урок математики для 2 класса.
умк «начальная школа XXI века»
фурлетова л.п.
учитель начальных классов
мбоу «Лицей № 16»
Числовой луч
Цели: предметные: познакомить учащихся с понятием «числовой луч»; ввести понятие о единичном отрезке на числовом луче; совершенствовать навыки составления и решения задач; продолжить работу с математическими графами; развивать логическое мышление и умение рассуждать.
метапредметные: использовать знаково-символические средства, создавать и преобразовывать модели, строить высказывания, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работы с моделями и др.).
личностные: развивать мотивы учебной деятельности, заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний; развивать готовность использовать получаемую математическую подготовку в учебной деятельности и при решении практических задач; развивать навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Найдите примеры с ответом 12.
Запись:
16 – 6 | 10 + 2 | 6 + 6 |
7 + 5 | 6 + 9 | 12 – 0 |
8 + 3 | 5 + 6 | 7 + 4 |
2. В каждой строке вместо точек вставьте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_1.png)
3. Из 9 счетных палочек составьте 5 треугольников. Сверьте с образцом.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_2.png)
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок на доске.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_3.png)
– Как называются эти геометрические фигуры?
– Название какой фигуры вы не знаете?
– Сегодня на уроке мы научимся строить эту фигуру и узнаем, как ее называют.
IV. Работа над новым материалом.
На прошлых уроках вы познакомились с лучом, научились его изображать, обозначать буквами, читать обозначения. Посмотрите, какой луч изображен на доске, прочитайте его обозначение.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_4.png)
Возьмем линейку со шкалой. Представим себе, что наша линейка, как и луч, бесконечна. Наложим шкалу линейки на луч ОХ так, чтобы начало шкалы 0 (нуль) совместилось с началом луча – точкой О, а шкала с числами расположилась по лучу ОХ:
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_5.png)
Упростим рисунок: снимем изображение линейки и миллиметровые деления, оставив лишь числа 0, 1, 2, 3, ...
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_6.png)
Получим луч, который называют числовым лучом. На числовом луче обычно рисуют стрелку (справа). Отрезок от 0 до 1 называют единичным отрезком. Единичный отрезок может быть любой длины.
Числовой луч
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_7.png)
Задание № 1 (с. 23).
– Рассмотрите числовой луч, изображенный в учебнике. Что вы видите?
– Где растет цветок? (В точке О.)
– Точку О называют началом числового луча.
– Какой жук сидит дальше от цветка? (Красный жук сидит в точке 1, а синий в точке 3, т. е. синий жук сидит на расстоянии трех единичных отрезков от начала луча. Значит, синий жук сидит дальше от цветка.)
– Что находится в точке 5? (Большой камень.)
Задание № 2 (с. 23).
Учащиеся работают с линейкой.
– Положите перед собой линейку. Рассмотрите ее шкалу.
– Покажите штрих с числом, которое обозначает начало отсчета. (Точка 0.)
– Какое самое большое число написано на шкале линейки?
– Покажите отрезок шкалы от 0 до 1, от 1 до 2, от 2 до 3 и так далее до конца шкалы.
Задание № 3 (с. 23).
– Что изображено в учебнике?
– Прочитайте название луча. (ОX.)
– Какой буквой обозначено начало луча (начало отсчета)?
– Измерьте длину отрезков между двумя любыми соседними штрихами. (1 см.)
– Сравните длины этих отрезков. (Они равны.)
– Прочитайте определение, данное в книге (с. 24).
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_8.png)
V. Повторение пройденного материала.
1. Работа в печатной тетради № 1.
Задание № 38.
– Что изображено на рисунке? (Граф отношений «меньше» и граф отношений «больше».)
– Какие правила помогут вам прочитать данные высказывания о числах?
– Прочитайте все высказывания о числах на первом графе.
Число 21 меньше числа 65.
Число 65 меньше числа 70.
– Каких стрелок не хватает? Изобразите их и прочитайте высказывания.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_9.png)
– Так как на графе точками отмечены три числа, то каждое из этих чисел должно соединяться синей стрелкой с каждым из двух других. Значит, появляется третье высказывание: число 21 меньше 70.
– Рассмотрите второй граф. Каких стрелок не хватает?
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/10/s_5c379c41ec761/1048569_10.png)
Читаем высказывания:
100 больше 70; | 90 больше 70; |
100 больше 80; | 90 больше 80; |
100 больше 90; | 80 больше 70. |
Задание № 40.
– Рассмотрите данные иллюстрации.
– Что вы узнали по ним?
– Какие задачи можно составить к этим рисункам?
Устно надо разобрать план решения всех составленных задач, но в тетрадь каждый ученик записывает решение той задачи, которую он составил сам.
Варианты составленных задач:
Мама и сын отдыхали в деревне у бабушки с 3 июня по 9 июня. Сколько дней они отдыхали в деревне?
Миша и мама отдыхали на море с 10 июня по 15 июня. Сколько дней они были на море?
Мама и сын сначала отдыхали в деревне, с 3 июня по 9 июня, а потом – на море, с 10 июня по 15 июня. Сколько всего дней они были и в деревне, и на море?
– Где и на сколько дней больше отдыхали мама с сыном?
2. Работа с учебником.
Задание № 10 (с. 26).
Учащиеся записывают выражения с помощью арифметических действий и находят их значения.
Задание № 11 (с. 26).
– Что означают выражения «на 5 больше»?
– «На 5 меньше»? Какие действия надо выполнить?
– Устно ответьте на вопросы.
Задание № 14 (с. 27).
Задание позволяет проверить знание табличных случаев сложения и вычитания и уровень развития логического мышления детей. В первой части задания требуется назвать все возможные варианты решения. Необходимо сказать учащимся, что если они будут хаотично перечислять пары чисел, то могут пропустить какой-нибудь вариант. Нужно прежде всего придумать правило перебора решений, которое исключит вероятность пропуска той или иной пары. Например, будем перебирать по порядку (начиная с наименьшего) возможные варианты первого слагаемого и находить (исходя из условия) второе слагаемое.
– Прочитайте задание. Что известно?
– Сколько вариантов ответа имеет эта задача?
– Как называются числа при сложении?
Учащиеся заполняют таблицу:
1-е слагаемое | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2-е слагаемое | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 | 2 | 1 | 0 |
Сумма | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 | 9 |
Последние 5 решений повторяют первые пять решений, так как слагаемые в суммах одни и те же, но переставлены местами. Значит, в ответе указываем следующие возможные варианты пар: 0 и 9; 1 и 8; 2 и 7; 3 и 6; 4 и 5.
– Прочитайте второе задание.
– Можно ли перечислить все пары чисел, в результате вычитания которых получится 7? (Указать все такие пары невозможно.)
– Как называются числа при вычитании?
Далее учащиеся заполняют таблицу:
Уменьшаемое | 20 | 19 | 18 | 17 | 16 | 15 | 14 | 13 | 12 | 11 | 10 | И т. д. |
Вычитаемое | 13 | 12 | 11 | 10 | 9 | 8 | 7 | 6 | 5 | 4 | 3 |
Разность | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 | 7 |
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
– Что такое числовой луч?
– Как обозначают начало луча?
– Что называют единичным отрезком?
VII. Рефлексия.
- Кому было трудно?
- Что не получилось? Что нужно сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
- Оцените свою работу на уроке (оценочная линейка).
Домашнее задание: № 12, 13 (учебник); № 38, 40 (рабочая тетрадь).