СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературного чтения "Заботливый цветок"К.Паустовский

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа на конкурс муниципального профессионального мастерства педагогов

                                                 «Урок мастера»

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения "Заботливый цветок"К.Паустовский»

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Вильская средняя школа




Работа на конкурс муниципального профессионального мастерства педагогов

«Урок мастера»

Сценарий урока литературного чтения по теме:

«К. Паустовский «Заботливый цветок».»









Выполнила:

Ганина Наталья Михайловна -

учитель начальных классов

первой категории

МБОУ Вильской средней школы





г.о.г. Выкса, р.п. Виля

2019



Пояснительная записка

Предмет: литературное чтение (4 часа в неделю, в год – 136 часов)

Программа: « Гармония»

УМК: учебник О.В. Кубасова. Литературное чтение: учебник для 3 класса В 4 частях.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.


тетрадь-задачник к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений в 3 частях. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко – 11-е издание - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2017.
Раздел: Чудесное рядом

Тип урока: урок когнитивного типа

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветок

Характеристика класса.

Учащиеся 3 «б» класса обучаются по программе УМК «Гармония».

Всего в классе 14 человек: 5 мальчиков и 9 девочек.

7 учащихся воспитываются в полных хороших семьях, в доброжелательной обстановке, родители уделяют им должное внимание, также заметно участие в воспитании детей дедушек и бабушек.

3-е учащихся из полных семей, где отсутствует заинтересованность самих родителей в улучшении результатов обучения, отсутствует контроль, учащиеся поверхностно выполняют домашние задания, 4 учащихся –в неполных семьях, где родители не всегда могут оказать помощь..

Результаты диагностики и наблюдений показали, что по своему развитию есть дети, которые легко усваивают материал, а есть и те ,кто затрудняются.

На уроках дети работают активно и заинтересованно Учащиеся активно включаются в решение проблемной ситуации на уроке(рассуждают, дискутируют),проявляют инициативу по разнообразным ситуациям .Большинство ребят стараются улучшить результаты учебной деятельности. Умение преодолевать посильные трудности доступно не всем учащимся, по моему мнению, из-за того, что еще не все понимают до конца смысл и важность учебной деятельности, нет достаточного контроля и помощи со стороны родителей, домашние задания выполняются поверхностно.

У 65% учащихся сформирована учебная мотивация.

У этих учащихся наблюдается хороший познавательный потенциал и высокий уровень самообразовательной активности. На уроках эти обучающиеся проявляют интерес к учебной деятельности, практически всегда подготовлены, могут высказывать собственное мнение, грамотно отвечают на поставленные вопросы, при подготовке домашних заданий используют дополнительную литературу. Обладают способностью анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы. Проявляют творчество в умственной деятельности. Владеют навыками самостоятельного труда.

4 учащимся свойственен замедленный темп деятельности. Они не всегда успевают за темпом класса . Не показывают осознанности и систематичности знаний. Не всегда могут сделать самостоятельные выводы, не проявляют широты и гибкости мышления. Навыки самостоятельного труда сформированы не в полном объеме. Требуется дополнительное стимулирование и постоянный контроль со стороны взрослых. При постоянной поддержке могут улучшить результы.

На уроках и на переменах поведение учащихся удовлетворительное.

Дети принимают активное участие во внеклассных и внешкольных мероприятиях. Многие учащиеся активны и инициативны, являются лидерами при организации и проведении праздников, конкурсов, игр, оформлении плакатов и т.п. По мере своих сил каждый ученик старается принять участие в делах класса и внешкольных мероприятиях.

Урок русского языка в 3 «б» классе

Тема урока: К. Паустовский «Заботливый цветок

Тип урока – урок когнитивного типа

Оборудование:

1Литературное чтение: учебник для 3 класса образовательных учреждений. В 4 частях,ч.4/ О.В. Кубасова.– 10-е издание – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2013.

2. Компьютер, экран,

3 Презентация,

4 Дидактический материал(карточки),

5Толковый словарь Ожегова,

.

Цель урока: формирование навыка осознанного, правильного, выразительного чтения.

Задачи урока:

Образовательные (предметные):

- продолжить знакомство с творчеством К.Г. Паустовского через рассказ «Заботливый цветок»;

- совершенствовать умение анализировать текст, определять ключевые слова, понимать авторский замысел;

- совершенствовать навыки выразительного, осознанного чтения;

Воспитательные (личностные):

- воспитывать любовь к природе, способность видеть ее красоту и умение отражать увиденное в рисунках, рассказах.

- формировать умение работать в группе, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения.

Развивающие (метапредметные):

- развивать речь учащихся (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам);

- развивать умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- развивать творческие способности у учащихся.

Ожидаемый результат: В результате изучения данного материала учащиеся должны самостоятельно ставить перед собой учебную задачу, уметь анализировать произведение,

Исходный уровень знаний и умений обучающихся для изучения данной темы: учащиеся знакомы с произведениями К.Г. Паустовского, могут назвать жанры произведений, художественные средства (олицетворение, сравнение), имеют высокий уровень навыка чтения, умеют работать в группах.


Сценарий урока

Этапы урока и время

Содержание деятельности учителя и учащихся

Методики применяемые на уроке


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Организационный момент.Настрой на урок





2Актуализация знаний..Стадия вызова.




Я рада видеть вас ,ребята! Представьте, что на вашей ладошке маленький солнечный зайчик.Улыбнитесь ему и пошлите его кому-нибудь из ваших друзей. Мысленно пожелайте ему удачи в работе






- Ребята! На уроке мы будем делать маленькие открытия.

Покажите, пожалуйста, с каким настроением начинаете урок. (Ребята показывают карточку с соответствующим настроением)

Прием “Необъявленная тема".

Слайд 2

«Жизнь, окружающая нас, бывает интереснее самых волшебных сказок».

К.Г. Паустовский

- Как вы думаете, о чем хотел сказать К.Г. Паустовский?(наблюдать за природой2 всегда интересно)

Любимая тема произведений К. Г. Паустовского стала тема родной природы. Писатель в своих произведениях показывает красоту скромную, неяркую, но всегда притягивающую к себе внимание человека наблюдательного, человека не устающего удивляться, на первый взгляд, обычным явлениям природы.

Почему я начала урок с этих слов?(будем читать произведение о природе).

Слайд 3

Сегодня мы побеседуем о творчестве писателя.будем анализировать произведение.оценивать себя.

Поработаем в группах. Вспомним Как работать в группе

Слайд

Прочитайте отрывок из произведения .Вспомните название.

  1. Работа по группам.


Ученикам раздаются карточки с отрывками произведений К. Паустовского.


- Прочитайте текст и постарайтесь вспомнить название произведения.


Карточка № 1.


Через полчаса зверь высунул из травы мокрый черный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с черными пронзительными глазами. Наконец показалась полосатая шкурка. («Барсучий нос»)


Карточка №2.


Кот ждал, зажмурив глаза. Мы последовали этому совету, втащили кота в чулан и дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звёзды зелёными нахальными глазами. После умывания он долго фыркал и терся головой о пол. ( «Кот-Ворюга»)



Карточка № 4.


Дед обрадовался зайцу, будто родному. Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда огонь идёт, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех случаях, когда огонь их окружает. ( «Заячьи лапы»)


Что объединяет эти произведения?(о природе.Их написал один автор-К.Д.Паустовский)

Говорящая фамилия. Прочитайте

автобиографическую статью и составьте вопросы, работая в паре, по её содержанию, не

нарушая последовательности. (Приложение 1)

Примерные вопросы:

-Как звали отца Паустовского?

-Кем он был?

-Какая семья была у писателя?

-Какое образование получил Константин Георгиевич?

-Какие профессии пришлось ему освоить?

-Его основное увлечение?



Паустовский Константин Георгиевич. Краткая биография.

Константин Георгиевич Паустовский родился 19 мая 1892 года в Москве. Кроме него, в семье было ещё трое детей два брата и сестра.

Константин Георгиевич переменил много профессий: он был вожатым и кондуктором московского трамвая, рабочим на металлургических заводах в Донбассе и Таганроге, рыбаком, санитаром в армии во время Первой мировой войны, преподавателем русской литературы, журналистом. В гражданскую войну Паустовский воевал в Красной Армии. Во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом на Южном фронте.

За свою большую писательскую жизнь он побывал во многих уголках нашей страны. «Почти каждая моя книга — это поездка. Или, вернее, каждая поездка – это книга», — говорил Паустовский. Он изъездил Кавказ и Украину, Волгу, Каму, Дон, Днепр, Оку и Десну, был в Средней Азии, на Алтае, в Сибири, Прионежье, на Балтике.

Но особенно горячо полюбил он Мещёру — сказочно красивый край между Владимиром и Рязанью, — куда приехал впервые в 1930. Там было всё, что привлекало писателя с самого детства, — «глухие леса, озёра, извилистые лесные реки, заброшенные дороги и даже постоялые дворы». Паустовский писал, что Мещёре он «обязан многими своими рассказами, «Летними днями» и маленькой повестью «Мещёрская сторона».

Сегодня мы познакомимся еще с одним произведением


Дополните синквейн недостающим словом

1…….

2.Красивый,пахнущий.

3.Растёт,цветёт ,радует.

4.Мы все восхищаемся их красотой

5.Чудо.

(это цветок)

Только наше произведение называется не просто цветок ,а заботливый цветок.

“Заботливый цветок”.

Слайд 4

Знаете ли вы такой цветок. Так какую задачу поставим перед собой

- Сформулируйте тему нашего урока.

Тема нашего урока К.Г.Паустовский «Заботливый цветок».

Поставьте цель урока. Закончите предложения:

Узнать что-новое.

Продолжить учиться…правильно читать,общаться друг с другом

Развивать…речь

Определять…главную мысль,жанр произведения


Умение со стороны учащихся зафиксировать затруднение

или удивление, выразить их в речи, самостоятельно сформулировать тему урока. Принятие целей урока, готовность

к чтению

и обсуждению рассказа. Дети обсуждают вопросы учителя, высказывают возможные ответы. Учатся работать по плану.

Личностные:

проявление интереса

к жанру рассказ.

Регулятивные:

умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

умение учиться перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

умение учиться оформлять свою мысль

в устной речи, высказывать свою точку зрения.

Словарная работа



























































Стадия осмысления.

Перед чтением поработаем с трудными словами ,которые встретятся в тексте V. Работа с текстом.

1. Словарная работа.

  • Каждый ученик получает список слов из текста, значение которых им может быть непонятно. Ученик должен прочитать слова и и сделать пометки:

«+» - знаю значении и могу объяснить;

«-« слово незнакомо.

  • Соотнести со значением справа –толкаванием из словаря Ожегова

Дребезжать – издавать дрожащий звон, звякать.

Отчаянный – безрассудно смелый.

Лесничество – участок леса и организация, ведающая этим участком.

Пожарище – место, где был пожар.

Гарь - выгоревшее или выжженное место в лесу.

Громкоговоритель - устройство для громкого воспроизведения звука (речи, музыки и т.п.). (Слайд 5)

Лесничество - участок леса как хозяйственная единица, а также учреждение, ведающее этим участком.

Самоотверженный - . своими интересами ради других, ради общего Ошибка! Недопустимый объект гиперссылки.

Толчётся - дробя, превращать в мелкие кусочки, в порошок.

Полноводные с высоким уровнем воды. Полноводная река.



















Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”.

1) остановка.

На слайде 2 показ обложки книги и самого цветка.

Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.

ИНСЕРТ”

  • “+” - новое;

  • “-” - противоречит;

  • “v” - подтвердилось, совпало.

Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.

2) остановка.

О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)

Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”. Как вы думаете, правильно поступали дети , что отбирали шишки у белок?

3) остановка.

Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)

Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

4) остановка.

Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

5) остановка.

“Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

6) остановка. Читают до конца.

4. “Открытие” учащимися нового знания.

Стратегия “Фишбоун”

(Учитель на доске располагает полоски со словами 1 столбика чуть вверх наискосок, как верхние плавники рыбы, а полоски со словами 2 столбика чуть вниз наискосок, как нижние плавники рыбы, ещё рисует линию – хребет рыбы и линии – плавники рыбы) и хвост. Ученикам такое изображение напоминает рыбу.)

Предлагаю проверить наши предположения, прочитав этот рассказ. Только ли о людях, о животных, о почве может заботиться цветок. Читать мы будем не сразу целиком, а с остановками, чтобы обсудить прочитанное, поделиться своими мыслями.

О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

Какими словами заменил автор заботливый цветок? Дети дочитывают до конца.

Делают вывод:














Слайд 5

- К какому жанру вы отнесете произведение К.Г.Паустовского «Заботливый цветок»?

-Ваши предположения?

- Итак, мнения разделились. В чем предстоит разобраться на уроке?

Будем работать с таблицей:

Знаю Хочу знать Узнал Слайд 6

- Запишите в 1 столбик, что знаем по нашей теме.

- В чем отличие этих жанров?

Рассказ – небольшое прозаическое произведение повествовательного характера о каком-либо эпизоде из жизни героя.

Сказка – фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантазии, в котором добро обязательно побеждает зло.

Ну что, давайте скорее читать!

Героев нам надо поближе узнать.

В конце вы ответьте, друзья, без подсказки,

Что мы прочитали: рассказ или сказку?

- Запишите, что вы хотите узнать по теме урока?

- Что может произойти в произведении с таким названием?

- На какой вопрос мы должны ответить?

(Почему произведение называется «Заботливый цветок»?)

На столах у вас лежат карточки со словами, которые могут быть непонятны.

Чтение с остановками. Словарная работа.

Учитель читает начало рассказа до слов “Называется оно кипрей”. Слайд 7

1) остановка.

На слайде показ обложки книги и самого цветка.

- Что вы знаете о нем? Как его называют в народе? Проверим себя.

Прием “ИНСЕРТ”

  • “+” - новое;

  • “-” - противоречит;

  • “v” - подтвердилось, совпало.

Учитель читает второй фрагмент (до слов лесничества Анна Петровна”.

2) остановка.

- О каких беличьих запасах идет речь? (инсерт)

Продолжают читать третий фрагмент (до слов “…никто лучше белок не умеет собирать сосновые шишки”.

- Как вы думаете, правильно поступали дети, что отбирали шишки у белок?

3) остановка.

- Не лучше ли собрать шишки с земли? (инсерт)

Дети читают до слов “... Выше омута на крутом берегу островами разросся кипрей”.

4) остановка.

- Какое чувство вызывает автор у читателей, когда описывает местонахождение лесничества?

5) остановка.

- “Кипрей-это наш помощник? Как может помогать кипрей?

6) остановка. Читают до конца. Физкультминутка. (Слайд 8 )

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Работа в парах.

Конверты с вопросами заранее приготовлены на столах учеников.

Вопрос для 1пары

- Почему рассказ назван «Заботливый цветок»? Найдите в тексте подтверждение своего мнения и прочитайте.

( Ученики зачитывают: стр 120 «И заметьте, что кипрей…до слов Самоотверженный цветок» )

Вопрос для 2 пары

- Какие научные сведения о кипрее узнали из рассказа?

( стр 119 «А оказалось, что кипрей…до слов выделяет из себя теплоту. Дети: Кипрей имеет способность отдавать тепло, благодаря чему молодые деревья зимой не замерзали.)

Вопрос для 3 пары

- Как вы понимаете слово «забота»? Найдите значение слова по толковому словарю.

Дети: Забота – это беспокойство, обременительное дело. В словаре Ожегова: «Мысль или деятельность, направленная к благополучию кого или чего-нибудь. Внимание, попечение, уход».

Учитель: Прошу 4 пару подготовить ответ на вопрос

- Какие лекарственные растения вам известны?

Дети: Лекарственных растений очень много. Например, ромашка, мать-и-мачеха, зверобой, календула, мята, подорожник.

Работа с таблицей ЗХУ.

- Заполним дальше таблицу.

Узнали: …

-Оцените свою работу

Проявляют наличие первичной эмоциональной реакции на текст, умение выразить свои чувства, мысли. Анализирует текст рассказа.






















































Показывает умение отвечать на вопросы учителя

с опорой на текст, аргументировать свою точку зрения. Проявляет внимание

к суждениям товарищей, стремление найти

и «разгадать» авторские подсказки в тексте. Участвуют

в коллективной дискуссии, проявляют умение работать в парах, группах. Показывают умение формулировать аргументы, корректировать свою точку зрения. Дети оценивают качество чтения своих одноклассников. Учитель предлагает учебные задания и методы работы с информацией. Выбирает вид первичного чтения произведения с учетом специфики текста. В ходе беседы выявляет первичное восприятие. Вносит необходимые коррективы, соотнеся качество первичного восприятия с содержанием последующей работы. Учитель предлагает вопросы разной смысловой направленности. Использует фронтальные формы работы. Организовывает коллективную дискуссию. Подводит учащихся к коллективному решению, соотносящемуся с авторской позицией. Формулирование основной идеи текста.



Личностные:

проявление интереса

к жанру рассказа.

Познавательные: умение извлекать информацию из текста.

- общеучебные

- совершенствовать навык чтения,

- логические – умение строить мысль, сопоставлять факты, уметь ставить и решать проблемы, расширение кругозора детей.

Регулятивные: выбирать действия

в соответствии

с поставленной задачей.


Коммуникативные действия: умение слушать партнера, управление своим поведением и поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли.



Этап рефлек-сии.

















Организация подведения итогов урока, повторения того нового, что узнали. Организация самоанализа и самооценки ученика.

Составим отзыв5 слайд.

Отзыв:

1. О чем произведение?

2. Место и время действия?

3. Главные события?

4. Главные герои, их особенности.

5. Ваше личное мнение о произведение?




–С каким произведением мы сегодня познакомились?
-По каким признакам мы узнаем рассказ?

-Нужно ли знать эти признаки?

-Почему мы должны их знать?

– Кто написал этот рассказ?

- О чьей жизни заботился простенький и скромненький цветок?

- Какими словами заменил автор заботливый цветок?

Прием “Лови ошибку”

На экране записаны три цитаты. Как вы считаете, какая из них больше всего отражает идею рассказа К. Паустовского.

Слайд 11

  • Охранять природу – значит защищать Родину. (М. Пришвин)

  • Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред. (Микаэль Налбандян)

  • Бедное раздавленное насекомое страдает так же, как умирающий гигант. (Уильям Шекспир)

– Что для себя взяли из урока?
– Чем заниматься понравилось больше?
- Что хотели бы узнать на следующем уроке?
– Как вы оцениваете свою работу на уроке? (слайд 12)
– Поднимите красный кружок, если считаете, что вы старались, но работали неактивно

- желтый кружок, если считаете, что можете работать лучше;
– зеленый – активно работали на уроке.

- Какое у вас настроение сейчас?
Оценки за урок!!!

Домашнее задание разного уровня.

(слайд 13)

  1. ТПО стр. 85 № 1. Подготовить небольшой рассказ кипрея о себе самом.

  2. Творческое задание.

Сообщение об одном лекарственном растении нашей местности.



Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности. Перечисление своих действий.

Личностные:

Умение оценивать себя

и окружающую жизнь при анализе образов, особенностей поведения героев рассказа.

Регулятивные:

Умение выполнять учебные задания

в соответствии с целью.

Познавательные:

умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, сформулировать свои мысли всегда.

Предметные:

Знание автора рассказа, его содержания, героев.

Коммуникативные

умение контролировать и оценивать результат деятельности, допускать существование различных точек зрения

Регулятивные:

Оценивать совместно

с учителем результат своих действий.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!