-Литературное чтение на родном языке. 3 класс. Урок № 8
Продолжитель- ность урока 40 мин. | Предмет: литературное чтение на родном языке | Тип урока: урок «открытия» нового знания |
Тема урока: | А. Л. Решетов. «Зернышки спелых яблок» (отрывок). |
Цель: | формирование представлений об основных нравственно-этических ценностях (роли семьи в жизни человека), значимых для национального русского сознания и отраженных в родной литературе |
Задачи: | развитие умения анализировать содержание произведения, развитие представления о лирическом герое, развитие навыков выразительного чтения. |
Планируемые результаты: | научатся ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами; составлять устный рассказ на основе прочитанных произведений с учетом коммуникативной задачи; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. |
Личностные результаты -проявление творческого отношения к процессу обучения. Метапредметные результаты Регулятивные УУД: - работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке; -ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того что ещё неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; контролировать результаты работы на уроке Познавательные УУД: -перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; давать оценку своим действиям, оценивать результат. Коммуникативные УУД: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; -сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и её результат, слушать мнения других. Предметные умения: Научатся прогнозировать содержание, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. |
Межпредметные связи: русский язык |
Формы работы | Индивидуальная, фронтальная, в паре |
Ресурсы | компьютер, проектор. |
Ход урока
I. Организационный момент.
- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.
- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.
II. Самоопределение к деятельности, постановка учебных задач.
-В каком разделе учебника мы сегодня продолжим изучений произведений литературы на родном языке?
-Прочитайте тему урока (Алексей Леонидович Решетов «Зёрнышки спелых яблок»)
-Что бы вы хотели узнать и чему научиться сегодня на уроке? (Узнать об авторе произведения; о чем расскажет автор в своем произведении; кто главные действующие лица; почему это произведение так назвал Решетов; что вообще можно написать о зернышках спелых яблок; понять, что важное хотел нам рассказать автор, выразительно читать это произведение)
- Закройте глаза, представьте яблоки. Подберите слова, описывающие яблоки, которые вы представили. (Спелые, ароматные, аппетитные, сочные). При виде яблок у каждого из вас возникают свои ассоциации, эмоции, воспоминания. У Александра Леонидовича Решетова эти детские воспоминания связаны с военным временем.
-Сегодня мы познакомимся с отрывком из его автобиографической повести повести «Зернышки спелых яблок».
-Что такое автобиографическая повесть? (произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни)
III. Подготовка к восприятию.
- Повесть Решетова, отрывок из которой мы будем читать на уроке, посвящена воспоминаниям автора о его детстве. Родился Алексей Леонидович в Хабаровске 3 апреля 1937 года. В предвоенные годы, его отец-корреспондент хабаровской газеты и по надуманному обвинению был расстрелян в 1937 году, а позднее арестовали мать и сослали на Урал.
В раннем возрасте, он со старшим братом остались без родителей. У мальчиков на всей земле осталась только бабушка, которая, несмотря на колоссальные трудности военного времени, смогла сберечь семью, не отдав внуков в детский дом. В 1943 мама была освобождена без права выезда из Соликамска, поэтому дети вместе с бабушкой переехали к ней и снимали жильё в Боровске, в бараках около комбината, где работала мать.
Мальчики, не имея зимней одежды, вынуждены были проводить всю зиму дома, прервать обучение в школе. Из-за недостаточного отопления (т.к. за уголь приходится платить драгоценными хлебными карточками) ребята большее время суток проводили под одеялом.
Даже в такой безвыходной, на первый взгляд, ситуации мальчики умели радоваться жизни: Петька (Бетал- старший брат Решетова) читал вслух для младшего брата газеты, журналы; выцветшая фотография с изображением катера превращалась в красивейший корабль, резво преодолевающий грозный океан. Кажется, что для Петьки и Лёши война и не идёт вовсе. И только, будучи взрослым, Решетов сложил отрывочные воспоминания в единую картину того страшного времени и написать автобиографическую повесть «Зёрнышки спелых яблок».
Но, вопреки всем трудностями, пережитым в детстве, воспоминания А. Решетова проникнуты теплотой и любовью. Любовью к своему брату, к бабушке, к матери, ко всем людям, любовью ко всему Миру.
Работа по учебнику С. 56
-Прочитайте вступительную статью на странице 56. (Вступительную статью читает ученик.)
– Когда происходят события, о которых повествуется в отрывке? (В 1944 г., когда автор был маленьким.)
– Что происходило в 1944 году? (Это время Великой Отечественной войны. В 1945 г. она закончилась.)
-Прочитайте статью из рубрика «Расширяем кругозор»на с. 57 (самостоятельно)
– В тексте встретится фамилия Буденный и слово «буденовка». Прочитайте значение этих слов.
– Кто такой Семен Михайлович Буденный? (Знаменитый военачальник, маршал Советского Союза, командовал Первой конной армией.)
– Что такое буденовка? (Военный головной убор, сшитый из ткани и по форме напоминающий шлем русских богатырей.)
- Найдите слова, значение которых нужно уточнить в толковом словаре учебника. (тротуарная доска, паек, Фомы-неверы)
- И еще слова: телогрейка, баснословная цена, скупая.
Телогрейка- ватная куртка, предмет спецодежды.
Баснословная цена- очень высокая цена.
Скупой- чрезмерно, до жадности бережливый.
IV. Первичное восприятие. Проверка первичного восприятия.
-Послушайте отрывок из повести и потом поделитесь впечатлением, взволновал ли вас отрывок и чем?
(Чтение отрывка из повести подготовленными учащимися)
-Взволновал ли вас отрывок? Чем?
- Какой момент показался самым интересным?
– Как была украшена комната к Новому году? (На тумбочке стояла верхушка елки, а вместо игрушек на ветках висели модели, вырезанные из журнала мод.)
– Что приснилось мальчику в новогоднюю ночь? (Приснился Буденный, который пообещал прислать мальчику буденовку)
– Что же в реальности получили ребята в подарок на Новый год? (Яблоки.)
V.Анализ произведения и чтение по ролям.
(Чтение по ролям.)
– Давайте прочитаем по ролям отрывок со слов «Один ботинок надевается хорошо…» до слов « …а где ты яблоки взяла?».
– Какие чувства испытали мальчики? (Радость, восторг, удивление.)
– Расскажите, как вели себя мальчики с яблоками? Найдите эти слова. (Они прижимали их к груди, заворачивали в полы рубашек, лизали, сочиняли стихи, прятали от холода под одеяло.)
– Почему такая реакция на обыкновенные яблоки? (Зимой в военный год их найти было трудно, на паек их не дают, дети видели их за многие годы впервые.)
– Какую историю о появлении яблок придумала бабушка?
(Как Баба-яга летала на метле в Москву, в Кремль, взяла со стола два больших яблока и улетела.)
(Чтение по ролям)
-Прочитаем по ролям от слов бабушка выносит ведро …. и до конца)
– Поверили ли бабушке дети? (Да. Они спрашивали, когда она еще полетит?)
– Как же на самом деле появились яблоки? (Бабушка купила их на базаре за баснословную цену.)
– Почему мальчики запомнили «кремлевские яблоки» на всю жизнь? (Это было чудом в голодные военные годы, когда продукты выдавали по норме)
– Как сравнение детей с яблочными зернышками помогает автору показать важность тепла и доброты в жизни человека? (Зернышки яблок не выжили, им не хватило тепла. Мальчики выжили в трудные военные годы благодаря теплу и заботе бабушки, потому что даже самая скупая доброта может спасти человека.
– Как вы думаете, почему автор пишет, что он вернулся бы в свое детство? Ведь время было трудное, голодное. (Высказывания учащихся)
- Почему это произведение находится в разделе «В дружной семье и в холод тепло»?
-Почему это рассказ помещен в учебнике литературного чтения на родном языке? (потому что автор повести русский писатель и поэт, потому что в отрывке рассказывается о времени из истории нашей Родины, о времени Великой отечественной войны и тяжелой жизни людей в эти военные годы).
VI.Работа в паре.
- Какие из пословиц наиболее точно отражают главную мысль произведения? Обсудите в паре и подчеркните? (работа в паре)
Пословицы о семье
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В семье дружат – живут не тужат.
В дружной семье и в холод тепло.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Не прячь свои неудачи от родителей.
VI. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Продолжите предложения.
VII. Домашнее задание.
Стр. стр.61-62 прочитать рассказ О. Ф. Кургузова «Душа нараспашку» и выполнить задания на стр.62
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 11»
Конспект урока литературного чтения на родном языке
в 3 классе по учебнику О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой
по теме: А. Л. Решетов «Зернышки спелых яблок»
РРазработала:
учитель начальных классов
ККарасева И.А.
г. Биробиджан, 2023г.