Тема: Увеличение числа в несколько раз.
Цели урока:
Познакомить учащихся с новым математическим понятием. Учить увеличивать числа в несколько раз, решать задачи на эту тему.
Отрабатывать вычислительные навыки, развивать творческие способности, математическую речь, логическое мышление.
Воспитывать уважение и интерес к предмету, положительные личностные качества.
Ход урока
Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво,
Очень тихо, ровно сели,
И каждый из вас начинает стремиться
К своей поставленной цели!
- Что вы ждёте от сегодняшнего урока?
- Михаил Васильевич Ломоносов сказал: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Как вы понимаете эти слова?
- Правильно. Мы должны быть внимательными, решительными, уверенными в себе и в своих товарищах, усидчивыми. На уроке мы встретимся с трудностями и препятствиями, которые нам надо преодолеть. Мы ведь сильные? Ведь для ученика сила - это его знания. И так, ребята, вперёд!
II. Устный счёт.
Что общего в этих числах?
24 27 23 21 28 25
( двузначные, одинаковое количество десятков)
-Какое число «лишнее»? (23 – в таблице умножения нет такого значения)
-Какое число «лишнее» в оставшейся группе чисел? ( 24 – значение нескольких математических выражений на умножение)
-Какие математические выражения можно составить со значением 24?
4 ∙ 6 3 ∙ 8
- От умножения каких чисел получаются оставшиеся значения?
27 = 3 ∙ 9
21 = 7 ∙ 3
28 = 4 ∙ 7
25 = 5 ∙ 5
- У каких чисел можно поменять цифры местами, чтобы получились значения из таблицы умножения?
24 28 21 27 25
42 12 72
- Назовите соответствующие выражения.
6 ∙ 7 = 42
3 ∙ 4 = 12
8 ∙ 9 = 72
2. Математический диктант.
- Уменьши число 72 на 24.
- Уменьши число 42 на 25.
- Увеличь 25 на 28.
- 27 увеличь на 24.
Проверь: 48 17 53 51 на слайде
- Проверь сам себя и оцени, на полях поставь число соответствующее количеству правильно решённых примеров.
3. Вывод:
- Что значит: увеличить на … и какое действие следует выполнять?
- Что значит: уменьшить на… и какое в этом случае необходимо выполнять действие?
На доске таблица:
Увеличить на … - + Уменьшить на … - - |
Новая тема.
Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё одним математическим термином. Но я не могу преступить к изучению новой темы пока не буду уверена в том, что вы все очень внимательны. Закройте глаза, опустите головки на парты. Я посчитаю до 3, вы откроете глазки и скажите, что изменилось.
( на доске вместо предыдущей таблицы появилась новая:
- Давайте попробуем разобраться, что означает данное выражение и какое действие мы должны выполнять.
2. Практическая работа. ( работа в парах)
- Ребята 1 варианта: положите на середину парты рядом 2 жёлтые фишки.
- А ребята 2 варианта положите рядом по 2 жёлтых фишки 3 раза.
На доске эта же самая работа
- У ребят второго варианта фишек больше или меньше?
- Можно ли сказать, что их на 3 больше? (нет)
- На 2 больше? (нет)
- Значит, нам надо употребить какое- то другое выражение.
- Сколько раз по 2 мы взяли? (по 2 взяли 3 раза)
- Какое это действие? (умножение)
- Значит, мы увеличили в 3 раза.
Вывод: Увеличить в несколько раз – произвести действие умножение.
3.Закрепление нового материала.
Работа по карточкам.
5 | 9 | 4 | 6 | 3 | 7 |
20 | 36 | 16 | 24 | 12 | 28 |
5 | 9 | 4 | 6 | 3 | 7 |
30 | 54 | 24 | 36 | 18 | 42 |
- Ребятам 1 варианта увеличить каждое число в 4 раза, а ребятам 2 варианта – в 6 раз
- Поменяйтесь тетрадями, оцените и поставьте цифру, обозначающую количество правильно решённых примеров на полях.
Физминутка для глаз
Учитель:
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра.
Но вот пришло мгновенье,
Серьезным быть пора.
Глазки прикрыли, ручки сложили,
Головки опустили, ротик закрыли.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого, а
А себя лишь одного!
4. Записать выражения под диктовку и найти их значение:
(детей по одному вызываю к доске)
- 7 увеличить в 6 раз
- 8 увеличить в 4 раза
- 9 увеличить в 5 раз
- 6 увеличить на 7
- 3 увеличить в 8 раз
- 9 увеличить в 4 раза
5. Самостоятельная работа по вариантам.
- Запиши математические выражения и вычислите их значения:
1 вариант:
Разность чисел 32 и 28 увеличь в 7 раз.
Произведение чисел 4 и 2 увеличь на 6 2 вариант:
Сумму чисел 43 и 19 увеличь на 8
Разность чисел 61 и 56 увеличить в 9 раз
- Оцени себя. Поставь на полях цифрусоответствующую количеству правильно решённых примеров
6. Решение задач.
В субботу во дворе каталось на лыжах 9 ребят, а в воскресенье их количество увеличилось в 3 раза. Сколько ребят каталось на лыжах в воскресенье?
- Какую краткую запись вы выберите к этой задаче:
В субботу 9 р.
В воскресенье ?, на 3 р. больше
?
9 р.
В субботу
?, в 3 раза больше
В воскресенье
- Запишите решение в тетрадь. ?
( Новикову, Уразбаеву, Зайцеву, Подколзиной дополнительное задание:
В задаче изменён вопрос:
Сколько всего ребят каталось на лыжах?
Итог урока.
- И так, ребята, наш урок подходит к концу. Урок начался для всех одинаково, но на протяжении всех этих 45 минут вы по – разному усваивали материал. Кто – то понял его с первого раза, а кому – то дома ещё надо повторить. Но я точно знаю, что знаний у вас прибавилось.