Урок математики в 4 классе. УМК «Школа России»
учитель начальных классов
МКОУ НСОШ№1 Азиева А.Д.
Тема: «Среднее арифметическое»
Предмет: математика
Цель урока: познакомить с понятием «Среднее арифметическое»
Задачи:
1. Предметные:
а) Познакомить со средним значением числа, вывести правило его нахождения;
б) Учить объяснять свои суждения;
в) Создать условия для развития логического мышления, воображения детей, интереса к предмету;
г) Показать значение математических знаний в жизни, побудить применять эти знания.
2. Метапредметные:
а) Коммуникативные УУД:
- формировать умение оформлять свои мысли в устной речи;
- формировать умение слушать, понимать речь других, участвовать в диалоге;
б) Познавательные:
- формировать вычислительные навыки при работе с многозначными числами;
- формировать умение перерабатывать информацию и делать простые выводы;
- формировать умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной речи;
- формировать общеучебные умения (анализ, синтез, сравнение)
в) Регулятивные:
- формировать умение определять цель учебной деятельности;
- формировать умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- формировать умение контролировать свою деятельность, делать самопроверку;
- формировать умение преодолевать учебные трудности, адекватно реагировать на ошибки
3. Личностные:
-формировать положительную мотивацию к обучению;
-формировать представление о многообразии чисел
Тип урока: деловая игра (к концу урока учащиеся «высаживают» хвойный лес из елочек, которые они получают за правильные ответы)
Форма : индивидуальная, групповая
Средства: учебник математики М.И. Моро и др. 4 класс, карточки-тесты для индивидуальных заданий, карточки для групповой работы елочки, презентация PoverPoint.
Ход урока.
Организационный момент
– Сегодня на урок математики к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. (Дети кивком головы здороваются с присутствующими)
(песня «Улыбка»-мелодия) Слайд1.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
— Доброе утро!
Солнцу и птицам
Доброе утро!
Улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро
Длится до вечера!
Н. Красильников
-Я вам желаю: «Доброго пути!»
Будет легче ехать и идти
Приведет, конечно ,добрый путь
Тоже к доброму чему-нибудь.
Чистописание
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я друзья от вас не скрою-
Карандаш вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
134213
- Прочитайте число, записанное на доске.
- Что вы можете о нём рассказать? (6-тизначное, нечетное, два класса и т.д.)
-Давайте вспомним, что мы ещё знаем о многозначных числах.
-Как называются классы? – Класс единиц, класс тысяч, класс миллионов
-Сколько разрядов содержится в каждом классе? – Три разряда
-Как получить число, которое больше данного в 100 раз? – умножить на 100
-Как получить число, которое меньше данного в 10 раз? – разделить на 10
-При умножении многозначного числа на ноль получается …? - Ноль
-Ребята, во всем мире все острее существует проблема «исчезновения» лесов.
-А почему? (Ответы детей)
-Сегодня наш урок пройдет в форме деловой игры, которая называется «Посади дерево». Послушайте правила игры.
-За каждое правильно выполненное задание вы получаете «елочку». А в конце урока вы их «посадите». Вы согласны?
Устный счет.
Математический диктант виде «Да-нет»
1. Произведение чисел 5 и 700 равна 3 500.
2. Если делимое равно 3 600, а делитель 4, то частное равно 90.
3. Сумма чисел 400 и 800 равна 1 300.
4. Число 5 600 больше 8 в 700 раз.
5. Если в результате измерения получили 8 м, то измеряли площадь.
6. Разность чисел 1 200 и 700 равна 500.
7. Периметр треугольника может быть равен 1 дм.
8. Число 1 100 меньше числа 300 на 800.
9. Если число 2 000 увеличить в 7 раз, то получится 2007.
10. В числе 5 500 содержится 5 единиц второго класса и 500 единиц первого класса.
Индивидуальная работа ( по карточкам)
Задания тестового характера с выбором одного правильного ответа.
1.В числе 5.679 содержится
а) 567 отдельных сотен;
б) 56 отдельных сотен;
в) 6 отдельных сотен;
2. Произведение чисел 1 400 и 1 равно
а) 1 400;
б) 1 401;
в) 1;
3. Если сумму чисел 900 и 800 уменьшить в 10 раз, то получится;
а) 17;
б) 170;
в) 17 000;
4. Число 6 750 больше 300 на ;
а) 3 750;
б) 6 450;
в) 6 720;
5. 10 десятков – это:
а) 1 миллион;
б) 1 сотня;
в) 1 тысяча;
V. Изучение нового.
1.Создание проблемы.
- Подумайте , как можно решить эту задачу.
Слайд 2. (Школьный класс, парты, ученики- картинки – фон)
«Али Магомедов в течении четверти получил по математики четыре «четверки» и пять «пятерок». Какую оценку за четверть может получить Али Магомедов? (Ответы детей)
- Эту задачу мы сможем решить после того, как изучим новую тему.
Слайд 3. Тема урока: «Среднее арифметическое»
Слайд 4. «Средний заработок», «Средняя температура воздуха», «Средняя скорость движения», «Средняя производительность труда», «Средняя урожайность».
- В жизни часто используют такие выражения как «средний заработок», «средняя температура воздуха» и др.
-Как вы думаете, что такое среднее арифметическое? (ответы детей)
-Чтобы ответить на вопрос мы решим несколько задач.
2. Решение задач.
Слайд 5.(Школа, дом, 3 девочки)
Света – 182 шага Решение:
Оля – 185 шагов (182+185+173) :3 =180 (ш)
Таня – 173 шага Ответ: в среднем до школы 180 шагов.
Среднее - ? шагов.
- Решив эту задачу мы нашли среднее арифметическое.
-Используя новое понятие, давайте попробуем задать вопрос по-другому: Сколько в среднем шагов до школы нужно сделать каждой девочке?
-И как ответим на этот вопрос? -Как мы находили среднее арифметическое?
-Давайте решим ещё одну задачу.
-Мы купили в магазине 3 яйца: крупное, среднее и мелкое. Чему равна средняя масса куриного яйца?
Слайд 6. (Яйца)
Крупное яйцо – 70г Решение:
Среднее яйцо – 63г (70+63+62):3=65г
Мелкое яйцо – 62г Ответ: средняя масса куриного яйца 65 г
Средняя масса -?
-Сравните эти задачи. Что же мы в них находили? Как находили?
-Вот мы и подошли к ответу на наш вопрос .Давайте вычислим какую же оценку за четверть получит Али Магомедов. Что нужно сделать? Как надо находить среднее арифметическое ?
Вывод формулы, правила. Ср. арифм = сумма всех слагаемых : на кол-во слагаемых
( С1+С2+С3+С4+С5):К-во сл.=среднее значение
VI. Физминутка.
VII. Закрепление.
Работа в группах. (Каждая группа получает карточку с заданием)
1 группа Фермеры: «Вес одного теленка -80 кг, второго – 90кг, третьего – 50кг,а четвертого – 100кг. Вычислите среднюю массу одного теленка.
2 группа Агрономы: 2015 году с гектара собрали – 450 кг пшеницы, а в 2016 году – 500кг. Найдите среднюю урожайность за два года.
3 группа Кондитеры:1 смена изготовила 44 тонн конфет, 2 – смена – 52 тонны, а третья смены – 48 тонн. Какая средняя производительность труда кондитерского цеха?
Проверка групповой работы. Слайд 7.
VIII. Повторение пройденного материала.
(Развитие умений делить многозначные числа)
54 306 : 6 = 9 051 93 025 : 5 = 18 605 35 109 : 3 = 11 703
Взаимопроверка.
IX. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке?
- Как найти среднее арифметическое нескольких чисел?
- Где нам пригодятся знания нахождения ср. арифметического?
X. Рефлексии
-Вспомните какую цель мы ставили вначале урока.
- Достигли поставленной цели?
- На протяжении всего урока вы за свою работу получали елочки. А теперь сосчитайте их про себя . Подойдите к доске и «посадите» деревья.
- Что вы посадили? (Лес)
-Какие бывают леса? (Хвойные и лиственные)
-Как по другому можно называть хвойные леса? (Бор или тайга)
- А что такое лес? (Это «легкие планеты»)
- Для чего он нужен? (Он очищает воздух от пыли
-Защитник водоемов.
-Защитник почв.
-Жилище для птиц и животных.
- Хвойные деревья выделяют фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы , хорошо очищают воздух вдоль и возле городов.
- Источник ягод, грибов, лекарственных растений и древесины.
- Отличное место для отдыха и прогулок человека)
- А теперь ребята нам прочтут стихотворение С. Никулиной «Русский лес»
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить,
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться –
И видно все до дна.
Течет вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану –
Присяду на пенек.
Здесь где-то бродит леший
С зеленой бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- Конечно каждый из нас должен задуматься , какими увидят лес наши потомки через век, тысячелетие, и сможет ли лес дать им то , что дает нам сейчас.
XI. Самооценка.
(Дети анализируют и оценивают свою работу на уроке.)
XII. Домашнее задание.
Составить задачи на нахождение среднего значения какой – то величины. Например, найти среднюю температуру воздуха за неделю, средний возраст членов вашей семьи.