Урок литературы. 11 класс.
Тема: Обзор жизни и творчества Анны Ахматовой.
Цель: познакомиться с основными этапами жизни и творчества Ахматовой; научиться определять особенности поэтического мастерства Ахматовой: искренность интонаций, музыкальность стиха, глубокий психологизм лирики; развивать умение посредством анализа стихотворений определять их тематику и проблематику; воспитывать эстетику восприятия поэтического слова.
Используемые технологии: технология критического мышления.
Методические приёмы: маркировочная таблица, приём «Инсерт», упражнение «Синквейн».
Оборудование: презентация, портреты А.Ахматовой, карточки со стихотворениями А.Ахматовой, песня на слова А.Ахматовой «Бессонница».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
1. Эпиграф урока.
Нечеловечески-мила
Её дремота.
От ангела и от орла
В ней было что-то.
М.Цветаева.
Вопрос: Почему такое странное соединение хрупкости и властности? (Объясняется сложностью времени, в которое жила Ахматова, тем адским переплавом веков, в котором помогало выжить лишь мужество мучеников).
Как черный ангел на снегу
Ты показалась мне сегодня,
И утаить я не могу –
Есть на тебе печать Господня, –
О.Мандельштам.
Вопрос: Какие чувства испытывает лирический герой О.Мандельштама? (Потрясение, которое рождалось у современников даже при первом взгляде на Ахматову).
III. Актуализация знаний.
1. Построение в тетрадях маркировочной таблицы (работа в парах).
«Знаю» | «Хочу узнать» | «Узнал (а)» |
| | |
IV. Первичное усвоение новых знаний.
1. Просмотр презентации.
В автобиографии 1965 года – «Коротко о себе» – А. Ахматова скупо перечисляет факты жизни (комментарии к презентации).
Родилась 11 (23) июня 1889 года под Одессой. Ее отец, Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером-механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село.
«Мои первые воспоминания – царскосельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду»:
Ворон криком прославил
Этот призрачный мир…
А на розвальнях правил
Великан-кирасир.
Отрочество и юность Ахматовой – это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях и ее стихи.
Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни – учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с поэтом Николаем Степановичем Гумилевым в 1910 году, рождение сына в 1912 году.
И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими лирическими стихами.
Помните? 1911 год. В «башне»-квартире Вячеслава Иванова – очередная литературная среда. Весь цвет поэтического Петербурга здесь собирается. Читают стихи по кругу, и «Таврический мудрец» произносит приговоры, по большей части убийственные. Самое легкое одобрение – редкость.
Читают и знаменитости, и начинающие. Очередь доходит до молодой дамы, тонкой и смуглой.
Это жена Гумилева. Она тоже «пишет». Ну, разумеется, жены писателей всегда пишут, жены художников возятся с красками, жены музыкантов играют. Эта черненькая смуглая Анна Андреевна, кажется, даже не лишена способностей. Еще барышней она писала:
И для кого эти бледные губы
Станут смертельной отравой?
Негр за спиною, надменный и грубый,
Смотрит лукавою.
Мило, не правда ли? Непонятно, почему Гумилев так раздражается, когда говорят о его жене как о поэтессе?
А. Гумилев, действительно, раздражается. Он тоже смотрит на ее стихи как на причуду «жены поэта». И причуда эта ему не по вкусу.
Когда их хвалят, насмешливо улыбается: «Вам нравится? Очень рад. Моя жена и по канве прекрасно вышивает».
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с правой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моей унылой,
Переменчивой «злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
На лицах равнодушно-любезная улыбка. «Конечно, несерьезно, но мило, не правда ли?» Гумилев бросает недокуренную папиросу. Два пятна еще резче выступают на щеках Ахматовой.
Что скажет Вячеслав Иванов? Вероятно, ничего. Ведь свои уничтожающие приговоры он выносит серьезным стихам настоящих поэтов. А тут… Зачем же напрасно обижать? Иванов молчит минуту.Потом встает, подходит к Ахматовой,целует ей руку: «Анна Андреевна, поздравляю вас и приветствую. Это стихотворение – событие в русской литературе». Вот так она окончательно взошла на трон русской поэзии и остается на нем по сей день.
27 августа 1921 года, тридцати пяти лет отроду, в расцвете жизни и таланта был расстрелян Николай Гумилев. Расстрелян за контрреволюционную деятельность. Ужасная, бессмысленная гибель? Нет, ужасная, но имеющая глубокий смысл. Именно такую смерть с предчувствием, близким к ясновидению, он себе предсказал: «Умру я не на постели, при нотариусе и враче». Это был сокрушительный удар, хотя к тому времени уже был развод.
Он любил три вещи на свете
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики
…А я была его женой.
С середины двадцатых годов ее почти перестали печатать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент. В 1944 году она вернулась в Ленинград.
«Страшный призрак, притворяющийся моим городом, так поразил меня, что я описала эту мою с ним встречу в прозе. Тогда же возникли «Три сирени» и «В гостях у смерти» – второе о чтении стихов на фронте.»
В последние годы жизни Ахматову публиковали мало и, чтобы заработать на жизнь, она много занималась художественным переводов.
О своих успехах и наградах Ахматова пишет более чем скромно, даже не упоминает о крупнейших международных премиях. Между тем в Италии ей вручили международную премию «Этна-Таормина» – «за 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов», в Англии же присудили степень почетного доктора Оксфордского университета. Ахматова приняла, разделила и по мере сил старалась облагородить, гуманизировать свое время.
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.»
Скончалась Ахматова 5 марта 1966 года.
V. Первичная проверка понимания.
1. Работа со статьёй учебника об Анне Ахматовой.
Прием «Инсерт»
Инсерт – прием маркировки текста по мере его чтения. Учащимся предлагается система маркировки текста на полях, предполагающая следующие значки:
«V» – уже знал;
«–» – думал иначе;
«+» – новое;
«?» – не понял, есть вопросы.
VI. Первичное закрепление.
1. Работа в группах.
Развитие навыка анализа лирического произведения.
Задание следующее: попробуйте найти в этих стихотворениях 2 общие особенности, характерные черты лирики. (3 мин).
- Пусть каждая группа назовет одну особенность лирики А.Ахматовой, ту, которую смогли определить.
I группа.
Где-то кошки жалобно мяукают, Забудут? - вот чем удивили!
Звук шагов я издали ловлю... Меня забывали сто раз,
Хорошо твои слова баюкают: Сто раз я лежала в могиле,
Третий месяц я от них не сплю. Где, может быть, я и сейчас.
II группа.
Ты опять, опять со мной, бессонница! А Муза и глохла и слепла,
Неподвижный лик твой узнаю. В земле истлевала зерном,
Что, красавица, что, беззаконница, Чтоб после, как Феникс из пепла,
Разве плохо я тебе пою? В эфире восстать голубом.
1957
III группа.
Окна тканью белою завешены,
Полумрак струится голубой...
Или дальней вестью мы утешены?
Отчего мне так легко с тобой?
1912
В тетрадях запись:
Особенности лирики: простота, лаконизм, психологизм, сюжетность, диалогичность разговорность.
2. Словарная работа.
Обратите внимание на последние строчки первой строфы стихотворения «Бессонница»:
Хорошо твои слова баюкают:
Третий месяц я от них не сплю.
- Какой прием используется в них? (Оксюморон)
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Выучить наизусть стихотворение (по выбору) Ахматовой, подготовить анализ (устно):
«Песня последней встречи…»;
«Сжала руки под темной вуалью…»;
«Мне ни к чему одические рати…»;
«Мне голос был, он звал утешно…»;
«Родная земля»;
«Я научилась просто, мудро жить…»;
«Приморский сонет».
VIII. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1. Беседа.
Анна Ахматова на протяжении многих лет была очень востребована разными художниками. Посмотрите на портреты поэта и выберите тот, который максимально соответствует вашему представлению о нем.
На каждый слайд отводится ровно 15 секунд, без комментариев. После просмотра задается вопрос:
- Какой портрет вам понравился больше всего и почему?
- Какие ощущения остались после урока?
- Какое наследие оставила Ахматова современному читателю?
2. Синквейн: итоговый вывод — впечатление об Анне Ахматовой.