребята, а знаете ли вы, когда и где появились первые матрёшки?

Прообразом русской матрешки стала точёная фигурка буддийского святого Фукурумы, которую привезли из Японии с острова Хонсю, в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять. Фукурума - добродушный лысый мудрец, один из семи богов удачи.

Японскую фигурку в России встретил с интересом токарь Василий Звёздочкин (портрет на слайде). Именно он выточил из дерева похожие фигурки, которые вкладывались одна в другую. Известный художник Сергей Малютин (портрет на слайде) расписал фигурку на русский лад. Это была круглолицая румяная девушка в цветном платке, сарафане, с черным петухом в руке. Фигурка состояла из 8 фигурок. Девочки чередовались с мальчиками. Самым распространённым на Руси именем была Матрёна, если ласково, то Матрёшка. Так и назвали деревянную барышню.

Загорская матрешка – яркая, контрастная игрушка, расписанная гуашью. Мастера применяют простые приемы росписи, в конце наносят лаковое покрытие.

Основной особенностью Загорской матрешки из Сергиев-Посада, являлось создание контуров будущего рисунка раскаленной иглой, т.е. по методики выжигания. В течение времени данный способ эволюционировал с технической точки зрения до такой степени, что местные мастера, для получения некоторых матрешек, не раскрашивали и не покрывали их лаком, украшая лишь «золотом».

При этом, основными элементами росписи являются:

головной убор, представляющий, как правило, завязанный на узел платок, из-под которого выступают две пряди;

«передник», на котором изображен тот или иной сюжет;

подробная прорисовка лица в манере иконописи;

оформление лица и рук в телесном цвете.

Как правило, роспись осуществляется без предварительного нанесения рисунка, с применением акварельных и масляных красок красного, синего, оранжевого, зеленого и некоторых других цветов.









Матрёшка – это полая внутри, деревянная, ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера

Отвечают

Фронтальная

Контроль

4

Практическая работа

12 минут

Словесные (объяснение), наглядные (динамическая таблица, доска), практический (рисование рисунка)

Ребята, сегодня вы будете мастерами и распишите контуры Сергиево-Посадских матрешек.

Располагаю лист вертикально, расположите.

Рисую круглое лицо, выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Теперь рисую платок с бантом.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Далее рисую сарафан, выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Рисую пальцы рук. Выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Рисую лицо матрешки, выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Теперь будем выполнять в цвете.

Крашу красным цветом платок, выполняйте.

Крашу синим цветом сарафан, выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)

Ребята, теперь будем украшать матрешку узорами.

Сейчас всё положите, смотрите на меня внимательно.

Мы будем использовать следующие приемы:

1) Прием примакивания. Я беру кисть, обмакиваю в воду, теперь хорошо пропитываю краской. Поворачиваю ворс кисти острым концом влево, черенок кисти держу параллельно листу бумаги. Прижимаю ворс кисти всею поверхностью к листу бумаги, получаю отпечаток овальной формы – декоративный силуэт листочка.

У каждого из вас лежит белый лист бумаги. Попробуйте сделать прием примакивания.



Следующий прием «тычком». Я беру ватную палочку, промакиваю краской. Ватную палочку держу вертикально. затем начинаю прикасаться ватной палочкой к листу, как бы «тыча» его, отсюда и взялось название этого приема.

Попробуйте выполнить прием «тычком».



Косынку матрешки мы будем расписывать с помощью приема «тычком».

Сарафан матрешки будем расписывать следующими орнаментами:

1) Я беру ватную палочку, промакиваю желтой краской. И с помощью приема «тычка», то есть держу ватную палочку вертикально и прикасаюсь ею к листу, получаю желтый круг. Теперь промакиваю ватную палочку оранжевой краской, держу ватную палочку вертикально и прикасаюсь ею к листу возле желтого круга. И так выполняю 4 раза вокруг желтого круга. Получается вот такой вот орнамент.

Приступаем к расписыванию косынки с помощью приема «тычком».

(смотрю, как дети выполняют работу)

Теперь приступаем к расписыванию сарафана (орнаменты на доске). Посмотрите, где расположены орнаменты. Выполняйте.

(смотрю, как дети выполняют работу)





























































Выполняют прием примакивания







Выполняют прием «тычком»




Фронтальная, индивидуальная

Самоконтроль, контроль

5

Анализ детских работ

6 минут

Словесные (беседа), наглядные (показ детских работ)

Заканчиваем работу.

Сейчас мы посмотрим на работы, которые у вас получились.







Ребята, у вас получились очень красивые матрешки. Молодцы!



Несколько учеников показывают свои работы, работы обсуждаются

Фронтальная

Контроль, самоконтроль

6

Итог урока

5 минут

Словесные (беседа), наглядные (презентация)

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итог. Какую тему мы сегодня изучали?

Верно, давайте вернёмся к плану урока и посмотрим, сумели ли мы его выполнить (план урока на слайде). Выполнили ли мы первый пункт плана?

А второй пункт плана?



Русская матрёшка



Да, выполнили

Выполнили

Фронтальная

Контроль

7

Рефлексия

3 минуты

Словесные (беседа), наглядные (презентация)

А теперь давайте оценим своё настроение и свою работу на уроке. На слайде вы видите две картинки, на одной изображён солнечный день, а на втором – пасмурный, дождливый день. Выберите одну картинку, которая больше всего подходит под ваше настроение, и объясните свой выбор.





Выбирают картинку и объясняют почему

Фронтальная

Самоконтроль




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!