СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок литературы в трансформируемом пространстве "Два лица России в рассказе А. П. Чехова "Злоумышленник"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в трансформируемом пространстве (Ялуторовский краеведческий музей "Торговые ряды") по рассказу А. П. Чехова "Злоумышленник".

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в трансформируемом пространстве "Два лица России в рассказе А. П. Чехова "Злоумышленник"»

Урок литературы по рассказу А. П. Чехова «Злоумышленник» в трансформируемом пространстве. 7 класс.

Тема урока: «Два лица России в рассказе А. П. Чехова «Злоумышленник»».

Цель урока - погружение в атмосферу начала 20 века посредством предметов быта краеведческого музея для сравнительной характеристики героев рассказа.

Место проведения урока: Ялуторовский музей «Торговые ряды»

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня мы с вами станем участниками необычного урока, потому что он пройдет не в классе за партой, а в зале музея. Мы продолжаем изучать творчество замечательного русского человека, врача, писателя – А. П. Чехова. А начнём наше путешествие в конференц-зале, открывая для себя интересные страницы биографии писателя.

2. Проверка индивидуального домашнего задания: интересные страницы биографии А. П. Чехова (выступление учащихся): А. П. Чехов - русский писатель, почётный академик Петербургской Академии Наук(1900-1902).Родился в Таганроге в многодетной семье… В большой семье Чехова было четверо братьев и сестра, но главным в семье был отец суровым, религиозным. А. П. Чехов учился в гимназии, одновременно помогал отцу в торговле. Когда семья разорилась и была вынуждена уехать в Москву, Антон остался в Таганроге. Зарабатывал на жизнь уроками для богатых детей и др.

3. Учитель. Мы прочитали несколько рассказов Антона Павловича, это и “Лошадиная фамилия”, “Хирургия”, “Пересолил” и др., а сегодня нам предстоит проанализировать новый рассказ - «Злоумышленник», с которым вы познакомились дома. Место для погружения в атмосферу рассказа выбрано не случайно. Здесь мы с вами бывали не раз. Но прежде чем переступим порог одного из залов музея, я хочу вам напомнить, что рассказы А.П. Чехова учат уважать человека в себе и в других.

3.Объяснение нового материала.

- Как вы думаете, почему тема нашего сегодняшнего урока связана с этим музеем?

- Конечно, атмосфера начала 20 века, предметы быта, портреты, личные принадлежности людей данной эпохи позволят нам погрузиться в мир рассказа, позволят посмотреть на два лица России (объявление темы). А какие это лица? Начнём поиски на наши вопросы.

Путешествуя от витрины к витрине, попробуем разобраться в некоторых вопросах человеческого существования.

- Вам понравился рассказ «Злоумышленник»? Почему? Это юмористический рассказ?

Развитым чувством юмора обладает далеко не каждый. Заметить смешное, ещё более сложная задача – передать своё настроение слушателям, вызвать у них смех. Чехов не сочиняет смешные истории, он рисует эпизоды жизни, в которые может попасть любой человек.

Рассказ А. П. Чехова «Злоумышленник» одновременно весёлый и грустный.

Почему? Над чем с грустью смеётся писатель? Что его огорчает? (Социальное неравенство, которое находим в каждой детали).

- Давайте попробуем разобраться в некоторых деталях. Поработаем над значением слов из рассказа, а также рассмотрим некоторые предметы в витринах музея. Например, пестрядинная рубаха – рубаха из пестряди, грубой льняной или хлопчатобумажной ткани из разноцветных ниток, обычно домотканая (такая рубашка представлена на выставке); знамо – конечно, естественно; живец - маленькая рыбка для ловли более крупной рыбы; выполозок – наружный покров насекомого, гусеницы, используется также для рыбной ловли (приспособления для рыбной ловли представлены в витринах); недоимка – невыплаченный долг, неоплаченный долг (перед нами витрина с деньгами и ценными бумагами начала 20 века); верста – 1,06км. старая русская мера длины. Мы разобрали слова, тесно связанные с одним из героев. Давайте попробуем дать характеристику герою (место, занимаемое героем в произведении, положение героя в обществе, портретная характеристика, речевая характеристика).

- При характеристике Дениса Григорьева обратим внимание на его портрет, который свидетельствует не столько о бедности, сколько о неопрятности героя.

- Найдите подтверждение вышесказанного в тексте. ( …мужичонка в пестрядиной рубахе и латаных портах. Его обросшее волосами и изъеденное рябинами лицо и глаза, едва видны из-за густых, нависших бровей…На голове целая шапка давно нечесаных, путаных волос…Он бос».)

- А. П. Чехов всегда выступал за уважение в человеке человеческого достоинства!

- Ребята, а как вы понимаете значение слова «достоинство»?

- Уважает ли себя Денис Григорьев?

- Обратим внимание на речь Дениса Григорьева. Речь Дениса отличается тем, что слов он фактически не произносит, а когда начинает говорить, сам подчас не понимает смысла сказанного.

- Найдите в тексте слова, подтверждающие это.

- Как ответил Денис Григорьев на вопрос следователя об отвинчивании им гайки? («Знамо, было»).

- Если Денис так ответил, то о каких чертах характера это говорит?

(Простодушный, глуповатый).

- Для чего ему нужна была гайка? (Для грузила).

- Как Денис объясняет, что гайка годится для грузила? (« …свинец не найдёшь, купить надо, а гвоздик не годится»).

- Что пытается объяснить следователь Денису о его действиях и последствиях этих действий? ( Отвинчивание гаек ведёт к аварии).

- Следователь говорит Денису: « Ты людей убил бы!»

- Найдите отрывок, где Денис ответил ему на эту фразу.(«Избави господи, ваше благородие! Зачем убивать? Нешто мы некрещёные или злодеи какие?...век свой прожили и не токмо что убивать, но и мыслей таких не было…»)

- Как вы думаете, почему Денис не понимает, что его действия преступны? («тёмный», необразованный).

- Скажите, ребята, а вы понимаете, к чему ведут такие действия?

- Другой герой, другое лицо рассказа относится к «власть имущим», он представляет государство и закон. Попытаемся охарактеризовать данного героя. Даёт ли автор портрет следователя? Называет ли его имя? Почему? (Он лишён в рассказе человеческих черт, является лишь олицетворением судебно- правовой системы).

- Как речь характеризует следователя? (Говорит правильно, он образованный человек).

- Чем же отличается речь Дениса от речи следователя? (Следователь говорит грамотно, а Денис - простонародно).

- Предметы быта, представленные в витринах, помогают нам увидеть и ощутить атмосферу соц. неравенства так остро поставленную в рассказе.

- Над чем вы смеялись в рассказе?

- Что смешно, а что грустно в рассказе?

- Смешно то, что герои говорят о разных вещах и никак не поймут друг друга. Чувство грусти вызывает дремучая необразованность Дениса Григорьева, непонимание им очевидных вещей, а также факт вынесения наказания человеку, не понимающему, за что его наказывают.

- Какое чувство у вас осталось по прочтении рассказа?

- Как вы думаете, виноват ли Денис в своём проступке? А как считает сам А. П. Чехов? (об этом статья учебника М. Горького «Литература и жизнь»)

4. Подведение итогов. Перед нами в рассказе два русских человека, говорящих на разных языках и не понимающих друг друга. Денис Григорьев и следователь: два взгляда на мир, два лица России. Смогут ли эти «два лица» когда-нибудь договориться, смогут ли быть понятыми и услышанными? Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?

5.Домашнее задание.

Письменно ответить на вопрос: «Что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса был невозможным?»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!