Организационный этап
|
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Валерия Степановна и сегодня урок математики проведу у вас я. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Поднимите руку те, у кого нет… (учебника, ручки, тетради)
Девиз нашего урока:
Учись, смекай, активным будь
И к знаниям откроишь путь!
- Ребята, откройте тетради, отступите от предыдущей записи 4 клетки и запишите число, сегодня 25 октября, а на следующей строке классная работа. Как напишите, покажите свою готовность.
|
Приветствуют учителя.
Садятся на места.
Проверяют готовность к уроку
|
Коммуникативные: слушать и понимать речь других, умение работать с классом; проявлять уважение к своим одноклассникам.
|
Постановка цели урока
|
- Чтобы определить тему сегодняшнего урока, я предлагаю вам решить примеры и расшифровать написанное на доске слово на слайде таблица
Задание: решите числовые выражения, впишите буквы и расшифруйте слово:
6 + 9 = 15 в
11 – 3 = 8 й
8 + 4 = 12 с
16 – 6 = 10 о
9 + 2 = 11 т
На экране:
12
|
15
|
10
|
8
|
12
|
11
|
15
|
12
|
с
|
в
|
о
|
й
|
с
|
т
|
в
|
о
|
- Прочитайте слово, которое получилось.
-С каким свойством сложения вы уже знакомы? Как оно называется, кто помнит?
ЕСЛИ дети затрудняются в ответе, проводим следующую работу
- Давайте я вам помогу вспомнить. Перед вами примеры. (на слайде появляются примеры: 5+3; 8-3; 6+4; 1+7; 3+5; 7+1; 4+6)
- Вам нужно соединить их парами, если это возможно.
- По какому принципу вы это сделали? Чем похожи примеры?
- Какой пример остался без пары? Почему?
- А давайте вспомним, как называются компоненты действия сложения?
- Верно, чем нам помогает переместительное свойство в сложении?
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с ещё одним свойством сложения. Готовы?
- Кто хочет сформировать тему урока?
Сформулируйте цель
|
Находят значение выражений и подставляют в таблицу
- Свойство.
- Переместительное.
5+3=3+5; 6+4=4+6; 1+7=7+1.
- В похожих примерах одинаковые числа и знак плюс.
- 8-3, Это свойство только для сложения.
- Слагаемое, слагаемое, сумма.
- Решить один и тот же пример разными способами и найти более легкий вариант решения.
- Да.
- Свойства сложения.
- Цель нашего урока: познакомиться с новым свойством сложения.
|
Коммуникативные:
устойчиво владеть правилами вежливости в различных ситуациях.
Регулятивные:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
|
Актуализация
|
-Молодцы! Откройте учебник на странице 44. Задания 1.
- Что нужно сделать в задании?
- Ребята, что можно сказать о выражениях?
- Сравните их значения.
![](https://fs.znanio.ru/8c0997/33/05/5da0e0633be6b4de5beb734a6ccf49acea.jpg)
(Ответы спрашиваю выборочно учеников)
Это задание нужно выполнить в тетрадях.
- Запишите задание 1.
|
- Сравнить выражения и их значения.
- Все пары одинаковые, только меняются местами слагаемые.
- 5+3=3+5
8 = 8
- 9+2=2+9
11=11
- 8+10=10+8
18=18
- 40+7=7+40
47=47
|
Познавательные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
Целеполагание как постановка учебной задачи
Регулятивные:
планирование –определение
последовательности
промежуточной цели.
|
Работа с темой урока
|
![](file:///C:/Users/Honor/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image008.png)
- Ребята, сколько у нас зелёных кружков?
- Сколько у нас красных кружков?
- Сколько синих?
- Ребята, как вы думаете, что обозначает дуга соединяющая зелёные и красные кружки?
- Как мы это покажем? Если будем записывать с помощью выражения.
- Запишите выражения, которое можно составить по данной схеме.
- Молодцы, теперь рассмотрим вторую схему.
![](file:///C:/Users/Honor/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image010.png)
- Сколько у нас зелёных кружков?
- Сколько у нас красных кружков?
- Сколько синих?
- Ребята, как вы думаете, что обозначает дуга соединяющая красные и синие кружки?
- Как мы это покажем? Если будем записывать с помощью выражения.
- Запишите выражения, которое можно составить по данной схеме.
- Ребята, чем похожи эти выражения?
- А чем они отличаются?
- Что вы можете сказать про значение выражения?
- Давайте это проверим.
- С каким числом сложили число 3 в первом случае?
- А во втором случае с каким числом мы сложили число 3?
- Какой мы можем сделать вывод?
- Ребята, а вдруг только это волшебные числа, может на других числах это свойство не выполняется. Давайте с вами проверим.
На слайде появляется пример
(2+7)+3=2+(7+3)
- Давайте выпишем левую часть равенства. Расставим порядок действия, считаем.
- Выписываем вторую часть этого равенства.
- Какой можно сделать вывод?
На слайде появляется пример
(6+1)+9=6+(1+9)
- Что мы запишем?
- Ребята, что мы заметили?
- Молодцы, давайте откроим учебник на странице 44. Прочитаем правило в рамке.
- Это свойство называется СОЧЕТАТЕЛЬНЫМ.
- Ребята, когда мы используем эти свойства становиться легче складывать, давайте прочитаем правила после рамочки.
![](file:///C:/Users/Honor/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image012.png)
- Посмотрите внимательно на первое равенство, какие числа сложили в этом случае?
- Как вы думаете, почему объединили именно эти числа?
- Молодцы ребята, давайте запишем этот пример в тетрадь.
- Какие свойства мы здесь применили?
- Какие действия выполняются раньше?
![](file:///C:/Users/Honor/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image013.png)
- Запишите второе выражения.
- Посмотрите внимательно и найдите те числа, что можно сложить раньше, чтобы получились круглые числа.
- А теперь, запишем с помощью скобок, что эти действия мы будем выполнять раньше.
- В каком порядке выполняем эти действия.
- Какой же сделаем вывод?
|
- 5.
- 3.
- 2.
- Если мы будем выполнять действие сложения, то сначала сложим синие и красные кружки.
- Мы покажем первое действие с помощью скобок.
Ученик выходит к доске, записывает выражения и решает по действиям
(5+3)+2
- 5.
- 3.
- 2.
- Если мы будем выполнять действие сложения, то сначала сложим синие и красные кружки.
- Мы покажем второе действие с помощью скобок.
Ученик выходит к доске, записывает выражения и решает по действиям
5+(3+2)
- Эти выражения похожи числами и арифметическими действиями.
- В записи есть скобки, и они отличаются порядком действия.
- Значение выражения одинаковые.
Пишут:
(5+3)+2=8+2=10
5+(3+2)=5+5=10
- Сложили с числом 5.
- Сложили с числом 2.
- Нет разницы, какие соседние числа сложим раньше, ответ будет одинаковым.
(2+7)+3=2+(7+3)
Вычисляем левую часть
1)2+7=9
2) 9+3=12
Вычисляем правую часть
- 7+3=10
- 2+10=12
Значит 12=12
- Левая часть равна правой.
Выходит один ученик решает первую часть, выходит второй, решает вторую часть
- Что это равенство верно.
- Мы заметили, что числа можно складывать по-разному.
- Сложили 6 и 4, 9 и 1.
- При сложение этих чисел получаются круглые числа.
- Применили переместительное свойство и сочетательное.
- Те, что в скобках.
- Это числа 17 и 3, 8 и 2.
Ученик пишет на доске, остальные в тетраде
- Первое действия первая скобка, второе – вторая скобка, третье – сложение.
- Мы можем складывать числа так, как нам удобно.
|
Личностные:
интерес к новому учебному материалу, способами решения новых учебных задач;
|
Первичное закрепление
|
На доске появляются примеры
5+12+25+8=
- Как удобнее сложить в этом примере?
60+3+20+5=
Последний пример решите самостоятельно
9+13+11+17=
На доске появляется текст задачи.
В парке 70 деревьев, из них 20 хвойных, а остальные лиственные. Сколько лиственных деревьев в парке.
- О чем говорится в задаче?
- Что нам известно про хвойные деревья?
- А что нам известно про общее количество деревьев?
- Что нам нужно найти?
- Верно, давайте составим схему для этой задачи.
- Ребята, как вы думаете, как мы найдём количество лиственных деревьев?
- Давайте запишем.
- Давайте запишем ответ.
|
Ученики по очереди работают на доске
5+12+25+8 = (5+25) + (12+8) = 50
1) 5+25 = 30
2) 12+8 = 20
3) 30+20 = 50
- Будем складывать единицы с единицами, а десятки с десятками.
60+3+20+5 = (60+20) + (3+5) =
1) 60+20 = 80
2) 3+5 = 8
3) 80+8 = 88
Один ученик работает у доски самостоятельно
9+13+11+17 = (9+11) + (13+17) = 50
1) 9+11 = 20
2) 13+17 = 30
3) 20+30 = 50
- О хвойных и лиственных деревьях.
- Что их 20.
- Что всех деревьев было 70.
- Сколько лиственных деревьев.
Ученик рисует схему на доске
![](file:///C:/Users/Honor/AppData/Local/Temp/msohtmlclip1/01/clip_image017.png)
- Нужно из общего количества деревьев вычесть количество хвойных деревьев.
Ученик записывает решение на доске
70-20=50 (д) – лиственные.
Ученик записывает ответ на доске
Ответ: 50 лиственных деревьев в парке.
|
|
Подведение итогов
Рефлексия
|
- Ну вот и подошёл наш урок к концу.
- Какое свойства мы с вами вспомнили?
- Какое новое свойство изучили?
- Давайте еще раз прочитаем правило сочетательного свойства.
- А что мы с вами еще сегодня узнали о сложении?
- Как можно складывать, если применять сразу два свойства?
- У вас на столах лежат смайлик. Нарисуйте им улыбку, если всё было понятно, а если нет, то нарисуйте грустный смайлик.
|
- Переместительное.
- Сочетательное.
- Результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.
- Складывать можно в любом порядке.
|
Регулятивные:
умения адекватно оценивать свою работу на уроке.
|