СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок "Изучение поэзии А.С.Пушкина. Литературная викторина"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Изучение поэзии А.С.Пушкина, в частности стихотворения "Зимнее утро".

Просмотр содержимого документа
«Урок "Изучение поэзии А.С.Пушкина. Литературная викторина"»

Тема урока: А.С. Пушкин «Зимнее утро»

Цели:

  1. продолжить знакомство с творчеством А.С. Пушкина;

  2. формировать навыки анализа художественного произведения (лирического стихотворения)

  3. развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом.

  4. воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.



Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина.

Ход урока:

  1. Орг. момент.

  2. Работа над темой.

А) Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Рассмотрим художественно-изобразительные средства литературного произведения и мастерство автора при создании картин зимней природы. Постараемся проанализировать стихотворение и определить роль поэтического мастерства поэта.

Викторина для школьников по произведениям А. С. Пушкина и о А. С. Пушкине.

Первая часть викторины – разминка, вторая часть – основная викторина.

Разминка

1. Сколько лет вместе прожили старик со старухой в произведении «Сказка о рыбаке и рыбке»? (33 года.)

2. Как звали царей в сказках А.С. Пушкина? (Дадон и Салтан.)

3. Что могло делать зеркало в произведении «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? («Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело».)

4. Из какой сказки эта фраза:

«Буду служить тебе славно,

Усердно и очень исправно,

В год за три щелчка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу»? («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5. Какие три дива было у князя Гвидона? (Белка с золотыми орешками, 33 богатыря и Царевна Лебедь.)

6. В кого превращался князь Гвидон, посещая царя Салтана? (В комара, муху, шмеля.)

7. Какую песню пела белочка князя Гвидона? («Во саду ли, в огороде Девица гуляла...»)

8. Каковы были ядрышки золотых орехов? («Ядра - чистый изумруд».)

9. С какими словами обращалась царица к волшебному зеркальцу?

(«Свет мой зеркальце! Скажи

Да всю правду доложи:

Я ль на свете всех милее,

Всех румяней и белее?»)

10. Какими словами начинается «Сказка о рыбаке и рыбке»? («Жил старик со своею старухою У самого синего моря».)

11. Сколько раз закидывал в море старик свой невод? (Три.)

12. С какими словами обращался старик к рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)

13. Как начинает А.С. Пушкин «Сказку о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне и о прекрасной Царевне Лебеди»? («Три девицы под окном Пряли поздно вечерком».)

14. Кого расспрашивал о своей невесте королевич Елисей? (Солнце, месяц, ветер.)

Викторина «Мой Пушкин»

1. Где находился лицей, в котором учился поэт? (Во флигеле Екатерининского дворца — летней резиденции русских царей в Царском Селе под Петербургом.)

2. Когда состоялось открытие лицея? (19 октября 1811 г.)

3. Какого цвета была форма лицеистов? (Синего.)

4. Как звали лицейского друга А.С. Пушкина? (Иван Иванович Пущин.)

5. Какие рукописные журналы выпускали лицеисты? («Лицейский мудрец», «Для удовольствия и пользы», «Юные пловцы», «Неопытное перо».)

6. Какие стихотворения написал А.С. Пушкин в лицейские годы? («К Пущину», «К Галичу», «К Дельвигу», «К Жуковскому» «В альбом Илличевскому», «К живописцу».)

7. Любимый стихотворный размер юного Пушкина? (Ямб.)

8. Где любил проводить летние каникулы поэт? (В подмосковном имении своей бабушки.)



3. Изучение новой темы.

Б) Как я уже сказала стихотворение «Зимнее утро» относится к пейзажной лирике.

Что такое пейзаж? (Это картина природы).

Пейзажи могут создавать художники на полотне, а поэты и писатели с помощью художественного слова.

В) Попробуем создать эмоциональное настроение и отправимся в небольшое путешествие по залам музея, где расположена выставка художников – пейзажистов.

Г) С детства мы читаем стихи Пушкина о зимней, весенней, осенней природе и уже никогда их не забываем. Поэт словно открывает нам книгу природы, и мы вместе с ним любуемся багряными красками осени, таинственным лесом, уснувшим «в зимнем серебре», ощущаем свежий осенний холодок, вдыхаем колючий воздух, настоянный на крепком морозе. Вместе с Пушкиным живем мы в мире природы, и она живет вместе с нами.

Д) Излюбленным временем года Пушкина была осень. С его именем связано и знаменитое выражение «болдинская осень». В своём имении Болдино осенью 1830 года за два с половиной месяца он написал около сорока произведений. Так он писал об осени:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса.

Одним из нелюбимых времен года для Пушкина было лето. Вот он как писал об этом в отрывке из стихотворения «Осень».

Ох, лето красное! Любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты, все душевные способности губя,

Нас мучишь...как поля, мы страждем от засухи.

А вот что пишет Пушкин о весне

…я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.

Е) Замечательно то, что в пушкинских стихах человек, живущий в мире природы, никогда не бывает, равнодушен к ней. Она всегда вызывает у человека живые отклики, глубокие чувства, настроения, окрашенные то грустью и печалью, то радостью и весельем, то восхищением и восторгом. У нас возникают те же чувства, когда мы читаем стихи Пушкина о природе.



  1. Закрепление изученного материала.

Понравилось вам стихотворение?

О чем в нем говорится? Какова тема?

Тема – это рассказ поэта о зиме, идея – восхищение красотой зимнего утра.

Какое настроение вызывает у вас это произведение?

(Радости. Хочется очутиться среди сверкающего снега. Увидеть зимний лес, сесть в сани и прокатиться по снежной дорожке.)

Меняется ли настроение? (Да, утро – вечер - утро; веселое – грустное – вновь веселое)

Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась». Автор использует прием контраста, чтобы подчеркнуть красоту наступившего утра.

А) Прежде чем анализировать стихотворение, обратимся к незнакомым словам.

Открой сомкнуты негой взоры (образное выражение ) – проснись.

Аврора - здесь: утренняя заря.

Вечор (разговорное) – вчера вечером.

Предадимся бегу нетерпеливого коня – прокатимся быстро, не сдерживая коня.

Дремать – спать.

Мгла – непрозрачный воздух (от тумана, пыли, дыма или сгущающихся сумерек)

Мутное небо – непрозрачное небо ( от набежавших или скрывших солнце туч)

Мрачные тучи ( переносный смысл ) – темные тучи

Лежанка - кровать.

Кобылка – самка лошади

Б) Работа над содержанием стихотворения.

Из скольких частей состоит стихотворение.

Какими языковыми средствами пользуется автор? (олицетворение, сравнение, эпитеты)

В произведении два героя: сам автор – лирический герой и та красавица «друг милый» «друг прелестный»

В) Ребята, поистине чудесное утро описал нам Пушкин. Вот, что делает с человеком зимний пейзаж. Сегодня пасмурно, н я думаю, что ваше настроение улучшилось после знакомства с этим произведением.

  1. Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворения "Зимнее утро".




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!