Урок по теме: " Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями "
Характеристика урока
Учебник: Математика 5 класс. Авторы: Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Якир М.С. . - М.: Вентана-Граф, 2014. Параграф 27 стр 187
Тема урока: Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Тип урока: Урок изучения нового
Учебная задача урока: в совместной деятельности с учащимися ввести определение понятия сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Диагностируемые цели:
Предметные: научить учащихся складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
Личностные: формировать ответственное отношение к обучению, готовность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
Метапредметные: формировать умение делать обобщении, устанавливать аналогии
Учебные действия, формируемые на уроке:
Личностные: умение учащегося устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом, т.е. между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, таким образом должна осуществляться осмысленная организация собственной деятельности ученика
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что ещё неизвестно, планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, т. е. определение цели сотрудничества, функций участников, способов взаимодействия, умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, умение доказывать собственное мнение
Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); выдвижение гипотез и их обоснование; построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, УДЕ.
Форма работы: фронтальная,парная.
Средства обучения: традиционные, презентация.
Структура урока:
Мотивационно-ориентировочная часть (5 мин.)
Операционно-познавательная часть (30мин.)
Рефлексивно-оценочная часть (10 мин.)
Ход урока
I. Мотивационно-ориентировочная часть
1.1. Актуализация полученных знаний.
Здравствуйте. Садитесь. Открываем тетради, записываем число, классная работа. Сегодня урок нам помогут провести Гоша и Паша. Давайте повторим:
А) б) в)
Хорошо, скажите, пожалуйста, что показывает числитель, а что показывает знаменатель? ( числитель сколько нужно частей, знаменатель- сколько всего частей)
Решаем следующую задачу
В году 365 дней. В феврале – 28 дней, а в июле 31 день.Какую часть года составляет февраль, а какую – июль? (28/365 года,31/365 года)
Молодцы следующая задача: Воронёнок спит 9 часов в сутки, а учится 5 часов.Какую часть суток он спит, а какую – учится? (9/24 часть суток он спит,5/24 учится)
Длина пойманной воронятами змеи 60 см. Какую часть метра составляет длина змеи?(60/100 метра)
Вес одного яблока 200 граммов. Какую часть килограмма весит это яблоко?(200/1000)
Воронёнок гулял один час.15 минут он ловил бабочек, а остальные 45 минут учился летать.Какую часть часа воронёнок ловил бабочек, а какую – учился летать?(15/60 он ловил бабочек,45/60 летал)
Молодцы. Давайте теперь дополним с вами небольшое стихотворение.
1.2. Мотивация.
Учитель просит учеников выполнить такое задание: Гоша решил съесть на обед всех сосисок, а на ужин всех сосисок. Какую часть сосисок он съел за день?
- Возникает проблема: как теперь правильно сложить 2 дроби? Сегодня мы должны это выяснить
остановка учебной задачи (цели) урока:
- Поэтому целью нашего сегодняшнего урока будет изучение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Планирование решения учебной задачи:
- Т.е. нам нужно сформулировать правила, которые нам позволят складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.
II. Операционно-познавательная часть.
Идёт рассмотрение задач по заданной ситуации на рисунке. Вводятся правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, а так же формулы для применения.
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Решение номеров из учебника: № 743,745,747
III. Рефлексивно-оценочная часть.
Для того чтобы закрепить сегодняшнюю тему предлагаю вам небольшую игру «Найди лишнее». Вам предстоит решить примеры и по итогам решения найти лишнее выражение.
Вариант 1
Лишним является третье выражение, потому что там получается неправильная дробь.
Вариант 2
Лишним является 2 выражение так как там получается число , а не дробь.
- Какова была цель урока?
(изучение сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями)
- Достигли ли мы ее? (Да)
- Как достигли? (Рассмотрели и изучили правила по сложению и вычитанию дробей с одинаковыми знаменателями, научились применять данные правила на примерах и в уравнениях )
Домашнее задание: § 27, выучить правило, № 744,746,748