СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения на родном языке 3 класс А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения на родном языке 3 класс А.Л. Решетов "Зернышки спелых яблок"»

-Литературное чтение на родном языке. 3 класс. Урок № 8


Продолжитель-

ность урока

40 мин.

Предмет: литературное чтение на родном языке

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (отрывок).

Цель:

формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях (роли семьи в жизни человека), значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе


Задачи:

развитие умения анализировать содержание произведения,

развитие представления о лирическом герое,

развитие навыков выразительного чтения.


Планируемые результаты:

научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

соотносить поступки героев с нравственными нормами; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи;

признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Личностные результаты

-проявление творческого отношения к процессу обучения.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

-ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке

Познавательные УУД:

-перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные УУД:

- оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

-сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других.

Предметные умения:

Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя.

Межпредметные связи: русский язык

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, в паре

Ресурсы

компьютер, проектор.






Ход урока

I. Организационный момент.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.



II. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.

-В каком разделе учебника мы сегодня продолжим изучений произведений литературы на родном языке?

-Прочитайте тему урока (Алексей Леонидович Решетов «Зёрнышки спелых яблок»)

-Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке? (Узнать об авторе произведения; о чем расскажет автор в своем произведении; кто главные действующие лица; почему это произведение так назвал Решетов; что вообще можно написать о зернышках спелых яблок; понять, что важное хотел нам рассказать автор, выразительно читать это произведение)



- Закройте глаза, представьте яблоки. Подберите слова, описывающие яблоки, которые вы представили. (Спелые, ароматные, аппетитные, сочные). При виде яблок у каждого из вас возникают свои ассоциации, эмоции, воспоминания. У Александра Леонидовича Решетова эти детские воспоминания связаны с военным временем.

-Сегодня мы познакомимся с отрывком из его автобиографической повести повести «Зернышки спелых яблок».

-Что такое автобиографическая повесть? (произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни)



III. Подготовка к восприятию.

- Повесть Решетова, отрывок из которой мы будем читать на уроке, посвящена воспоминаниям автора о его детстве. Родился Алексей Леонидович в Хабаровске 3 апреля 1937 года. В предвоенные годы, его отец-корреспондент хабаровской газеты и по надуманному обвинению был расстрелян в 1937 году, а позднее арестовали мать  и сослали на Урал.

В раннем возрасте, он со старшим братом остались без родителей. У мальчиков на всей земле осталась только бабушка, которая, несмотря на колоссальные трудности военного времени, смогла сберечь семью, не отдав внуков в детский дом. В 1943 мама была освобождена без права выезда из Соликамска, поэтому дети вместе с бабушкой переехали к ней и снимали жильё в Боровске, в бараках около комбината, где работала мать.

Мальчики, не имея зимней одежды, вынуждены были проводить всю зиму дома, прервать обучение в школе. Из-за недостаточного отопления (т.к. за уголь приходится платить драгоценными хлебными карточками) ребята большее время суток проводили под одеялом.

 Даже в такой безвыходной, на первый взгляд, ситуации мальчики умели радоваться жизни: Петька (Бетал- старший брат Решетова) читал вслух для младшего брата газеты, журналы; выцветшая фотография с изображением катера превращалась в красивейший корабль, резво преодолевающий грозный океан. Кажется, что для Петьки и Лёши война и не идёт вовсе. И только, будучи взрослым, Решетов сложил отрывочные воспоминания в единую картину того страшного времени и написать автобиографическую повесть «Зёрнышки спелых яблок».

Но, вопреки всем трудностями, пережитым в детстве, воспоминания А. Решетова проникнуты теплотой и любовью. Любовью к своему брату, к бабушке, к матери, ко всем людям, любовью ко всему Миру. 

Работа по учебнику С. 56

-Прочитайте вступительную статью на странице 56. (Вступительную статью читает ученик.)

Когда происходят события, о которых повествуется в отрывке? (В 1944 г., когда автор был маленьким.)

Что происходило в 1944 году? (Это время Великой Отечественной войны. В 1945 г. она закончилась.)



-Прочитайте статью из рубрика «Расширяем кругозор»на с. 57 (самостоятельно)

В тексте встретится фамилия Буденный и слово «буденовка». Прочитайте значение этих слов.

Кто такой Семен Михайлович Буденный? (Знаменитый военачальник, маршал Советского Союза, командовал Первой конной армией.)

Что такое буденовка? (Военный головной убор, сшитый из ткани и по форме напоминающий шлем русских богатырей.)

- Найдите слова, значение которых нужно уточнить в толковом словаре учебника. (тротуарная доска, паек, Фомы-неверы)

- И еще слова: телогрейка, баснословная цена, скупая.

Телогрейка- ватная куртка, предмет спецодежды.

Баснословная цена- очень высокая цена.

Скупой- чрезмерно, до жадности бережливый.









IV. Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.

-Послушайте отрывок из повести и потом поделитесь впечатлением, взволновал ли вас отрывок и чем?

(Чтение отрывка из повести подготовленными учащимися)

-Взволновал ли вас отрывок? Чем?

- Какой момент показался самым интересным?

Как была украшена комната к Новому году? (На тумбочке стояла верхушка елки, а вместо игрушек на ветках висели модели, вырезанные из журнала мод.)

Что приснилось мальчику в новогоднюю ночь? (Приснился Буденный, который пообещал прислать мальчику буденовку)

Что же в реальности получили ребята в подарок на Новый год? (Яблоки.)



V.Анализ произведения и чтение по ролям.

(Чтение по ролям.)

– Давайте прочитаем по ролям отрывок со слов «Один ботинок надевается хорошо…» до слов « …а где ты яблоки взяла?».

Какие чувства испытали мальчики? (Радость, восторг, удивление.)

Расскажите, как вели себя мальчики с яблоками? Найдите эти слова. (Они прижимали их к груди, заворачивали в полы рубашек, лизали, сочиняли стихи, прятали от холода под одеяло.)

Почему такая реакция на обыкновенные яблоки? (Зимой в военный год их найти было трудно, на паек их не дают, дети видели их за многие годы впервые.)

Какую историю о появлении яблок придумала бабушка?

(Как Баба-яга летала на метле в Москву, в Кремль, взяла со стола два больших яблока и улетела.)



(Чтение по ролям)

-Прочитаем по ролям от слов бабушка выносит ведро …. и до конца)

Поверили ли бабушке дети? (Да. Они спрашивали, когда она еще полетит?)

Как же на самом деле появились яблоки? (Бабушка купила их на базаре за баснословную цену.)

Почему мальчики запомнили «кремлевские яблоки» на всю жизнь? (Это было чудом в голодные военные годы, когда продукты выдавали по норме)

Как сравнение детей с яблочными зернышками помогает автору показать важность тепла и доброты в жизни человека? (Зернышки яблок не выжили, им не хватило тепла. Мальчики выжили в трудные военные годы благодаря теплу и заботе бабушки, потому что даже самая скупая доброта может спасти человека.

Как вы думаете, почему автор пишет, что он вернулся бы в свое детство? Ведь время было трудное, голодное. (Высказывания учащихся)

- Почему это произведение находится в разделе «В дружной семье и в холод тепло»?

-Почему это рассказ помещен в учебнике литературного чтения на родном языке? (потому что автор повести русский писатель и поэт, потому что в отрывке рассказывается о времени из истории нашей Родины, о времени Великой отечественной войны и тяжелой жизни людей в эти военные годы).

VI.Работа в паре.

- Какие из пословиц наиболее точно отражают главную мысль произведения? Обсудите в паре и подчеркните? (работа в паре)



Пословицы о семье

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В семье дружат – живут не тужат.

В дружной семье и в холод тепло.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Не прячь свои неудачи от родителей.



VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

-Продолжите предложения.



VII. Домашнее задание.

Стр. стр.61-62 прочитать рассказ О. Ф. Кургузова «Душа нараспашку» и выполнить задания на стр.62









































Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11»










Конспект урока литературного чтения на родном языке

в 3 классе по учебнику О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой

по теме: А. Л. Решетов «Зернышки спелых яблок»










РРазработала:

учитель начальных классов

ККарасева И.А.










г. Биробиджан, 2023г.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!