Тема | Число девять. Цифра 9. |
Цель | Знакомство обучающихся с числом девять и с написанием цифры 9 |
Задачи | Образовательные: сформировать представление о числе девять с опорой на числовой отрезок, способность к его записи с помощью графической модели и цифрой, сформировать способность к сложению и вычитанию в пределах девяти, активизировать знания учащихся о равенствах и неравенствах. Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение. Воспитательные: воспитывать аккуратность, усидчивость; уважение к мнению других, умение слушать друг друга; интерес к урокам математики,. |
Формируемые УУД | Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учиться работать в паре и оценивать себя и друг друга, формулировать собственное мнение и позицию. Предметные: Научиться воспроизводить последовательность чисел от 0 до 10 как в прямом, так и обратном порядке, начиная с любого числа; определять место числа 9 в натуральном ряду чисел. Знать состав числа 9. Уметь писать цифру 9. |
Основные понятия | число, цифра, состав числа, целое, часть, переместительное свойство сложения |
Ресурсы: - основные - дополнительные | |
Организация пространства | |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
Самоопределение к деятельности Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне | Здравствуйте, ребята. Садитесь. Проверьте, чтобы у вас на столах было все необходимое для урока математики: учебник, тетрадь, дневник и пенал. (слайд 2) Встало солнышко давно, Заглянуло к нам в окно, На урок торопит нас - Математика сейчас! | (проверяют готовность к уроку) | | | |
Актуализация знаний Цель. Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» | Давайте вспомним, чему мы учимся на уроках математики? Какие числа мы уже изучили? Как обычно, начнем наш урок с разминки. Проверим, на сколько хорошо вы знаете сказки и числа, которые в них спрятались (слайд 3). Вспомните, кого колобок встретил вторым? Сколько героев тянуло репку? (слайд 4) Устный счет (слайд 5): сосчитайте от 1 до 10; сосчитайте от 10 до 1; сосчитайте от 9 до 6, от 1 до 8; назовите последующее число 2, 5; назовите предыдущее число 7, 5; назовите соседей числа 3, 6. Мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Математике» на паровозике вместе с нашими помощниками – Петей, Катей, Леной и Вовой (слайд 6). Помогите Пете ответить на вопросы: Сколько вагонов было? Сколько вагонов стало? Составим выражение к рисунку. Что означает каждое число в записи? Запишем получившееся выражение в рабочую тетрадь (стр. 44 № 1). Верно ли, что восемь и один будет девять? | Мы учим числа и цифры, учимся писать цифры, считать. 1,2,3,4,5,6,7,8 Волка 6 8 9 8+1=9 8 – часть, столько вагонов было, 1 – часть, столько вагонов добавилось, 9 – целое, столько вагонов стало. Да, верно. Если к восьми прибавить один, то получим следующее число – девять. | Устный счет Наблюдение по рисунку, как получается число 9 Запись выражения в тетрадь | | |
Постановка учебной задачи Цель. Формулирование темы урока | Догадались, какая будет тема нашего урока? (Число девять. Цифра 9) Какова будет учебная задача? Чему мы должны научиться? Что должны узнать? Давайте проверим ваши предположения (слайд 7). | - уметь различать понятия «цифра» и «число»; - научиться писать цифру 9; - усвоить состав числа 9. | | | |
«Открытие» учащимися новых знаний Цель. Познакомить учащихся с числом девять, цифрой 9, составом числа девять | 1. Соотношение порядкового и количественного числительного Вернемся к нашему паровозику (слайд 8). Сколько вагонов на рисунке Пети? Какой по счету последний вагон? Сколько точек должно быть нарисовано на последней карточке? Верно ли, что число девять при счете следует сразу же за числом восемь? Знакомство с составом числа 9 (слайд 9) Посмотрите на рисунки. Что изображено? Это не просто цветок. Он называется незабудка, а почему для нашего урока я приготовила именно эти цветы, вы мне скажете чуть позже. Сколько всего лепестков у цветка? На какие группы можно их разделить? По какому признаку? Составим выражения к каждому рисунку. Кто понял, чем мы занимались? С чем мы знакомились? Кто сможет мне теперь сказать, почему я приготовила для вас цветы незабудки? Соотношение числа и цифры (слайд 10) Для каждого числа, с которым мы знакомы, есть свой значок. Как он называется? Число девять записывают знаком – цифрой 9. На что похожа цифра 9? Прочитаем стихи С.Я. Маршака о том, какой ему представлялась цифра девять (слайд 11). В названии какой сказки есть цифра 9? (слайд 12) А в названии какого праздника есть цифра 9? (слайд 13) Физкультминутка Молодцы! Вы хорошо потрудились, пришло время отдохнуть. Проведем физкультминутку. | 9 девятый 9 Верно 9 На те, что оторвались и те, что на лепестке С составом числа девять Незабудки - чтобы не забыть состав числа 9 Цифра (Дети делают свои предположения) «Вовка в тридевятом царстве» 9 мая | Составление выражений по рисункам | | |
Первичное закрепление Цель. Закрепить навык написания цифры 9; знания состава числа, места числа девять на числовом отрезке | Письмо цифры 9 (слайд 14) Какую еще задачу мы с вами ставили на урок? (научиться писать цифру 9) Откройте рабочую тетрадь на стр. 44 № 2. Из каких элементов состоит цифра 9? Откуда начинаем писать цифру 9? Алгоритм: Ставим ручку в правый верхний угол клеточки, опускаемся по правой стороне на чуть-чуть и начинаем выписывать овал, чуть ниже центра клеточки, вернувшись в исходную точку. Из этой же точки начинаем писать наклонную линию с закруглением внизу влево, похожую на «клюшку». Верхняя часть цифры занимает больше четверти всего квадрата. Напишем цифру в воздухе. А теперь напишем цифру в тетради, но прежде надо найти закономерность. Что вы заметили? Как думаете, что нужно написать потом? Допишите первую строку до конца. Посмотрите на вторую строку. Что заметили? Как нужно продолжить? Допишите строку до конца. Определение места числа 9 на числовом отрезке Рассмотрите первый числовой отрезок (слайд №15). Что нужно сделать? К восьми прибавить 1. Что значит прибавить один? Какое число следует за числом 8? Значит, девять это восемь и сколько? Проверим (слайд 16) Рассмотрите следующий числовой отрезок. Что нужно сделать? (слайд 17) Что значит вычесть один? Какое число стоит перед числом девять? Проверим (слайд 18) | Овал и наклонная линия с закруглением внизу влево, похожая на «клюшку» Сначала написана одна цифра 9, затем через клетку две цифры девять, через клетку еще три цифры 9 четыре цифры 9 и пять цифр 9) Назвать следующее число. Девять. Один. Из девяти вычесть один. Назвать предыдущее число. Восемь. | рабочая тетрадь стр. 44 № 2. | | |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Цель. Проверить умения находить число девять на числовом отрезке и сравнивать с другими числами | Посмотрите на следующий слайд (слайд 19). Как думаете, какое задание надо выполнить? Что значит «сравнить числа»? Откройте учебник на стр. 17 № 6. Выполните задание самостоятельно. Проверим задание (слайд 20) Физкультминутка | Сравнить числа. Это значит, выяснить, какое из чисел больше, меньше, либо выяснить, что числа равны. | учебник стр. 17 № 6. | | |
Включение новых знаний в систему знаний и повторение Цель. Включение нового знания в систему изученного материала | Закрепление состава числа 9 Посмотрите на следующее задание (слайд 21). Скажите, что нужно сделать? Поможем ребятам составить по 4 выражения к каждому рисунку и запишем их в тетрадь на стр. 44 № 3. Беседа по первому рисунку (слайд 22): Что изображено на рисунке Кати? На какие группы можно их разбить? Сколько зеленых кругов? Сколько красных? Какое выражение можно составим? А если на первое место поставим красные круги, какое выражение получится? Посмотрите на эти выражения. Что заметили? Почему сумма получилась одинаковая? Какое свойство мы уже с вами знаем? Что искали в обоих случаях? Давайте составим выражения, где бы мы искали часть. Итак, сколько кругов всего? Что у нас целое? Посмотрите на картинку, что убрали? Что осталось? Как это записать? Что скажете про следующую ситуацию? Сколько кругов всего? Что у нас целое? Посмотрите на картинку, что убрали? Что осталось? Как это записать? Самостоятельно составьте выражения к оставшимся рисункам (1 ряд – ко 2 рисунку, 2 ряд – к 3 рисунку, 3 ряд – к 4 рисунку). Проверка (слайды 23, 24) Заполнение таблицы «Состав числа 9» Посмотрите на слайд (слайд 25). Расскажите о числе 9. Заполните таблицу «Состав числа 9» | круги зеленые и красные 8 1 8+1=9 1+8=9 слагаемые одинаковые, поменялись местами Переместительное свойство сложения – от перемены мест слагаемых сумма не меняется Целое 9 красный круг - часть восемь зеленых кругов – другая часть 9-1=8 9 8 зеленых кругов - часть 1 красный круг – другая часть 9-8=1 | Рабочая тетрадь стр. 44 № 3. Учебник стр. 17 № 7 | | |
Рефлексия Цель. Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | Подведем итог урока (слайд 26) С каким числом мы сегодня знакомились? Какой цифрой обозначается число 9? Чем отличается число от цифры? Что интересного узнали? Чему научились на уроке? Рефлексия У каждого из вас на столе лежат звездочки. Оцените свою работу на уроке. Закрасьте звездочки: красным, если активно участвовали в работе, легко справлялись с заданиями и не встретили затруднений; желтым, если работали с классом и встретили затруднения и смогли их преодолеть; зелёным, если было трудно, не успевали за классом, встретили затруднения, но не смогли с ними справиться. – Мне понравилось, как вы трудились на уроке. Спасибо за сотрудничество! Я тоже оценила вашу работу на уроке. Прочитайте последний слайд (слайд 27): «МОЛОДЦЫ!» | | | | |