Открытый урок в 5 классе
по теме:
«Сложение и вычитание десятичных дробей»
Цели урока:
образовательная: закрепить и усовершенствовать навыки сложения и вычитания десятичных дробей; подготовиться к контрольной работе.
развивающая: развитие логического мышления, познавательного интереса, любознательности, умения наблюдать, анализировать, и делать выводы.
воспитательная: повышать интерес в изучении предмета математики.
Тип урока: урок закрепления умений и навыков.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка готовности класса к уроку; организация внимания учащихся.
Задача, конечно, не очень простая:
Играя учить и учиться играя.
Но если с учёбой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье! (слайд 1)
- Учение о дробях всегда считалось трудным. У немцев сохранилась пословица: «Попасть в дроби», что означает попасть в трудное положение.
Наша общая цель доказать, что дроби не смогут поставить нас в трудное положение. Будем их уверенно складывать и вычитать.
II. Актуализация опорных знаний
Начнем наш урок с повторения ранее изученного материала.
Дроби десятичные – новые для Вас,
Лишь совсем недавно, их узнал ваш класс.
Сразу поприбавилось всем теперь мороки,
Учим, учим правила, готовимся к уроку.
(слайд 2)
Вопросы для повторения:
1.Как сравнить десятичные дроби?
(слайд 3)
(Десятичные дроби сравнивают поразрядно, начиная со старшего разряда: целую часть с целой, десятые с десятыми, сотые с сотыми и т.д.)
41,1872
(слайд 4)
2.Выполните сравнение дробей:
7,2 и 5,99
18,04 и 18,4
0,3 и 0,30
4,806 и 4,93
9,404 и 9,44
7,040 и 7,04
(слайд 5)
3. Как складывают и вычитают десятичные дроби?
(слайды 6)
Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби, нужно:
уравнять в этих дробях количество знаков после запятой;
записать их друг под другом так, чтобы запятая была записана под запятой;
выполнить сложение (вычитание), не обращая внимания на запятую;
поставить в ответе запятую под запятой в данных дробях.
(слайд 7)
Устный счёт.
4. Восстановите запятые:
7,39 + 4,48 = 1187
4,2 + 2,06 = 626
18,01 + 2,9 = 1511
5 – 0,61 = 439
(слайд 8)
III. Закрепление полученных знаний.
1.Сегодня к нам в школу пришло письмо.
(Слайд 13) “Дорогие ученики 5 класса. Пишет Вам Винни-Пух. У нас беда. Помогите нам, пожалуйста, справиться с нею. Дело в том, что мы, т.е – Винни-Пух, Ослик Иа и Пятачок решили узнать свой вес. Но шкала весов до 20 кг была повреждена, и показания на ней прочитать не представлялось возможным. Поэтому я взвесился, сначала с Пятачком: получилось 22,4 кг; затем с Осликом, получилось 23,5 кг; а затем мы взвесились все вместе и получили 26,7 кг. Но все равно мы так и не узнали свой вес. Если сможете, помогите нам, пожалуйста. Мы на вас надеемся. Мы слышали, что вы самые лучшие ученики в этой школе среди пятых классов. С большим уважением Винни Пух”.(Слайд 9)
Откройте тетради, запишите: число, классная работа.
Решение:
1) 26,7-22,4= 4,3 (кг) – весит Ослик
2) 26,7-23,5= 3,2 (кг) – весит Пятачок
3) 22,4-3,2 = 19,2 (кг) – весит Вини Пух
Ответ: Винни Пух – 19,2 кг, Пятачок – 3,2 кг, Ослик Иа – 4,3 кг.
2.. Решение уравнений
Составьте слово (слайд 13)
Пока я готовила презентацию к уроку, хитрый компьютер перепутал все буквы. Помогите восстановить слово. Для этого нужно решить уравнения и составить слово из перепутанных букв:
| | |
х + 3,8 = 8 | ответ: 4,2 | Буква: д |
х – 6,5 = 12 | ответ: 18,5 | Буква: р |
9,71 – у = 3,31 | ответ: 6,4 | Буква: о |
5х + 1,2 = 11,2 | ответ: 2 | Буква: б |
10,96 – 3у = 1,96 | ответ: 3 | Буква: ь. |
Получилось слово “дробь”.
IV. Физкультминутка
На уроке мы писали,
Все что знали, отвечали.
А теперь мы отдохнем
И опять писать начнем!
VI. Работа в тетрадях:
№ 254, стр.19( дидактический материал)
VII. Тест по теме “Сложение и вычитание десятичных дробей” – 10 мин.
Теперь проверим наши знания с помощью теста.
1,7+2,8 9,2-3,4
0,9+3,2 10,3-8,17
3,6+9 2,-1,368
18+2,87 4,1-0,2291
Если при решении у вас появятся вопросы – поднимите руку, и я к вам подойду.
Ребята 10 минут прошли. После выполнения меняемся тестом с соседом и проверяем правильность выполнения. Рядом с каждым заданием ставим знак “+” или “ – ”.
Молодцы! Хорошо поработали.
VIII. Работа в парах. – 4 мин.
А теперь, ребята, самостоятельно работаем в парах. Выполняем задания на карточках. (слайд 21)
1) 16,25+24,3+3,75= 44,3
2) 2,31+(7,65+8,69)= 18,65
3) 0,387+(0,613+3,142)= 4,142
4) (7,891+3,9) +(6,1+2,109)= 20
IX. Домашнее задание
Откройте дневники и запишите задание на дом.
Задание №240,242
X. Итог урока
Оценка работы класса и отдельных учащихся. Аргументация выставленных отметок, замечания по уроку, обсуждение допущенных ошибок и того, что необходимо для их коррекции. Объявление оценок.
XI. Рефлексия (слайд 23)
– Ребята, вы сегодня все хорошо потрудились на уроке.
- Поделитесь своими впечатлениями.
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
– Сумел ли ты закрепить свои знания и умения?
– Ты был активен на уроке?
– Было ли тебе интересно?
Учащиеся рассуждают о том, что им больше всего понравилось на уроке, что запомнилось, что бы они хотели повторить, что бы хотели изменить. Как они себя чувствовали на уроке.
Мне было очень приятно работать с вами. Спасибо за урок!