Перед чтением поработаем с трудными словами ,которые встретятся в тексте V. Работа с текстом. 1. Словарная работа. Каждый ученик получает список слов из текста, значение которых им может быть непонятно. Ученик должен прочитать слова и и сделать пометки: «+» - знаю значении и могу объяснить; «-« слово незнакомо. Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать. Отчаянный – безрассудно смелый. Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком. Пожарище – место, где был пожар. Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу. Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.). (Слайд 5) Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком. Самоотверженный - . своими интересами ради других, ради общего Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки. Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок. Полноводные – с высоким уровнем воды. Полноводная река. Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”. 1) остановка. На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка. Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя. “ИНСЕРТ” “+” - новое; “-” - противоречит; “v” - подтвердилось, совпало. Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”. 2) остановка. О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт) Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок? 3) остановка. Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт) Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”. 4) остановка. Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества? 5) остановка. “Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей? 6) остановка. Читают до конца. 4. “Открытие” учащимися нового знания. Стратегия “Фишбоун” (Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.) Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями. О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок? Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца. Делают вывод: Слайд 5 - К какому жанру вы отнесете произведение К.Г.Паустовского «Заботливый цветок»? -Ваши предположения? - Итак, мнения разделились. В чем предстоит разобраться на уроке? Будем работать с таблицей: Знаю Хочу знать Узнал Слайд 6 - Запишите в 1 столбик, что знаем по нашей теме. - В чем отличие этих жанров? Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя. Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло. Ну что, давайте скорее читать! Героев нам надо поближе узнать. В конце вы ответьте, друзья, без подсказки, Что мы прочитали: рассказ или сказку? - Запишите, что вы хотите узнать по теме урока? - Что может произойти в произведении с таким названием? - На какой вопрос мы должны ответить? (Почему произведение называется «Заботливый цветок»?) На столах у вас лежат карточки со словами, которые могут быть непонятны. Чтение с остановками. Словарная работа. Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”. Слайд 7 1) остановка. На слайде показ обложки книги и самого цветка. - Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя. Прием “ИНСЕРТ” “+” - новое; “-” - противоречит; “v” - подтвердилось, совпало. Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”. 2) остановка. - О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт) Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. - Как вы думаете, правильно поступали дети, что отбирали шишки у белок? 3) остановка. - Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт) Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”. 4) остановка. - Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества? 5) остановка. - “Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей? 6) остановка. Читают до конца. Физкультминутка. (Слайд 8 ) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел, Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. Работа в парах. Конверты с вопросами заранее приготовлены на столах учеников. Вопрос для 1пары - Почему рассказ назван «Заботливый цветок»? Найдите в тексте подтверждение своего мнения и прочитайте. ( Ученики зачитывают: стр 120 «И заметьте, что кипрей…до слов Самоотверженный цветок» ) Вопрос для 2 пары - Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа? ( стр 119 «А оказалось, что кипрей…до слов выделяет из себя теплоту. Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзали.) Вопрос для 3 пары - Как вы понимаете слово «забота»? Найдите значение слова по толковому словарю. Дети: Забота – это беспокойство, обременительное дело. В словаре Ожегова: «Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого или чего-нибудь. Внимание, попечение, уход». Учитель: Прошу 4 пару подготовить ответ на вопрос - Какие лекарственные растения вам известны? Дети: Лекарственных растений очень много. Например, ромашка, мать-и-мачеха, зверобой, календула, мята, подорожник. Работа с таблицей ЗХУ. - Заполним дальше таблицу. Узнали: … -Оцените свою работу |