Проект урока математики в 5 классе на тему «Проценты» с использованием модуля финансовой грамотности «Доходы и расходы семьи»
Гомзякова Елена Михайловна
учитель математики
МБОУ «Ильинская средняя общеобразовательная школа»
Вилегодский район
Тема урока: Решение задач на проценты
Цель урока: совершенствование практических навыков решения основных задач на проценты и умение применять их при решении реальных жизненных задач, формированиекультуры финансового поведения.
Планируемые результаты:
предметные: обучающиеся умеют в процессе реальной ситуации использовать понятие процента и умеютрешать основные типы задач на проценты
личностные: вступают в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимают и продвигают предлагаемые идеи, аргументируют свою точку зрения, умеют анализировать и интерпретировать финансовую информацию
метапредметные: умеют воспроизводить смысл понятия проценты; умеют обрабатывать информацию, выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий; умеют контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности
Тип урока: урок систематизации и закрепления знаний и умений
Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: доска, экран, проектор, компьютер, раздаточный материал.
План
Этапа урока (время) | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
1.Организаци онный (1 мин) | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. | Приветствие учителя. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2.Мотиваци онный (5 мин) | Обеспечение мотивации учения обучающимися, принятие ими целей урока. | Фронтальная работа. Обучающимся предлагается прочитать рассказ, найти и исправить ошибки в тексте. Учитель мотивирует обучающихся, вместе с ними определяет тему и цель урока, акцентирует внимание учащихся на значимость темы. (Приложение 1) | Внимательно читают рассказ, находят и исправляют ошибки.Формулируют тему и цель занятия. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. |
3.Применение знаний и умений в новой ситуации (24 мин) | Показать разнообразие задач на проценты практического содержания. | Организует и контролирует процесс решения задач, оказывает помощь по запросу обучающихся.(Приложения 2, 3, 4) | Знакомятся при решении задач с понятиями «доходы и расходы семьи», «семейный бюджет». Работают в парах над решением задач | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Личностные: формирование готовности к самообразованию. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата |
4. Динамическая пауза (2 мин) | Смена деятельности | Обеспечивает смену деятельности и эмоциональную разгрузку обучающихся | Сменили вид деятельности, готовы продолжить работу | |
5. Контроль ный (5 мин) | Оценка и самооценка результатов деятельности обучающихся. | Выявляет качество и уровень усвоения знаний, устанавливает причины ошибок | Анализируют свою работу, высказывают свои затруднения и обсуждают правильность решения задач | Личностные: формирование позитивной самооценки Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы. |
6.Рефлексия (2 мин) | Инициировать рефлексию обучающихся | Подводит итоги работы класса | Обводят человечка на той ступеньке, на которой, по их мнению, они находятся или хотят находиться.(Приложение 5) | Регулятивные: оценивание своей деятельности на уроке |
7. Домашнее задание. (1 мин) | Обеспечение понимания детьми содержания и способов выполнения домашнего задания | Комментирует задание: придумать задачу на проценты, связанную с доходами и расходами своей семьи, решить ее. | | |
Приложение 1
Однажды утром Петя сел в автобус и поехал в школу. Он приготовил за проезд 20 рублей, но оказалось, что проезд подорожал на 25% и поэтому пришлось доставать еще 3 рубля.
В классе, где учится Петя, 25 учеников, но 3 человека отсутствовали, так как у них были соревнования, и поэтому в классе было 60% учеников.
По дороге из школы домой Петя проходил мимо банка и увидел объявление «Вклады под 10% годовых». И подумал Петя: «Вот бы былоздорово, положить 200рублей в банк, а через год получить 2000 рублей».
Какие понятия необходимо знать, чтобы найти ошибки и их исправить?
Какие основные задач на проценты вы умеете решать? Вспомните и расскажите алгоритм решения каждой задачи.
Где вы встречаетесь с понятием процента?
Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? Какую цель мы можем поставить перед собой сегодня?
Приложение 2
Откуда берутся деньги в семье? Рассмотрите схему доходов семьи.![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5aba849b92bb1/871414_1.png)
Задачи.
а) Бабушка и дедушка получают пенсии по 15 тыс. р., папа получает зарплату 60 тыс. р., мама получает зарплату 80 тыс. р. Кроме этого семья сдаёт дачу за 40 тыс. р. в месяц в течение трёх летних месяцев. Рассчитайте долю каждого вида дохода (в процентах) в годовом доходе семьи.
б) Человек хочет сдать квартиру за 25 тыс. р. в месяц. На какую сумму в этом случае увеличится его годовой бюджет, если подоходный налог составляет 13%?
в) В бюджете семьи заработная плата папы составляет 60% дохода, а заработная плата мамы — 40%. Как изменился доход, если мамина зарплата увеличилась на 10%?
Приложение 3
Сколько денег человек расходует на жизнь, зависит от очень многих факторов. В первую очередь от того, кто этот человек, – от пола, возраста, от того, где и кем он работает, где живёт, как проводит свободное время. Не менее существенным фактором является исторически сложившаяся структура расходов населения данной страны, состояние её экономики, от которого зависит уровень и динамика цен на товары и услуги. Третьим существенным фактором является уровень доходов человека или семьи.
Все расходы людей делятся на обязательные, желательные и неразумные. Обязательные расходы – это те, без которых обойтись просто невозможно (например, расходы на питание, оплата коммунальных услуг). Желательные расходы – это расходы на те товары и услуги, без которых прожить вообще-то можно (например, сотовая связь, Интернет, украшения). Неразумные расходы - это расходы на те товары и услуги, без которых можно легко обойтись, но их активно призывают купить различные рекламные объявления. И устоять перед рекламой многие не могут.
Когда в семье трудно с деньгами, надо найти в себе силыотказаться от необязательных покупок, не допускать лишних покупок, иначе нечем будет платить за действительно необходимое.
Задачи.
а) Представьте, что в вашей семье на содержание квартиры уходит 8 тыс. руб.; на продукты питания – 20тыс. руб.; на бытовую химию и предметы личной гигиены (зубная паста, шампунь и др.) – 3 тыс. руб.; на проезд – 1,5 тыс. руб.; на оплату обедов в школе – 0,5 тыс. руб.; на развлечения (кино, кафе и др.), на дополнительные занятия (спорт, иностранный язык) – 2 тыс. руб.; на одежду, обувь – 10 тыс. руб.; на непредвиденные расходы – 5 тыс. руб. Сколько процентов составляют обязательные расходы в семье?
б) Представьте, что вы с мамой пришли в магазин купить новые кроссовки, но те, что понравились, стоили 3 тыс. руб. Мама сказала, что это дорого и предложила подождать скидки «хотя бы 20%». Сколько должны стоить кроссовки со скидкой в 20%?
в) В 2013 г. на покупку конфет для новогоднего стола была потрачена та же сумма, что и в 2012 г. Как изменился в процентах вес купленных конфет, если все сорта подорожали на 25%?
г) Филателист Иванов тратил пятую часть своего дохода на марки. Теперь его доход вырос на 60%, марки подорожали в среднем на 20%, а количество покупаемых марок осталось прежним. Какова теперь доля дохода, расходуемая на марки?
Приложение 4
Семейный бюджет нужно планировать. При долгосрочном планировании неопределёнными являются как доходы семьи, так и её расходы. Ведь если планировать на несколько лет вперёд, то может измениться всё, начиная с места работы, уровня зарплаты, состава семьи, а, следовательно, и её расходов.Для того чтобы человек был материально готов к различным изменениям, он должен научиться откладывать часть своей текущей зарплаты, формируя резервный фонд. Имея резервный фонд, человек может взять оттуда в долг у самого себя. Нужно только понимать, что этот долг тоже следует обязательно отдавать. Иначе можно очень быстро лишиться этого бесплатного источника денег и в следующий раз придётся брать уже дорогой кредит.
Задача.
Представьте, что у вас обычная российская семья, в которой папа и мама работают, вы учитесь в школе, а ваша сестренка ходит в детский сад. Зарплата родителей составляет 70000 руб. И еще папа ежемесячно получает доход 5000 руб. от ценныхбумаг, которые ему подарили на день рождения пять лет назад. Рассчитайте сумму, которую семья должна отложить ежемесячно в резервный фонд, если она составляет 10% от дохода.
Приложение 5
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2018/03/27/s_5aba849b92bb1/871414_2.jpeg)