Урок литературы в 5 классе «В какой длинный путь она отправилась ради него…». Образ Герды.
Цель: показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки, развивать устную речь учащихся.
Задачи урока:
Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.
Воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания, уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства;
Формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.
Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Ход урока.
1. Оргмомент. Положительный настрой на урок.
- Сегодня мы с вами продолжаем свое путешествие по сказке Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”. (Слайд №1)
В мире много сказок
Грустных и смешных.
И прожить на свете
Нам нельзя без них.
Пусть герои сказок
Дарят нам тепло.
Пусть добро навеки
Побеждает зло. (Ю. Энтин)
- Итак, ребята начнем наше путешествие. Но сначала выполним важное задание. Разгадайте кроссворд. (Слайд № 2 - 6)
1) Как называлось владение Снежной королевы? (Чертог)
2) Кто сказал Герде, что Кай жив? (Розы)
3) Какое заветное слово пытался сложить Кай из льдинок? (Вечность)
4) Кто жил в доме, возле которого был удивительный сад? (Колдунья)
5) Что разбили ученики тролля? (Зеркало)
- Ребята, посмотрите, какое центральное слово у нас получилось? (Герда)
- Кто определит тему урока? (Будем говорить об образе Герды)
- А цель урока?
Цель: определить, что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая; в чем сила этой маленькой девочки.
- Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь героини, и если потребуется, помочь ей. Вы готовы?
Видеофрагмент «Лодка».
- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?
Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.
Слайд № 3 Карта пути героини.
- Труден ли был её путь? Что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая?
- На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.
- План пути героини помечаем в тетрадях.
1 Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.
2. Старушка.
Видеофрагмент «Розы»
- Вы ничего не заметили? Есть ли расхождение содержания мультфильма с текстом сказки? (В сказке – розы на шляпке старушки, с 224) Кто нашел этот эпизод в сказке? Зачитайте.
- Я призываю вас читать произведение, потому что фильм или мультфильм могут быть созданы по мотивам.
- Старушка - это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.
- Кого напоминает милая старушка? (Снежную королеву, такая же эгоистичная)
- Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)
3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе , Герда могла повернуть домой.
- Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе? (сказка 4) «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!» Главное для Герды было то, что Кай живой!)
4. Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание (могла остаться и спокойно жить)
- Как помогли Герде принц и принцесса?
Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая. Вывод: Любовь может преодолеть всё.
- Но тут случилась беда, новое испытание: на богатую карету в лесу напали разбойники.
5. Маленькая разбойница.
- Как произошла первая встреча девочек? Как ведет себя Герда в этой ситуации?
- Кто рассказал Герде новости о Кае? ( Два голубя рассказали девочке, что видели сани Снежной королевы и в них сидел Кай).
- Как маленькая разбойница помогла Герде? (Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии).
— Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере?
(Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека).
- Значит , любовь способна изменить человека. Преобразить его!
6 Лапландка и финка: На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.
- На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает…. Найдите по тексту ее слова финки (Сказка 6)
- Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?
- А автор? (на этот вопрос он отвечает своей сказкой, человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.)
7. Путь к чертогам Снежной Королевы
-Что пришлось преодолеть девочке? (Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)
Физминутка.
Клен.
Ветер тихо клен качает,
вправо, влево наклоняет.
Раз – наклон, два – наклон.
Зашумел ветвями клен.
- Продолжаем наше путешествие вместе с Гердой.
8. У Снежной королевы
- Каким Герда нашла Кая? (Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи).
Примеры из текста.
- Почему Кай не узнал Герду? ( У него было ледяное сердце).
- Как смогла героиня возродить его к жизни? ( Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами).
Проблемные вопросы:
1. Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?
Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.
2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?
Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.
- Символ этой безграничной любви – розы. Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!
Рефлексия.
- Составьте синквейн по образу Герды.
- Что же у вас получилось?
Герда
добрая, преданная
любит, спасает, борется
Любовь спасет мир.
Дружба
Домашнее задание: иллюстрация к произведению или сочинение - миниатюра «Чему учит сказка «Снежная королева»?»