СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок математики в 6 классе "Понятие десятичной дроби".

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой конспект урока по математике (по ФГОС) в 6 классе по теме "Понятие десятичной дроби"

(1-й урок по теме).

Просмотр содержимого документа
«Урок математики в 6 классе "Понятие десятичной дроби".»

Конспект урока по математике в 6б классе по теме

«Понятие положительной десятичной дроби».

Тема урока: «Понятие положительной десятичной дроби».

Тип урока: изучение нового материала.

Авторы учебника: И. С.М.Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников,

А.В. Шевкин М.: Просвещение, 2014 г.


Цель урока: сформировать у обучающихся понятие положительной десятичной дроби, научиться читать и записывать десятичные дроби, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.

Задачи:

  1. Обучающие: ввести понятие десятичной дроби, формировать умение читать и записывать десятичные дроби; повторить десятичную систему счисления, запись натурального числа в виде суммы разрядных слагаемых, понятия «правильная дробь», «неправильная дробь», «смешанное число», обобщить знания учащихся об обыкновенных дробях.

  2. Развивающие: развить быстроту работы мысли, памяти, правильную устную и письменную математическую речь учащихся, умение слушать, записывать примеры под диктовку учителя и объяснять ход решения заданий; навыки самостоятельной работы, взаимопроверки и самоконтроля.

  3. Воспитательные: воспитать у школьников аккуратность записей в тетради; обучить детей сотрудничать, оказывать помощь друг другу в процессе решения общей задачи.

Прогнозируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

  • Ввести понятие десятичной дроби.

  • Научить учащихся читать и записывать десятичные дроби.

  • Представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и обыкновенную дробь в виде десятичной.

Метапредметные:

  • Формировать умение самостоятельно определять понятия.

  • Создавать обобщения.

  • Устанавливать аналогии.


Личностные:

  • Проявлять интерес к изучению темы и желание применять приобретённые знания и умения, развивать познавательный интерес к математике.

  • Формировать умение соотносить полученный результат с поставленной целью.

Объективно оценивать труд одноклассников, уметь высказать свою точку зрения и выслушать чужую.



Формы организации познавательной деятельности учащихся: коллективная, фронтальная, индивидуальная

Необходимое техническое оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, учебники по математике, раздаточный материал (карта рефлексии, индивидуальные задания), электронная презентация, выполненная в программе Power Point.

План урока

1.Организационный этап (1 мин).

2. Мотивирование к учебной деятельности и актуализация знаний (5 мин).

3. Постановка темы и цели урока (5 мин).

4. Изучение нового материала (10 мин).

5. Физкультминутка (1мин).

6. Первичное закрепление изученного материала (10 мин).

7. Практический этап (5 мин).

8. Домашнее задание (1 мин).

9. Рефлексия (1 мин).

10. Итог урока (1 мин).

































Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организационный этап (1 мин).


- Здравствуйте, ребята. Проверьте, все ли у вас готово к уроку. Садитесь.

(Приветствует учащихся, организует рабочее место, проверяет готовность учащихся к уроку.)

- Хорошей вам работы на уроке и отличных оценок.


Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место, демонстрируют готовность к уроку.


2. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин).


- Сегодня наш урок я хочу начать со слов чешского педагога-гуманиста, писателя Яна Амоса Коменского «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Как вы понимаете эти слова?

- А теперь я предлагаю вам отгадать загадку: «Без чего обойтись не может барабанщик, охотник и математик?» (Дроби).

- Как вы догадались, сегодня на уроке пойдет речь о дробях. Вы скажите, что вы уже изучили дроби и все о них знаете. Я предлагаю вам прочитать следующие предложения.


«Масса пачки масла равна 0,4 кг»

«Длина ковра равна 1,8 метра»

«1 киловатт электроэнергии стоит 1,67 рублей»

«1 кубический метр газа стоит 4,64 рублей»

« Дмитрий в соревнованиях по бегу на 30 метров опередил Сергея на 0,02 секунды»

«Энергетическая ценность каши составляет 78,67 килокалорий».


- Как видим, с прочтением этих чисел вы испытывали затруднения. Как вы думаете, а что это за числа? (Это тоже дроби, но называются они по-другому).

- Сегодня на уроке мы и узнаем, что это за дроби.


- Так как говорить мы будем сегодня о дробях, давайте вспомним, что мы знаем о дробях.

1. Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные дроби, смешанные числа).


2. Запись какого вида называют обыкновенными дробями? Приведите примеры. (Записи дробей с помощью дробной черты, 5/6).


3. Какими могут быть обыкновенные дроби?

(Правильными и неправильными).


4. Какая дробь называется правильной? (Дробь, у которых числитель меньше знаменателя).


5. Какая дробь называется неправильной? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя либо равен знаменателю).


6. Что такое смешанное число? (Это число, содержащее целую и дробную часть).


7. Как неправильную дробь преобразовать в смешанное число? (Надо числитель разделить на знаменатель с остатком, полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части, знаменатель оставить тем же).


8. Как смешанное число преобразовать в неправильную дробь? (Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа).


9. В чём заключается основное свойство дроби?

(Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже, не равное нулю, число, то получится дробь, равная данной).


Отвечают на вопрос учителя.







- Дроби










Читают текст, испытывают затруднения в прочтении дробей.







- Это тоже дроби.









- Обыкновенные дроби, смешанные числа.

- Записи дробей с помощью дробной черты, 5/6.




- Правильными и неправильными.


- Дробь, у которых числитель меньше знаменателя.


- Дробь, у которой числитель больше знаменателя либо равен знаменателю.


- Это число, содержащее целую и дробную часть.


- Надо числитель разделить на знаменатель с остатком, полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части.


-Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа.


- Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже, не равное нулю, число, то получится дробь, равная данной.



3.Формулирование темы и цели урока (5 мин).


- А теперь, ребята, чтобы узнать название этих дробей, давайте выполним следующие задания.

  1. Сократите дроби:


= ,

= ,

= ,

= ,

= .


2. Приведите дроби к знаменателю 10, 100 или 1000:

, , , ,


3. Представьте обыкновенные дроби в виде смешанных чисел:

=2 , =4 , =3 , =5 , =2


4. Представьте в виде неправильной дроби числа: 5 = , 4 = , = ,6 = ,10 =


- Ребята, как называются дроби, которые мы и будем сегодня изучать?


- Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Понятие десятичной дроби».


- Ребята, как вы думаете, какую цель мы сегодня перед собой поставим? (Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, научится их сравнивать и выполнять действия с десятичными дробями, узнать, для чего они нужны).


- Правильно, на сегодня мы поставим пока цель дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, а остальное мы научимся выполнять на следующих уроках.


















































- Десятичные дроби.






- Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, научится их сравнивать и выполнять действия с десятичными дробями, узнать, для чего они нужны.


3. Изучение нового материала (10 мин).

- Ребята, запишите под диктовку следующие дроби: 2 , , , 3 , , , 15 , .

(Один человек записывает у доски).


- Что особенного в записи этих дробей вы заметили?


- Можем мы сказать, что знаменатели этих дробей представлены степенями числа 10?


- Ребята, такие дроби можно записать в более простой форме, в одну строку без знаменателей следующим образом, отделяя целую и дробную части запятой.

2 =2,1,

=0,3,

=0, 27,

3 =3,197,

=0,043,

=0, 007,

15 =15, 09,

=4 =4, 31.


- Такие дроби и называются десятичными дробями. Итак, дробь, записанную с помощью цифр и запятой, называют десятичной дробью. Мы будем рассматривать пока только положительные десятичные дроби.


- Перед запятой записывается целая часть дроби, после запятой – дробная часть дроби. Как мы видим, после запятой в записи десятичной дроби получается столько цифр, сколько нулей содержит знаменатель соответствующей ей обыкновенной дроби. Если в числителе меньше цифр, чем нулей в знаменателе, то перед числителем пишут нули (этих долей в дроби нет).


- Получаем правило записи десятичных дробей:

Правило: Чтобы обыкновенную дробь записать в виде десятичной дроби, нужно:

1) Записать целую часть числа и поставить запятую (целая часть правильной дроби равна нулю)

2) Записать дробную часть, в которой будет столько цифр, сколько нулей в записи знаменателя соответствующей обыкновенной дроби.

3) Если обыкновенная дробь неправильная, её нужно сначала представить в виде смешанного числа.


- Обращаю ваше внимание, что десятичная дробь - это не новый вид числа, а новый способ записи числа.


- Ребята, для того, чтобы понять, как правильно читать и записывать десятичные дроби, давайте вспомним таблицу классов и разрядов.


- Десятичные дроби, как и натуральные числа, записываются позиционным способом, когда значимость каждой цифры зависит от ее места в записи числа.


- Напомню, что в десятичной записи натурального числа единица младшего разряда в 10 раз меньше единицы соседнего разряда. Таким же свойством обладает и запись десятичных дробей.


- А как применить это правило к разряду единиц? Ведь для него нет младшего разряда! Да, разряд единиц – самый младший в записи натуральных чисел. Но правило к нему применить удастся, если мы будем иметь дело и с дробными числами. Продолжите последовательность 10000, 1000, 100, 10, 1, ……


- Единица предшествующего старшего разряда должна быть в 10 раз больше единицы каждого разряда. Что в 10 раз меньше, чем 1? Дробь 1/10. Вот люди и договорились правее разряда единиц помещать разряд десятых долей. А чтобы указать, где кончаются единицы и начинаются десятые доли, перед десятыми долями ставят запятую. Дальше идет разряд сотых, тысячных, десятитысячных, и т.д.

- Итак,

1-й разряд после запятой – десятые доли,

2-й разряд после запятой – сотые доли,

3-й разряд после запятой – тысячные доли,

4-й разряд после запятой – десятитысячные доли, и т д.


- Например, давайте вместе приведём названия разрядов числа 23,70549.


- Посмотрим, как это число запишется в таблицу разрядов.


- Как в таблицу разрядов запишутся следующие числа: , , , .


- Ребята, отсюда получаем правило чтения десятичных дробей.

Правило: При чтении десятичной дроби сначала читают её часть, стоящую до запятой, и добавляют слово «целых», а затем – часть, стоящую после запятой, и добавляют название последнего разряда.


- Ребята, давайте сформулируем правило записи десятичных дробей в виде обыкновенной дроби или смешанного числа.

Правило:

Чтобы десятичную дробь записать в виде обыкновенной дроби, нужно:

1)То, что стоит до запятой, записать целой частью числа;

2) То, что стоит после запятой, записать в числитель дробной части, а в знаменатель записать единицу и столько нулей, сколько цифр после запятой.












- У них у всех знаменатели записаны с помощью только 1 и 0.

- Да.













































































































Слушают учителя. Приводят названия разрядов.

2 – десятки,

3 – единицы,

7 – десятые,

0 – сотые,

5 – тысячные,

4 – десятитысячные,

9 – стотысячные.

4.Физкультминутка (1 мин).

- Молодцы! А теперь разомнёмся! Поиграем в игру «Хлопушка». «Я читаю числа, а вы как только услышите десятичную дробь – два раза хлопаете в ладоши»

3,7; ½; 5/6; 17,04; 5320; 6,008; 24, 5.




5. Первичное закрепление изученного материала (10 мин).

- Ребята, прочитайте следующие десятичные дроби: 1,8 ; 13,5; 0,11; 67, 68;

7,7777; 21, 029; 0, 1497; 0,0835; 2,8; 2, 08; 0, 208; 0,023.


-А теперь по учебнику выполняем №724(а,б,в), №725(а,б), №726(а,б).


- Следующее задание. Запишите числа в виде десятичных дробей:

, , , , , .


- Следующее задание. Запишите десятичные дроби, соответствующие следующим записям:

1) пять целых две десятых (5,2);

2) нуль целых восемь тысячных (0,008);

3) три целых двадцать пять тысячных (3,025);

4) шестнадцать целых пять сотых (16,05);

5) восемнадцать целых восемнадцать сотых (18,18);

6) пять целых пятнадцать десятитысячных (5,0015);

7) тридцать четыре целых сто пять стотысячных (34, 00105).


Читают десятичные дроби.





Обучающиеся выходят по очереди и у доски выполняют задания с комментарием.

5. Практический этап (5 мин).


- А теперь самостоятельная работа по вариантам.

(Контролирует выполнение заданий).


- Ребята, обменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его ответы, оцените.


Критерии оценивания работ:

За правильно решенные задания менее 8 заданий «2»;

9-12 заданий- «3»;

13-14 заданий- «4»;

Нет ошибок- «5».

Обучающиеся выполняют самостоятельную работу в рабочих листах, заполняя бланк ответов.


Затем меняются друг с другом листами, проверяют работу соседа и ставят оценку по критериям - взаимопроверка.

Ответы выводятся на экран



8. Домашнее задание (1 мин).


- Ребята, запишите домашнее задание.

(Задает домашнее задание и проводит инструктаж по домашнему заданию).

Работа с учебником п. 4.1, №724(г), №725(в,г), №726(в,г), №727

Дополнительное творческое задание – подготовить сообщение об истории возникновения десятичных дробей.


9. Рефлексия (2 мин).


- А теперь, ребята, подведем итог нашего урока. Давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок.


Учитель предлагает вопросы:

- Ребята, какова была тема нашего урока?


- Какую цель мы ставили перед собой?


- Достигли ли мы этой цели?



  1. К дробям с какими знаменателями применяют десятичную форму записи?

  2. Что в записи десятичной дроби отделяет целую часть от дробной?

  3. Сколько цифр содержит запись дробной части десятичной дроби?

  4. Назовите по порядку четыре разряда, идущих в записи десятичной дроби после запятой

  5. Как читают десятичную дробь?










- Ребята, как, вы, считаете, а где применяются десятичные дроби, для чего они нужны?







- Ребята, а теперь ответьте на вопросы.

- Что повторяли?

- Чему учились?

- Что было трудным?

- В чем требуется помощь?

- Что было интересно?

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя.



- Понятие десятичной дроби.


- Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби.


- Да.


- К дробям со знаменателями, представленными степенями числа 10.


- Запятая.

- Столько цифр, сколько нулей в знаменателе обыкновенной дроби.


- Десятые, сотые, тысячные, десятитысячные.


- При чтении десятичной дроби сначала читают её часть, стоящую до запятой, и добавляют слово «целых», а затем – часть, стоящую после запятой, и добавляют название последнего разряда.

- В науке и промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные дроби. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами.





Отвечают на вопросы учителя.


10. Итог урока (1 мин).


-На следующем уроке мы продолжим работать с этой темой и узнаем еще много интересного.

- Ребята, оцените свои знания, работу на уроке с помощью соответствующего смайлика.

– я не понял, у меня не все получилось






– я все понял, у меня почти все получилось







– я все понял, у меня все получилось







Нарисуйте его в своих рабочих листах.


- Наш урок подошёл к концу.

Я благодарю вас за сотрудничество на уроке, мне было приятно с вами работать. Вы старались давать грамотные, логичные ответы, вы умеете работать, внимательны, проявляете интерес к предложенным заданиям и умеете их выполнять.


- На сегодня получили оценки……

- Дополнительную оценку за урок поставлю за самостоятельную работу.

- Спасибо всем за урок. До свидания.





Оценивают свою работу.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!