СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 5 классе. «В какой длинный путь она отправилась ради него…». Образ Герды.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 5 классе. «В какой длинный путь она отправилась ради него…». Образ Герды.»

Урок литературы в 5 классе «В какой длинный путь она отправилась ради него…». Образ Герды.

Цель: показать силу воли и мужество Герды во время поисков Кая; раскрыть проблемы, положенные автором в основу сказки; на основе прочитанного учить выделять черты характера героев, анализировать их поступки, развивать устную речь учащихся.

Задачи урока:

Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.

Воспитывать чувство доброты, самопожертвования, сострадания, уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства;

Формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Ход урока.

1. Оргмомент. Положительный настрой на урок.

- Сегодня мы с вами продолжаем свое путешествие по сказке Г.-Х. Андерсена “Снежная королева”. (Слайд №1)

В мире много сказок

Грустных и смешных.

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

Пусть герои сказок

Дарят нам тепло.

Пусть добро навеки

Побеждает зло. (Ю. Энтин)

- Итак, ребята начнем наше путешествие. Но сначала выполним важное задание. Разгадайте кроссворд. (Слайд № 2 - 6)

1) Как называлось владение Снежной королевы? (Чертог)

2) Кто сказал Герде, что Кай жив? (Розы)

3) Какое заветное слово пытался сложить Кай из льдинок? (Вечность)

4) Кто жил в доме, возле которого был удивительный сад? (Колдунья)

5) Что разбили ученики тролля? (Зеркало)

- Ребята, посмотрите, какое центральное слово у нас получилось? (Герда)

- Кто определит тему урока? (Будем говорить об образе Герды)

- А цель урока?

Цель: определить, что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая; в чем сила этой маленькой девочки.

- Ребята, я предлагаю вам проследить по сказке весь путь героини, и если потребуется, помочь ей. Вы готовы?

Видеофрагмент «Лодка».

- Что движет Гердой, когда она решается отправиться на поиски Кая?

Ответ: Любовь. Она очень скучает, она не может без него. Она не помнит обид и зла, которое он причинил бабушке и ей. Она отправляется на поиски с чистым сердцем.

Слайд № 3 Карта пути героини.

- Труден ли был её путь? Что пришлось пережить и преодолеть Герде за время поисков Кая?

- На пути у Герды встречаются как препятствия, так и помощники. Добро всегда находит добро.

- План пути героини помечаем в тетрадях.

1 Река. Любовь способна на жертвы. Докажите.

2. Старушка.

Видеофрагмент «Розы»

- Вы ничего не заметили? Есть ли расхождение содержания мультфильма с текстом сказки? (В сказке – розы на шляпке старушки, с 224) Кто нашел этот эпизод в сказке? Зачитайте.

- Я призываю вас читать произведение, потому что фильм или мультфильм могут быть созданы по мотивам.

- Старушка - это препятствие или помощь? Герда рассказывает ей свою историю.

- Кого напоминает милая старушка? (Снежную королеву, такая же эгоистичная)

- Как смогла Герда вырваться из плена старушки? (сердце не давало ей покоя)

3. Ворон и Ворона. Награда – птицы, которые ей помогают. Они заронили надежду. Кай у принцессы. Но это и испытание. Узнав, что Кай женился на принцессе , Герда могла повернуть домой.

- Как отреагировала Герда на известие о том, что юноша, возможно Кай, женился на принцессе? (сказка 4) «О как билось сердечко Герды от страха и нетерпения!» Главное для Герды было то, что Кай живой!)

4. Принц и Принцесса. Докажите, что это тоже своеобразное испытание (могла остаться и спокойно жить)

- Как помогли Герде принц и принцесса?

Ответ: Они накормили ее, дали теплую одежду и золотую карету, чтобы Герда поскорее нашла Кая. Вывод: Любовь может преодолеть всё.

- Но тут случилась беда, новое испытание: на богатую карету в лесу напали разбойники.

5. Маленькая разбойница.

- Как произошла первая встреча девочек? Как ведет себя Герда в этой ситуации?

- Кто рассказал Герде новости о Кае? ( Два голубя рассказали девочке, что видели сани Снежной королевы и в них сидел Кай).

- Как маленькая разбойница помогла Герде? (Она приказала своему любимому северному оленю довезти Герду до Лапландии).

— Как вы относитесь к маленькой разбойнице? Изменяется ли она по ходу действия? Чем вы объясняете перемены в ее поведении и характере?

(Герда своим рассказом и слезами растопило ее сердце. Её поразил рассказ Герды о том, сколько ей пришлось испытать, чтобы спасти другого человека).

- Значит , любовь способна изменить человека. Преобразить его!

6 Лапландка и финка: На пути Герды встречаются ещё два добрых человека – это лапландка и финка. Обе стараются ей помочь, как могут.

- На просьбу оленя наделить Герду силой финка отвечает…. Найдите по тексту ее слова финки (Сказка 6)

- Почему спасение Кая финка считает самым трудным испытанием для Герды?

- А автор? (на этот вопрос он отвечает своей сказкой, человек всегда стоит того, чтобы за него бороться, любовью и добротой можно и нужно спасти человека.)

7. Путь к чертогам Снежной Королевы

-Что пришлось преодолеть девочке? (Одна на трескучем морозе, без башмаков, без рукавиц, навстречу ей целый полк снежных хлопьев)

Физминутка.

Клен.

Ветер тихо клен качает,

вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон, два – наклон.

Зашумел ветвями клен.

- Продолжаем наше путешествие вместе с Гердой.

8. У Снежной королевы

- Каким Герда нашла Кая? (Он был безразличным. Его сердце не дрогнуло от их встречи).

Примеры из текста.

- Почему Кай не узнал Герду? ( У него было ледяное сердце).

- Как смогла героиня возродить его к жизни? ( Герда поцеловала Кая и растопила ледяное сердце горючими слезами).

Проблемные вопросы:

1. Как вы думаете, почему маленькая хрупкая девочка победила злую волшебницу?

Ответ: Её сердце было очень горячим. В нем не было места для холода. В её сердце жила любовь: бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды; дружба: готовая на подвиг; верность, которая смогла преобразить человека.

2. Почему Герда не остановилась перед опасностями в поисках друга?

Ответ: Герда не страшилась опасностей. Она любила Кая. Героиня по-настоящему умела верить, дружить и любить.

- Символ этой безграничной любви – розы. Пусть в вашей памяти останется сегодняшний урок, учитесь ценить красоту живого человеческого сердца, крепкую дружбу и самоотверженную любовь, ту силу, победить которую не сможет даже волшебство!

Рефлексия.

- Составьте синквейн по образу Герды.

- Что же у вас получилось?

Герда

добрая, преданная

любит, спасает, борется

Любовь спасет мир.

Дружба

Домашнее задание: иллюстрация к произведению или сочинение - миниатюра «Чему учит сказка «Снежная королева»?»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!