СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в 8 классе на тему: «Н.В. Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор». История ее создания»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы

«Н.В. Гоголь – великий сатирик.

Комедия «Ревизор».   История ее создания»

Цели урока:

· Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

· Дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

· Повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя

Задачи:

· Научить ориентироваться в этапах творческого и жизненного пути,  познакомить с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра.

 · Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал

· Воспитание любви  к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру.

 

Оформление, оборудование

· Компьютер, проектор, отрывок из фильма по произведению Гоголя, иллюстрации к пьесе.

Тип урока вводный

Вид урока  смешанный (сочетание различных видов урока – урок-лекция, киноурок и др.)

Технология    ИКТ

Методы   информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.

 

Предварительное домашнее задание:  индивидуальные сообщения.

Ход урока:

1.    Слово учителя

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у нас урок литературы.

- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.

- Хорошо.

- Ребята, на уроках литературы мы знакомимся с жизнью и творчеством разных писателей и поэтов.

-  Вот и сегодня  мы  познакомимся  с творчеством  еще одного писателя. Какого именно,  я надеюсь, вы сами мне скажите. И вы сами попробуете определить тему нашего урока.

В этом  поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей. Слайд 1.

М.В. Ломоносов

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь

А.П. Платонов

- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин — стихи, повести, А.П.Платонов — рассказы).

- Верно.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент. Попробуйте узнать, по какому произведению снят этот фильм.  Слайд 2.

Комедия Гоголя «Ревизор»

 - А теперь попробуйте сами сформулировать

· тему урока      слайд 3     Запишите тему в тетради

· цели урока      слайд

  • Познакомиться  с историей создания комедии
  • Повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя
  • Познакомиться с теоретическими понятиями

 

2.          Слово учителя о жизни и творчестве писателя слайд.

          Н.В.Гоголь – один из значимых фигур в литературе первой половины 19 века. Гоголь – одинокая звезда в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

 - А сейчас мы послушаем сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Это было индивидуальное задание.

 (сообщение 1 ученика)   

Николай Васильевия Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте. Мать  Мария Ивановна (17911868) Косяровская занималась воспитанием детей. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы Н.В.Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина).

В 1818-1819 писатель обучался в Полтавском уездном училище, а в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него. В мае 1821 Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Там учился играть на скрипке, занимался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

Окончив гимназию в июне 1828 года, в декабре Гоголь отправляется в Петербург с надеждой начать профессиональную деятельность. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 года Н.В.Гоголь служит в департаменте уделов помощником столоначальника, под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование, но стало богатым материалом для будущих произведений.

Сообщение 2 ученика

В этот период печатаются "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832гг.), объединившие рассказы из украинской жизни, повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. Они вызвали всеобщее восхищение. Заручившись поддержкой А.С. Пушкина и В.А.Жуковского Николай Гоголь в 1834 году получил место адъюнкт-профессора в Санкт-Петербургском университете, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 года стал заниматься исключительно литературой. Изучение трудов по истории Украины стало основой замысла "Тараса Бульбы". Выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" стала самым значительным произведением петербургского цикла. Работая над повестями, Гоголь Н.В. пробовал свои силы и в драматургии. Написал комедию «Ревизор».

Несколько раз писатель был за границей. Находясь в Риме, писатель начинает работу над 1-м томом "Мертвых душ". Работа была издана в России в 1842 году. 2-й том "Мертвых душ" был наполнен Гоголем религиозным и мистическим смыслом.

Проживая в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. Утром 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь скончался в своей квартире на Никитском бульваре.

Писатель был погребен в Донском монастыре. После революции останки Н.В.Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

  - Какие из перечисленных произведений вам уже знакомы?  (Тарас Бульба, Заколдованное место)

  1. Сообщение об истории создания комедии.

 

        Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства.

Он не закончил комедию «Владимир 3-ей степени» из-за того, что его «перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что на пропустит». Но Николай Васильевич не отказался писать для сцены, решив обойти бдительность цензоров. Он писал: «Мне ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться...» - и, обращаясь в октябре 1835 года к Александру Сергеевичу Пушкину, просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»

 

        В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для того времени. Известно, что в Бесарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя.

 

     Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”. Слайд)

 Слайд

      Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. Первая   постановка   пьесы   была   19   апреля   1836   года   в Петербургском Александрийском театре. На ней присутствовал сам император Николай I.  25 мая 1836 - в Московском Малом театре. Обе постановки вызвали резкие разногласия у публики Николая I, недовольство автора. (Запись в тетрадь)

_ А теперь посмотрите на слайды , здесь вы видите  иллюстрации к комедии. (слайд)

 

4.     Литературоведческий комментарий (кроссворд) По этим терминам составлен кроссворд, ребята разгадывают, вспоминая определения.

      Для того чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). Для этого мы должны разгадать кроссворд.

Вопросы для кроссворда.      Слайд.

По вертикали:

  1. К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)
  2. Назовите  жанр этого произведения (комедия).
  3. Произведение, предназначенное для игры на сцене (пьеса).
  4. Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)
  5. Пояснения для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (ремарки)

По горизонтали:

  1. Речь одного человека в художественном произведении (монолог)
  2. Момент наивысшего действия  в пьесе (кульминация)
  3. Пьеса делится на части. Как называются эти части?  (Действия)
  4. Разговор двух или нескольких лиц (диалог)
  5. Действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия (экспозиция)
  6. Событие,  завершающее действие (развязка)
  7. Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)
  8. Фраза собеседника в разговоре (Реплика)

Вывод: Чем отличается это произведение от того, которое мы прошли на предыдущем уроке?

 

5. Учитель. Парад героев

Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.

Внимание: «парад» героев.

На слайдах  мы  видим героев комедии  «Ревизор», а об их  характерах и костюмах прочитаем в учебнике. Открываем  учебник с. 266  Попробуем прочитать так, чтобы мы можно было ясно представить характер героя.

 Ученик (читает в учебнике): слайд

 

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

 

ученица (читает): слайд

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

 

Ученик (читает): слайд

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

 

Ученик (читает):  слайд

«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его -серый или синий поношенный сюртук».

 

Ученик (читает):  слайд

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

 

Ученик (читает): слайд

«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

 

Ученик (читает):  слайд

«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».

 

Ученица (читает) слайд

«Почтместер, простодушный до наивности человек».

 

Учитель:

Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Задание:

1.      Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений  состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

2.        Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов)

- Как вы думаете, кого Гоголь назвал честным и благородным лицом в этой комедии?

- Предположения можно строить разные, но я думаю, вы ответите мне на этот вопрос после прочтения комедии. А сейчас запишите этот вопрос в тетрадь. Ответ запишем позже. А может кто-то сможет дать ответ уже на следующем уроке, использовав для этого дополнительный материал.

6. Итог.

- Итак, ребята, давайте подведем итог.

Какую цель ставил перед собой Н. В.Гоголь  при создании комедии «Ревизор»?

- Гоголь решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он  тогда знал, все несправедливости, и за один раз посмеяться над всем.

- Как восприняли это произведение зрители и император?

Постановка комедии вызвало недовольство в высших слоях общества.

    - После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей.

Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. “Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”.

 Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается, я хотела бы узнать, что для вас было сегодня интересным.

Что вы уже знали?

А что нового узнали?

7. Объявление домашнего задания.

1. С.260-265 читать, пересказ

2.   Литературоведческие термины, прочитать 1 действие

 

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе на тему: «Н.В. Гоголь – великий сатирик. Комедия «Ревизор». История ее создания»»

Урок литературы

«Н.В. Гоголь – великий сатирик.

Комедия «Ревизор». История ее создания»

Цели урока:

· Познакомить ребят с историей создания комедии, развивать восприятие учащимися литературного произведения.

· Дать основные теоретические понятия. Объяснить природу гоголевского смеха, привить интерес к произведениям писателя.

· Повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя

Задачи:

· Научить ориентироваться в этапах творческого и жизненного пути,  познакомить с особенностями литературного произведения, предназначенного для театра.

· Развивать потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работ, развивать умение самостоятельно подбирать и анализировать материал

· Воспитание любви  к творчеству писателя, культуре народа, содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся, приобщение к  искусству, театру.


Оформление, оборудование

· Компьютер, проектор, отрывок из фильма по произведению Гоголя, иллюстрации к пьесе.

Тип урока вводный

Вид урока  смешанный (сочетание различных видов урока – урок-лекция, киноурок и др.)

Технология    ИКТ

Методы   информационные, частично-поисковые, иллюстративно-объяснительные, исследовательский (анализ, сравнение), наглядные методы обучения.

 

Предварительное домашнее задание:  индивидуальные сообщения.

Ход урока:

1.    Слово учителя

- Здравствуйте, дети!

- Сегодня у нас урок литературы.

- Чтобы наш урок прошёл успешно, давайте улыбнёмся друг другу и тихо сядем.

- Хорошо.

- Ребята, на уроках литературы мы знакомимся с жизнью и творчеством разных писателей и поэтов.

- Вот и сегодня мы познакомимся с творчеством еще одного писателя. Какого именно, я надеюсь, вы сами мне скажите. И вы сами попробуете определить тему нашего урока.

В этом поможет нам сегодня "Бюро литературных находок".

- Посмотрите внимательно на доску. Перед вами несколько портретов поэтов и писателей. Слайд 1.

М.В. Ломоносов

А.С. Пушкин

Н.В. Гоголь

А.П. Платонов

- Подумайте, кого можно считать писателем-сатириком и почему?

(Я думаю, что Н.В.Гоголь, т.к. М.В.Ломоносов писал оды, А.С.Пушкин — стихи, повести, А.П.Платонов — рассказы).

- Верно.

Предлагаю вашему вниманию фрагмент. Попробуйте узнать, по какому произведению снят этот фильм.  Слайд 2.

Комедия Гоголя «Ревизор»

 - А теперь попробуйте сами сформулировать

· тему урока      слайд 3 Запишите тему в тетради

· цели урока слайд

  • Познакомиться с историей создания комедии

  • Повторить известные сведения о жизни и творчестве Гоголя

  • Познакомиться с теоретическими понятиями


2.          Слово учителя о жизни и творчестве писателя слайд.

Н.В.Гоголь – один из значимых фигур в литературе первой половины 19 века. Гоголь – одинокая звезда в русской словесности, неповторимая писательская индивидуальность. О «тайне», «загадке» художественного таланта спорят уже на протяжении полутора столетий. Мы с вами тоже постараемся открыть для себя что-то новое и осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

- А сейчас мы послушаем сообщение о жизни и творчестве Н.В.Гоголя. Это было индивидуальное задание.

(сообщение 1 ученика)   

Николай Васильевия Гоголь родился 20 марта (1 апреля) 1809 года в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии в семье небогатого помещика. Отец Гоголя - Василий Афанасьевич Гоголь-Яновский, служил при Малороссийском почтамте. Мать  Мария Ивановна (17911868) Косяровская занималась воспитанием детей. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы Н.В.Гоголь провел в имении родителей Васильевке (другое название — Яновщина).

В 1818-1819 писатель обучался в Полтавском уездном училище, а в 1820-1821, брал уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него. В мае 1821 Николай Гоголь поступил в гимназию высших наук в Нежине. Там учился играть на скрипке, занимался живописью, участвовал в спектаклях, исполняя комические роли. Думая о своем будущем, останавливается на юстиции, мечтая "пресекать неправосудие".

Окончив гимназию в июне 1828 года, в декабре Гоголь отправляется в Петербург с надеждой начать профессиональную деятельность. В конце 1829 г. ему удается определиться на службу в департамент государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел. С апреля 1830 до марта 1831 года Н.В.Гоголь служит в департаменте уделов помощником столоначальника, под началом известного поэта-идиллика В. И. Панаева. Пребывание в канцеляриях вызвало у Гоголя глубокое разочарование, но стало богатым материалом для будущих произведений.

Сообщение 2 ученика

В этот период печатаются "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-1832гг.), объединившие рассказы из украинской жизни, повести "Сорочинская ярмарка", "Майская ночь" и др. Они вызвали всеобщее восхищение. Заручившись поддержкой А.С. Пушкина и В.А.Жуковского Николай Гоголь в 1834 году получил место адъюнкт-профессора в Санкт-Петербургском университете, но вскоре разочаровался в научной и педагогической деятельности и с 1835 года стал заниматься исключительно литературой. Изучение трудов по истории Украины стало основой замысла "Тараса Бульбы". Выходят сборники повестей "Миргород", куда вошли "Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий" и др., и "Арабески" (на темы петербургской жизни). Повесть "Шинель" стала самым значительным произведением петербургского цикла. Работая над повестями, Гоголь Н.В. пробовал свои силы и в драматургии. Написал комедию «Ревизор».

Несколько раз писатель был за границей. Находясь в Риме, писатель начинает работу над 1-м томом "Мертвых душ". Работа была издана в России в 1842 году. 2-й том "Мертвых душ" был наполнен Гоголем религиозным и мистическим смыслом.

Проживая в Петербурге, Одессе, Москве, он продолжал работу над вторым томом "Мертвых душ". Им все сильнее овладевали религиозно-мистические настроения, состояние здоровья ухудшалось. 11 февраля 1852, находясь в тяжелом душевном состоянии, писатель сжег рукопись второго тома поэмы. Утром 21 февраля 1852 года Николай Васильевич Гоголь скончался в своей квартире на Никитском бульваре.

Писатель был погребен в Донском монастыре. После революции останки Н.В.Гоголя были перенесены на Новодевичье кладбище.

  - Какие из перечисленных произведений вам уже знакомы? (Тарас Бульба, Заколдованное место)

  1. Сообщение об истории создания комедии.


 Н.В.Гоголь всегда интересовался театром. И очень высоко ценил этот вид искусства.

Он не закончил комедию «Владимир 3-ей степени» из-за того, что его «перо так и толкается об такие места, которые цензура ни за что на пропустит». Но Николай Васильевич не отказался писать для сцены, решив обойти бдительность цензоров. Он писал: «Мне ничего не остается, как выдумать сюжет самый невинный, которым даже квартальный не мог бы обидеться...» - и, обращаясь в октябре 1835 года к Александру Сергеевичу Пушкину, просил: «Сделайте же милость, дайте какой-нибудь, смешной или несмешной, но русский чисто анекдот... Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из пяти актов, и клянусь, будет смешнее черта!»

 

В ответ на просьбу Гоголя Пушкин рассказал ему историю о мнимом ревизоре, о забавной ошибке, которая повлекла за собой самые неожиданные последствия. На основе этой истории Гоголь, написал свою комедию “Ревизор”. История была типичной для того времени. Известно, что в Бесарабии приняли за ревизора издателя журнала “Отечественные записки” Свиньина. В городе Устюжна, на другом конце России, некий господин, выдав себя за ревизора, обобрал весь город. Были и другие подобные истории, о которых рассказывают современники Гоголя. То, что пушкинский анекдот оказался столь характерным для русской жизни, делало его особенно привлекательным для Гоголя.


Жанр комедии мыслился Гоголем как жанр общественной комедии, затрагивающей самые коренные вопросы народной, общественной жизни. Пушкинский анекдот и с этой точки зрения очень подходил Гоголю. Ведь действующие лица истории о мнимо ревизоре – не частные люди, а должностные, представители власти. События, связанные с ними, неизбежно захватывают много лиц: и власть имущих, и подвластных. Анекдот рассказанный Пушкиным, легко поддавался такой художественной разработке, при которой он становился основой истинно общественной комедии. Гоголь писал в “Авторской исповеди”: “В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за один раз посмеяться над всем”. Слайд)

 Слайд

Ревизор” был закончен Гоголем 4 декабря 1835г. Закончен в первой редакции, потом были еще переделки. Первая   постановка   пьесы   была   19   апреля   1836   года   в Петербургском Александрийском театре. На ней присутствовал сам император Николай I. 25 мая 1836 - в Московском Малом театре. Обе постановки вызвали резкие разногласия у публики Николая I, недовольство автора. (Запись в тетрадь)

_ А теперь посмотрите на слайды , здесь вы видите иллюстрации к комедии. (слайд)


4.     Литературоведческий комментарий (кроссворд) По этим терминам составлен кроссворд, ребята разгадывают, вспоминая определения.

Для того чтобы понять произведение “Ревизор”, мы с вами поговорим о том, каковы же особенности литературного произведения, предназначенного для театра, для постановки на сцене (это произведение называется пьесой). Для этого мы должны разгадать кроссворд.

Вопросы для кроссворда.      Слайд.

По вертикали:

  1. К какому роду литературы относится произведение «Ревизор»? (эпос, лирика, драма)

  2. Назовите жанр этого произведения (комедия).

  3. Произведение, предназначенное для игры на сцене (пьеса).

  4. Событие, знаменующее начало развития действия (завязка)

  5. Пояснения для постановщиков спектакля и актеров, сообщается, какие действующие лица участвуют в пьесе, каковы они по возрасту, внешнему виду, положению, какими родственными отношениями связаны (ремарки)

По горизонтали:

  1. Речь одного человека в художественном произведении (монолог)

  2. Момент наивысшего действия  в пьесе (кульминация)

  3. Пьеса делится на части. Как называются эти части? (Действия)

  4. Разговор двух или нескольких лиц (диалог)

  5. Действие пьесы, рисующее характеры и положения действующих лиц до начала действия (экспозиция)

  6. Событие,  завершающее действие (развязка)

  7. Столкновение действующих лиц, борьба действующих лиц (Конфликт)

  8. Фраза собеседника в разговоре (Реплика)

Вывод: Чем отличается это произведение от того, которое мы прошли на предыдущем уроке?

 

5. Учитель. Парад героев

Пришло время познакомиться с действующими лицами комедии.

Внимание: «парад» героев.

На слайдах  мы видим героев комедии «Ревизор», а об их характерах и костюмах прочитаем в учебнике. Открываем учебник с. 266 Попробуем прочитать так, чтобы мы можно было ясно представить характер героя.

 Ученик (читает в учебнике): слайд

 

«Городничий - Антон Антонович Сквозник-Дмухоновский. Уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко ни тихо, ни много ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого, начавшего тяжелую службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от низости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью».

 

ученица (читает): слайд

«Анна Андреевна, жена его, провинциальная кокетка, еще не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит в выговорах и насмешках. Она четыре раза переодевается в разные платья в продолжение пьесы.» Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского (Городничего)

 

Ученик (читает): слайд

«Хлестаков, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколькр приглуповат и, как говорят, без царя в голове, - один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Одет по моде».

 

Ученик (читает):  слайд

«Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить и молча плут. Костюм его -серый или синий поношенный сюртук».

 

Ученик (читает):  слайд

«Бобчинский и Добчинский, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.»

 

Ученик (читает): слайд

«Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес. На лице всегда значительная мина. Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом - как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют».

 

Ученик (читает):  слайд

«Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив».


Ученица (читает) слайд

«Почтместер, простодушный до наивности человек».

 

Учитель:

Вот таковы наши основные действующие лица комедии «Ревизор».

Задание:

1.      Перелистайте пьесу «Ревизор», определите сколько актов (действий) в ней и из скольких явлений  состоит каждый акт? (5 действий, в каждом от 6 до 16 явлений)

2.        Сколько действующих лиц? Кого мы не назвали? (25 конкретных дейст. лиц разного ранга и положения, множество гостей, купцов)

- Как вы думаете, кого Гоголь назвал честным и благородным лицом в этой комедии?

- Предположения можно строить разные, но я думаю, вы ответите мне на этот вопрос после прочтения комедии. А сейчас запишите этот вопрос в тетрадь. Ответ запишем позже. А может кто-то сможет дать ответ уже на следующем уроке, использовав для этого дополнительный материал.

6. Итог.

- Итак, ребята, давайте подведем итог.

Какую цель ставил перед собой Н. В.Гоголь при создании комедии «Ревизор»?

- Гоголь решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое он тогда знал, все несправедливости, и за один раз посмеяться над всем.

- Как восприняли это произведение зрители и император?

Постановка комедии вызвало недовольство в высших слоях общества.

- После постановки “Ревизора” на сцене Гоголь полон мрачных мыслей.

Его не во всем удовлетворила игра актеров. Его удручает всеобщее непонимание. В этих обстоятельствах ему трудно писать, трудно жить. Он решает уехать за границу, в Италию. “Все против меня… - жаловался Гоголь в письме к знаменитому актеру Щепкину. – Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”.

Сообщая об этом Погодину. Он пишет с болью: “ Писатель современный, писатель комический, писатель нравов должен подальше быть от своей родины. Пророку нет славы в отчизне”. Но едва только он покидает пределы родины, мысль о ней, великая любовь к ней с новой силой и остротой возникает в нем: “Теперь передо мной чужбина, вокруг меня чужбина, но в сердце моем Русь, не гадкая Русь, но одна только прекрасная Русь”.

- Итак, ребята, наш урок заканчивается, я хотела бы узнать, что для вас было сегодня интересным.

Что вы уже знали?

А что нового узнали?

7. Объявление домашнего задания.

1. С.260-265 читать, пересказ

2.   Литературоведческие термины, прочитать 1 действие

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!