СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс УМК «Перспектива»).

Нажмите, чтобы узнать подробности

обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать  значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес   к родному русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (2 класс УМК «Перспектива»).»





Урок литературного чтения «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция) по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

(2 класс УМК «Перспектива»).

Цели: обобщить изученный материал на уроках русского языка по теме «Лексика»,

закрепить знание терминов «устаревшие слова, антонимы, синонимы, омонимы, фразеологизмы» показать значимость знания лексики на примере сказки А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», раскрыть богатство лексики А. С. Пушкина, красоту и разнообразие русского языка, развивать речь учащихся, будить интерес к родному русскому языку.


Краткое пояснение.

Мудрость сказок А. С. Пушкина неисчерпаема. Урок чтения по «Сказке о рыбаке и рыбке» «Путешествие в Лексикоград», где с помощью презентации на интерактивной доске проводятся конкурсы для учащихся.Задание показывается на доске – экране, дети выполняют задания на распечатанных листах. После ответов учащихся задание проверяется на доске-экране. Дети применяют знания, полученные на уроках русского языка! И ещё раз убеждаются в гениальности великого поэта.



Этапы урока.


  1. Знакомство с Лексикоградом.

  2. Знакомство с маршрутным листом по Лексикограду.

  3. Двор Устаревших слов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  4. Море Антонимов. Задание для учащихся по иллюстрациям в презентации.

  5. Улица Синонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  6. Терем Омонимов. Задание для учащихся на доске и на распечатанных листах.

  7. Дворец Фразеологизмов. Задание на доске и на печатных листах.

  8. Итоги «Путешествия».

  9. Вывод по сказке А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке».























  1. Орг. момент.

  2. Речевая разминка.

-Произнесите звуки правильно открывая рот: О И У А ИО АИ

-как пыхтит тесто ПЫХ-ПЫХ-ПЫХ

-как шипит гусь Ш-Ш-Ш

-подуйте на одуванчик (на раскрытые ладони Ф-Ф-Ф)

- Прочитайте про себя стихотворение

Кто хочет разговаривать,

тот должен выговаривать

всё правильно и внятно,

чтоб было всем понятно.

- Прочитайте медленно вслух, выговаривая каждое слово чётко

- Прочитайте в темпе скороговорки

  1. Актуализация

- как называется раздел учебника, который мы сейчас изучаем (Чудеса случаются)

- с каким литературным жанром мы работаем в этом разделе

- какие сказки бывают

- почему называются авторские

- что читали дома

- это действительно сказка

- к какой группе сказок она относится

4. Новая тема урока

- тема урока «Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция).

- новое слово ЛЕКСИКА -

5. Проблемная ситуация

- кто смотрел м/ф «Сказка о рыбаке и рыбке»

- некоторые дети считают: зачем читать сказку, если они её видели и знают содержание

- мы постараемся ответить на этот вопрос сегодня на уроке. Для этого будем исследовать текст, чтобы увидеть богатство лексики А. С. Пушкина, т.е. тех слов, которые он использовал, красоту и разнообразие русского языка.

-начнём с построения, те с композиции.

- что общего у сказки Пушкина с народной сказкой (зачин, концовка, волшебство, повтор сюжета, магические числа, добро побеждает зло). Докажите.

- какие знания нам помогут ответить на этот вопрос (построение народной сказки)

-какой вывод мы можем сделать с вами по композиции сказки Пушкина

-можем мы сказать, что …

Итог: продолжите вывод: композиция сказки Пушкина похожа на композицию

народных сказок.

6.Знакомство с Лексикоградом. Слайд 2.


- теперь мы отправляемся в путешествие по городу Лексикограду.

- почему так называется город

7.Маршрутный лист «Путешествия по Лексикограду».



- начнётся наше путешествие со двора устаревших слов, затем мы побываем у моря антонимов, пройдем по улице синонимов, заглянем в терем омонимов и закончим путешествие во дворце фразеологизмов.

Слайд 3.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)


Итак, путешествие начинаем!

Начало сказки мы прочитаем.


Слайд 4. Чтение сказки 1,2,3 части.

Вопросы по тексту:

- почему старик сразу же отпустил рыбку

- как старик объяснил старухе, почему он отпустил рыбку (не посмел)

- что попросила старуха в первый раз


Слайд 5.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения к интерактивной доске.)


8. Двор устаревших слов


Мы пришли во двор устаревших слов

Из этих букв надо собрать слово.

У учащихся на столах распечатанные листы с заданиями:


ТАСЧЕР МЕЛЗЯКНА РЕКТЬСНЯКА


ОРКОТЫ ЁЛСЕВТКА


Ответы:


СТАРЧЕ, ЗЕМЛЯНКА, КРЕСТЬЯНКА, КОРЫТО, СВЕТЁЛКА.


Слайд 6.


Проверка выполнения задания.


ИТОГ: -как называются слова, которые мы собирали

-почему они так называются


Слайд 7.


9. Море Антонимов.

Мы приближаемся к морю Антонимов, на котором неспокойно

- давайте вспомним, какие слова называются антонимами

Слайды 8, 9, 10.(Поэтапное проявление фрагментов слайда после прикосновения мышкой к интерактивной доске.) Учащиеся подбирают антоним. После ответа команды высвечивается правильный ответ.


Закинул невод - вытащил невод.

Поймал рыбку – отпустил рыбку.

Старое корыто – новое корыто.

Низкая землянка – высокий терем.

Чёрная крестьянка – столбовая дворянка.

На море тишь – на море чёрная буря.


ИТОГ: -как называются слова, которые мы подбирали

- какие слова называются антонимами


Итак, путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.




Слайд 11-12 Чтение сказки 4,5,6 части.

Вопросы по тексту:

- как учит старуха старика разговаривать

- что значит сварливая

- какое употребляет слово старик, говоря о поведении старухи

10. Улица Синонимов.

Мы пришли на улицу Синонимов

- вспомните, какие слова называются синонимами

Слайд 13.

Здесь надо к слову синоним найти

И слова стрелкой соединить.

Ученики выполняют задание на распечатанных листах. После выполнения работы проверка на доске-экране.

Слайд 14.

Ругает – бранит.

Кликать – звать.

Печалится – грустит.

Молвит – говорит.

Перечить – спорить.

ИТОГ: -как называются слова, которые мы соединяли стрелками

- какие слова называются синонимами

Путешествие продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.



Слайд 15. Чтение сказки 7,8,9 части.

Вопросы по тексту:

- как ведёт себя старуха став дворянкой

- чего испугался старик, когда старуха захотела стать вольною царицей

- чьё настроение отражает море



7. Терем Омонимов.

Слайд 16.

У красивого терема Омонимов нам нужно вспомнить какие слова называются омонимами.

Слайд 17.

Прочитайте предложения и правильно поставьте ударение.

Дорогой за себя дам откуп.

За широкой дорогой шумело море.

Дети выполняют задание на распечатанных листах.

Слайд 18. Проверка задания .

Ответ. Дорого´й за себя дам откуп.

За широкой доро´гой шумело море.

ИТОГ: -как называются слова, в которых вы ставили ударение

- какие слова называются омонимами


Путешествие наше продолжаем!

И сказку дальше мы читаем.



Слайд 19. Чтение сказки 10,11,12 части.

Вопросы по тексту:

-что держала стража на плечах

- как отзывается о старухе старик в этот раз

- почему старик увидел снова старуху у разбитого корыта




8. Дворец Фразеологизмов.

Слайд 20.

Завершается наше путешествия у прекрасного дворца

фразеологизмов, которые украшают нашу речь.

- какие слова называются фразеологизмами

Слайд 21.

Ученики сначала сами объясняют значение фразеологизмов.

Не в свои сани не садись!

Что ты, баба, белены объелась?

Лишь с очей прогнать его велела.

Не дерзнул слова поперёк молвить.

Не печалься, ступай себе с Богом.

Затем идёт проверка ответов с помощью слайдов 22-26.

ИТОГ: -как называются словосочетания, которые вы объясняли

- что такое фразеологизмы

Слайд 27.

Какой фразеологизм появился в русском языке благодаря Сказке А. С. Пушкина.

Ответ. Осталась у разбитого корыта.

Слайды 29-33

9.Итоги «Путешествия в Лексикоград» .

10.Вывод урока.

Как богат мир океана, так же богат мир «Лексики». Мастерство А. С. Пушкина заключается в том, что он использовал все богатства «Лексики» в своих сказках и сумел словами передать не только мысли и чувства Золотой рыбки (Слайд 31), но и наше отношение к алчности и жажде власти Старухи.

Слайд 32.

Оцените свою работу на уроке выбрав слова из столбика

1.На уроке я работал: с интересом/без интереса

2.Своей работой я: доволен/не доволен

3.Материал урока мне был: полезен/бесполезен

4.Домашнее задание мне кажется: интересным/ неинтнресным

Слайд 33.

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том…

А чтобы мудрым стать, учёным,

Прочти ты сказок мудрых том!













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!