Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Осуществляемые действия | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | Личностная |
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
I этап Организа-ционный момент | 1.Приветствует детей. 2.Мотивирует обуч-ся к учебной деятельности: «Нам на уроке пригодится: хорошее настроение; знание материала; желание открыть истину; добросовестная работа; осмысление произведенной деятельности». 3. Проводит «Мозговая зарядка» (2мин) | Настраиваются на работу | Ставить перед собой цель «Что я хочу получить сегодня от урока» | Включаются в деловой ритм урока. Концентрируют внимание | Планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Проверяют, все ли приготовили. Получают позитивный заряд | Слушать собеседника. | Развитие доброжела-тельности и эмоциональной отзывчивости. Самоопреде-ление. |
II этап Актуали-зация знаний учащихся | 1.Предлагает провести проверку домашнего задания в парах. (взаимо- проверка и самопроверка) (3 мин.) 2.Разминка «Математический ринг» Предлагает вопросы на связь нового материала с ранее изученными темами: (каждая пара получает по цепочке вопрос-задачу) 1.Незнайка разделил 12 орехов на 2 равные части - для себя и Знайки. Сколько в этом случае пришлось орехов на одну часть? (6) 2. На сколько равных част. нужно разделить 12 орехов, чтобы на одну часть приходилось 2 ореха? (6) 3. В одной части 3 ореха. Сколько частей приходится на 12 орехов? (4) 4. А сколько орехов будет приходиться на 1 часть, если 12 орехов Незнайка поделит на 3 равные части? ?(4 ор.) 5.На 12 равных частей? (1 ор.) (5мин) Наводящий вопрос: Это были маленькие текстовые задачи. Различные задачи вы решаете уже 5-ый год. Недавно решали задачи на движение, где были такие важные понятия:скорость, путь, время. А какое новое слово-понятие присутствовало в каждой из 5 устных задач? (Части) | Сравнивают оформление и сверяют результаты заданий Выполняют задания, анализируя и сравнивания предлагаемые задания, извлекают необходимую информацию для построения математического высказывания | Умение контролировать и оценивать свою работу и одноклассника Анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы. | Включаются в деловой ритм урока. Концентрируют внимание Взаимодействуют с учителем во время работы, осуществляемой во фронтальном режиме | Сотрудничество с учителем и одноклассниками Высказывать свое мнение. Строить понятные для собеседника высказывания | Верные задания отмечают «+», Неверные - «-». Проставляют общее количество «+» Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания. Верные задания отмечают «+», Неверные - «-». | Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; | Развитие учебного сотрудничества. Оценивание усваиваемого материала. Формирование уважительно- доброжела-тельного отношения к мнению других. Самоопреде-ление |
III этап Постановка темы и цели урока | Давайте сформулируем вместе тему урока. (Подведение детей к формулированию темы). Составим план действий, который поможет нам освоить тему а) познакомиться с различными видами задач на части; б) научиться их решать в) сделать анализ шагов при их решении; в) алгоритм решения и его применение (3мин) Задача 1. В одном из кулинарных рецептов написано, что для варки варенья из ягод на 2 части ягод надо брать 3 части сахара. Сколько ягод и сколько сахара нужно взять, чтобы получить 4 кг 500г варенья? 1.Учитель обращает внимание на то, что при решении любой задачи очень важно наглядно оформить краткое условие. 2.Как вы думаете, нам помогут в этом чертежи отрезков, которые вы выполняли дома? 3.Прочитайте ещё раз условие задачи. 4.Свместное оформление схемы к задаче и её решение. (4 мин) Задача 2. Ягоды-2части Сахар-3 части Сколько варенья получится, если ягод взято 1 кг? 5.Совместное оформление схемы к задаче и её решение . (4 мин) Задача 3. Ягоды-2 части Сахар -3 части Сколько нужно взять ягод, если сахара положить 2 кг 400г? 6. Совместное решение. (4 мин) | Формулируют тему урока «Задачи на части» Составляют план действий вместе с учителем Отвечают на вопросы, анализируют ответы, формулируют свою точку зрения. Преобразовывают информацию из одной формы в другую: составляют математические записи на основе простейших математических моделей | Анализировать, выделять существенные признаки, делать выводы Выделять существенную информацию. Выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Извлекают необходимую информацию для решения нового вида задач | Взаимодействуют с учителем во время работы, осуществляемой во фронтальном режиме Взаимодействуют с учителем во время опроса, осуществляемого во фронтальном режиме | Сотрудничество с учителем и одноклассниками Высказывать свое мнение. Строить понятные для собеседника высказывания Излагать свое мнение. Слушать собеседника. Строить понятные для собеседника высказывания | Совместно с учителем выбирают действия(шаги), для реализации плана Контролируют правильность ответов обучающихся | Формулировать и удерживать учебную задачу; составлять план и последовательность действий Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, проговаривать последователь-ность действий на уроке Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания | Развитие учебного сотрудничества Вырабатыва-ние уважительно- доброжела-тельного отношения к мнению других. Проявление интереса к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли. Самоопреде-ление. |
IV этап Освоение нового материала | Путем подводящего диалога побуждает обучающихся к составлению алгоритма решения задач на части. (отчитываются группы: «правые» и «левые») Совместное составление алгоритма решения: 1.Делаю схему. 2.Сколько частей приходится на данное в задаче число. 3. Вычисляю 1 часть. 4.Вычисляю части, о которых спрашивается. | Выполняют задания в группе по составленному плану действий. Формулируют вывод: алгоритм решения задач на части | Исследование и отбор необходимой информации, ее структурирование | Работают в паре, распределяют роли, взаимодействуют друг с другом при решении общей задачи | Работать в паре, организовывать взаимодействие, вырабатывать и принимать коллективные решения | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения заданий в группах | Выдвигать версии, определять средства решения проблемы, планировать деятельность | Формирование готовности к самообразова-нию |
1.Алгоритм решения проговаривает вместе с учениками хором (5 мин) | Алгоритм решения задач на части записываю в тетрадь, заучивают, проговаривают друг другу. | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать | Выслушивают ответы учеников, задают вопросы | Высказывать свое мнение, подтверждая аргументами, при необходимости отстаивать свою точку зрения | Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания | Определять степень успешности выполнения работы | Формирование доброжелатель-ного отношения к иному мнению |
V этап Первичная проверка понимания | Предлагает ещё раз проанализировать решение задач 1-3. «Блиц опрос». Организует выявление места и причин затруднений, работу над ошибками | Смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. Учатся применять алгоритм решения задач в процессе парной работы. | Анализировать, выделять существенные признаки, устанавливать аналогии, строить логические цепи рассуждений | Взаимодействуют с учителем во время самостоятельной работы. Планируют сотрудничество в парах, учитывают мнения друг друга, координируют действия | Понимать и воспринимать на слух замечания учителя. Вырабатывают общее решение | Контролируют правильность ответов обучающихся. Самоконтроль выполнения задания. Коррекция деятельности | Принимать и сохранять учебную задачу; различать способ и результат действия; уметь осуществлять взаимо-контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Развитие инициативы, активности, аккуратности, терпеливости Самоопреде-ление. |
VI этап Первичное закрепление | Организует самостоятельную работу по закреплению учениками нового действия при выполнении заданий Задача 4 Ягоды-2 части Сахар-3 части Сколько нужно взять сахара, если ягод положить 1кг 200г? Отв.:1кг 800г Доп.№343(а) Отв:800г, 600г,400г. (8 мин) | Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. Выполняют предложенные задания, формулируют ответы на поставленные вопросы | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, оформлять решение, доказывать, аргументировать свою точку зрения | Осознают применяемый алгоритм с достаточной полнотой. Выслушивают ответы учеников, задают вопросы. | Высказывать свое мнение, подтверждая аргументами | Самоконтроль процесса и результата выполнения задания, Контроль за правильностью выполнения заданий, осознание качества и уровня усвоения | Определять степень успешности выполнения работы. Учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения | Развитие способности к организации своей деятельности, преодолению трудностей, целеустремлен-ности и настойчивости в достижении цели |
VII этап Домашнее задание | Определяет обязательный для всех уровень домашнего задания: 1.п.4.3, стр.89, тест-вопросы 2.№342(а,б), 344(а) 3. творческое задание (составить задачу на части). Проводит инструктаж по его выполнению (3 мин) | Записывают дом задание в дневник. Задают вопросы | Ставить перед собой цель: «Что я должен выполнить дома» | | | .Внимательно слушают учителя. Развитие саморегуляции. Определение границы собственного знания и незнания | | Развитие саморегуляции. Определение границы собственного знания и незнания |
VIII этап Рефлексия | Предлагает учащимся произвести самооценку деятельности 1) Какие цели ставили? 2) Достигли ли вы своей цели? Почему? 3) В чем испытывали затруднение? 4) Над чем стоит еще поработать? Предлагает заполнить анкеты для рефлексии. (4 мин) | Участвуют в беседе по обсуждению достижений, делают выводы | Анализировать, выделять существенные признаки, обобщать. Анализ степени усвоения нового материала. Делать выводы | Выслушивают одноклассников, озвучивают свое мнение | Высказывать свою точку зрения. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Учитывать разные мнения. | Проводят самооценку своей деятельности на уроке. Оценивают личные достижения, уточняют пробелы в знаниях | Принимать и сохранять учебную цель и задачу, осуществлять самоконтроль, планировать будущую деятельность. Осознавать причины своего успеха или неуспеха, находить выход из ситуации неуспеха | Формирование позитивной самооценки. Адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. Адекватно воспринимать оценку учителя, одноклассни-ков. Самоопреде-ление |