Этап актуализации знаний. | 1. Учитель: Новые знания нам будет очень трудно осваивать без умения быстро и верно считать, поэтому, начнем урок с простой задачки (на экране изображение условия задачи): Если 3 удава одинаковой длины положить друг за другом, то получится линия длиной 18 метров. А если 5 удавов такой же длины выстроить в цепочку, то какой длины получится линия из удавов? (30 м). О какой пропорциональной зависимости идет речь в задаче? А какова будет длина одного удава? (6 м). 2. Открываем тетради, записываем число, «Классная работа». 3. А теперь внимание на экран (на экране изображение дома с измерениями). Слайд 4. Вы видите дом. Известны его основные измерения – длина, ширина, высота с крышей и без крыши. Нам надо решить такую проблему – каждому из вас нужно этот дом нарисовать в тетрадях. Как это сделать? Какие у вас предложения, идеи? Давайте посмотрим на решение этой задачи. (на экране изображение записи отношения измерений на рисунке и в действительности). Что у нас получилось в результате такой записи? (пропорция). А какая в данном случае зависимость – прямая или обратная? (прямая). 4. Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить, какая тема сегодняшнего урока? Запишем в наши тетради тему урока «Масштаб». | 1.Решают в уме, кто-то из учеников проговаривает ответ и объясняет, какая в данной задаче пропорциональная зависимость. 2. Делают записи в тетради. 3.Учащиеся смотрят на экран, начинают предлагать решение проблемы по выполнению рисунка в тетради. Рисуют дом в тетрадь. Дети отвечают на вопросы учителя. 4. Ребята объявляют тему урока и записывают в тетради: Масштаб». |
Этап первичного восприятия и усвоения нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов) | 5. А теперь посмотрите в ваши учебники на стр. 163. Вы видите, что тут изображен путешественник. Как вы думаете, зачем нужны путешественникам, мореплавателям карты? Ниже нарисованы 2 карты, изображающие один и тот же объект. Что общего? Чем отличаются? Почему эти карты разные? Какое расстояние по прямой от Краснодара до Найдорфа на каждой из карт? Как эти карты будут называться и почему – ответы на эти вопросы найдите в тексте учебника. Слайд5 6. Учитель задаёт вопросы: Какая из них крупномасштабная? Мелкомасштабная? Почему? Как реальное расстояние изобразить на карте? Как записать произведенное действие так, чтобы человек, который смотрит на карту, понял каково реальное расстояние? Где вы уже встречались с данным понятием? Так что же такое «МАСШТАБ»? Найдите определение в тексте учебника. Давайте его запишем в тетрадь. Слайд 6,7 7. Как вы думаете – какова будет цель нашего урока? Слайд 8 8. Где или у кого можно узнать информацию по данной теме? 9. А теперь посмотрите на небольшие географические карты на ваших столах (задания приготовлены для 3-х рядов – у детей каждого ряда свои задания). Вы будете работать парами. Ваша задача – узнать, какое расстояние в действительности на местности от пункта А до пункта Б. Слайд 9 10. Ну а теперь давайте обсудим, что у вас получилось. 1 ряд – ваши ответы. 2 ряд… 3 ряд… А как решали? Учитель предлагает от каждого ряда выйти по одному обучающемуся с тем, чтобы записать на доске решение своей задачи. После записи на доске решения каждого ряда происходит обсуждение и формулировка алгоритма решения задач на масштаб. | 5. Дети сначала отвечают на простые вопросы учителя, затем работают с текстом учебника. 6. Дети отвечают на вопросы учителя. Пытаются сформулировать определение масштаба и записывают его в тетрадь. 7. Дети отвечают. (понять, что такое масштаб, как его применять и как решать задачи на масштаб). 8. Называют источники информации: учебник, учитель, интернет. 9. Дети в парах решают задачу, при этом самостоятельно вырабатывают алгоритм. 10. Дети отвечают на вопрос учителя. Кто-то из учеников от каждого ряда пишет на доске решение своей задачи. Те, кто выполнил решение с ошибками – исправляют, ориентируясь на записи на доске или на экране. |
Этап применения теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач | 12. А теперь поработаем по заданиям учебника - Один ученик для выполнения одного задания у доски, остальные – на местах в тетрадях. Слайд 10-13 | 13. Решают в тетрадях, один из учеников комментирует решение, работая у доски. |
Этап подведения итогов. Рефлексия деятельности. Домашнее задание. | 14. А теперь подведем итоги: Что мы хотели узнать? Что мы узнали? На все ли вопросы мы получили ответы? Давайте еще раз вспомним определение масштаба. А какой алгоритм решения задач на масштаб? Слайд 14 15. Наш урок подходит к концу. Запишем домашнее задание: Творческое задание: нарисуйте план своего дома в масштабе 1:100 (в 1 см – 1 метр). (задание записано на доске). Ваши вопросы по домашнему заданию? Урок окончен. Спасибо за работу. Отдыхайте. | 14. Проводят самоанализ, отвечают на вопросы; вспоминают правило; алгоритм. 15. Ребята записывают домашнее задание в дневниках. Просматривают домашнее задание, задают вопросы. |