Формирование потребности | - Здравствуйте, ребята! Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. А какие качества вы больше всего цените в людях? На протяжении нескольких уроков мы с вами обсуждали поведение героев рассказа А. И. Куприна «Чудесный доктор», оценивали причины их поступков. Сегодня мы с вами будем говорить о милосердии. Как вы понимаете, что такое милосердие? А на какие поступки способен милосердный человек? Любого ли человека можно назвать милосердным? | Отвечают на вопрос Милосердие – это сочувствие к беде людей | |
Формирование образа желаемого результата | А каким вы представляете себе милосердного человека? В каком виде мы можем представить себе портрет милосердного человека? | Перечисляют качества милосердного человека Составить кластер Составить таблицу характеристик Написать текст-характеристику | |
Мотивация | Милосердие всегда было основной чертой нашего народа. С молоком матери впитывали наши предки семь заповедей милосердия: голодного накормить, жаждущего напоить, бездомного приютить, нагого одеть, больного навестить, умершего похоронить, сохранить память о нем. Даже в названиях букв русской азбуки мы слышим: Д – добро, Ж – житие, З – земля, Л – люди, М – мысль. В XIX - начале XXвв. огромные средства расходовались на дела милосердия. В то время в России насчитывалось более 3500 различных благотворительных обществ, попечительств. В тяжёлые годы войны, в голодной окопной жизни было исключено пройти мимо раненого. Помогали, тащили на себе, подвозили. И после войны сохранились самые добрые, самые горячие чувства взаимопомощи, взаимовыручки. Люди делились всем. Тысячи детей, оставшихся без родителей, были усыновлены и удочерены. Но вот беда – в современной жизни всё чаще мы видим совсем другое. Тысячи брошенных детей при живых родителях, неуважительное отношение к старым, пожилым людям, безжалостное отношение к животным. Становятся нормальными, привычными такие качества как равнодушие, бездушие, жестокость. Люди боятся или просто не считают нужным помочь друг другу! Да и сам термин «милосердие» сегодня несколько непопулярен. “Сестра милосердия”, “Брат милосердия” в словаре даны как устаревшие сочетания слов. А нужно ли милосердие сегодня? Ребята, как вы понимаете фразу: «Милосердие – активная доброта» - Ребята, как нужно относиться к тому, к кому проявляешь милосердие? | (Ответы ребят: Нужно оказывать реальную помощь делами, действиями, чтобы милосердие не осталось только на словах). (Ответы ребят: Как на равных, не с высоты своих возможностей и щедрот. Обязательно глядя прямо в глаза! Ни в чём не ущемляя, не унижая человека. Нельзя допустить, чтобы он вдруг почувствовал себя чем-то обделённым!) | |
Целеполагание | Раз нам сегодня нужно милосердие, давайте попробуем на уроке составить словесный портрет милосердного человека, чтобы вы могли использовать его в качестве примера для подражания Раз это словесный портрет, значит у нас получится текст. А как определить, насколько эта характеристика правильная? Давайте подберём критерии для оценивания этого портрета. | Нужно определить критерии оценивания этого текста Предлагают критерии оценивания словесного портрета милосердного человека | Записать их на доске и в тетрадях |
Планирование | Как же нам составить словесный портрет? К какому литературному материалу стоит нам обратиться? А каких героев нам нужно охарактеризовать? Давайте вспомним,по каким признакам мы составляли характеристику литературного героя А чтобы составить один портрет милосердного человека нам нужно будет выбрать из этих признаков совпадающие черты и качества героев. | Поработать с текстом прочитанных произведений можем обратиться к рассказу А. И. Куприна «Чудесный доктор», а также к рассказу А. Кабакова «Перекрёсток» Доктора Пирогова и Максима Портрет Речь Поступки | |
Выполнение действий | Итак, у нас есть тексты произведений и список признаков. Давайте объединим их в таблице и выберем наиболее похожие для нашего словесного портрета 1 ряд работает с портретами героев 2 ряд находит их высказывания, которые позволяют нам сказать о них как милосердных людях 3 ряд выбирает милосердные поступки каждого героя. Затем выберем из ваших списков основные совпадающие качества и составим кластер | Заполняют таблицу примерами из текста Черты | Доктор | Максим | портрет | | | речь | | | поступки | | | Результат | | | | |