2. Мотивирование к учебной деятельности. Актуализация знаний. (5 мин). | - Сегодня наш урок я хочу начать со слов чешского педагога-гуманиста, писателя Яна Амоса Коменского «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию». Как вы понимаете эти слова? - А теперь я предлагаю вам отгадать загадку: «Без чего обойтись не может барабанщик, охотник и математик?» (Дроби). - Как вы догадались, сегодня на уроке пойдет речь о дробях. Вы скажите, что вы уже изучили дроби и все о них знаете. Я предлагаю вам прочитать следующие предложения. «Масса пачки масла равна 0,4 кг» «Длина ковра равна 1,8 метра» «1 киловатт электроэнергии стоит 1,67 рублей» «1 кубический метр газа стоит 4,64 рублей» « Дмитрий в соревнованиях по бегу на 30 метров опередил Сергея на 0,02 секунды» «Энергетическая ценность каши составляет 78,67 килокалорий». - Как видим, с прочтением этих чисел вы испытывали затруднения. Как вы думаете, а что это за числа? (Это тоже дроби, но называются они по-другому). - Сегодня на уроке мы и узнаем, что это за дроби. - Так как говорить мы будем сегодня о дробях, давайте вспомним, что мы знаем о дробях. 1. Какие дроби вы знаете? (Обыкновенные дроби, смешанные числа). 2. Запись какого вида называют обыкновенными дробями? Приведите примеры. (Записи дробей с помощью дробной черты, 5/6). 3. Какими могут быть обыкновенные дроби? (Правильными и неправильными). 4. Какая дробь называется правильной? (Дробь, у которых числитель меньше знаменателя). 5. Какая дробь называется неправильной? (Дробь, у которой числитель больше знаменателя либо равен знаменателю). 6. Что такое смешанное число? (Это число, содержащее целую и дробную часть). 7. Как неправильную дробь преобразовать в смешанное число? (Надо числитель разделить на знаменатель с остатком, полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части, знаменатель оставить тем же). 8. Как смешанное число преобразовать в неправильную дробь? (Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа). 9. В чём заключается основное свойство дроби? (Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже, не равное нулю, число, то получится дробь, равная данной). | Отвечают на вопрос учителя. - Дроби Читают текст, испытывают затруднения в прочтении дробей. - Это тоже дроби. - Обыкновенные дроби, смешанные числа. - Записи дробей с помощью дробной черты, 5/6. - Правильными и неправильными. - Дробь, у которых числитель меньше знаменателя. - Дробь, у которой числитель больше знаменателя либо равен знаменателю. - Это число, содержащее целую и дробную часть. - Надо числитель разделить на знаменатель с остатком, полученное неполное частное записать как целую часть смешанного числа, а остаток – как числитель его дробной части. -Надо целую часть числа умножить на знаменатель дробной части и к полученному произведению прибавить числитель дробной части, эту сумму записать как числитель неправильной дроби, а в её знаменатель записать знаменатель дробной части смешанного числа. - Если числитель и знаменатель дроби умножить или разделить на одно и тоже, не равное нулю, число, то получится дробь, равная данной. |
3.Формулирование темы и цели урока (5 мин). | - А теперь, ребята, чтобы узнать название этих дробей, давайте выполним следующие задания. Сократите дроби: = , = , = , = , = . 2. Приведите дроби к знаменателю 10, 100 или 1000: , , , , 3. Представьте обыкновенные дроби в виде смешанных чисел: =2 , =4 , =3 , =5 , =2 4. Представьте в виде неправильной дроби числа: 5 = , 4 = , = ,6 = ,10 = - Ребята, как называются дроби, которые мы и будем сегодня изучать? - Откройте тетради, запишите число и тему урока: «Понятие десятичной дроби». - Ребята, как вы думаете, какую цель мы сегодня перед собой поставим? (Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, научится их сравнивать и выполнять действия с десятичными дробями, узнать, для чего они нужны). - Правильно, на сегодня мы поставим пока цель дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, а остальное мы научимся выполнять на следующих уроках. | - Десятичные дроби. - Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби, научится их сравнивать и выполнять действия с десятичными дробями, узнать, для чего они нужны. |
3. Изучение нового материала (10 мин). | - Ребята, запишите под диктовку следующие дроби: 2 , , , 3 , , , 15 , . (Один человек записывает у доски). - Что особенного в записи этих дробей вы заметили? - Можем мы сказать, что знаменатели этих дробей представлены степенями числа 10? - Ребята, такие дроби можно записать в более простой форме, в одну строку без знаменателей следующим образом, отделяя целую и дробную части запятой. 2 =2,1, =0,3, =0, 27, 3 =3,197, =0,043, =0, 007, 15 =15, 09, =4 =4, 31. - Такие дроби и называются десятичными дробями. Итак, дробь, записанную с помощью цифр и запятой, называют десятичной дробью. Мы будем рассматривать пока только положительные десятичные дроби. - Перед запятой записывается целая часть дроби, после запятой – дробная часть дроби. Как мы видим, после запятой в записи десятичной дроби получается столько цифр, сколько нулей содержит знаменатель соответствующей ей обыкновенной дроби. Если в числителе меньше цифр, чем нулей в знаменателе, то перед числителем пишут нули (этих долей в дроби нет). - Получаем правило записи десятичных дробей: Правило: Чтобы обыкновенную дробь записать в виде десятичной дроби, нужно: 1) Записать целую часть числа и поставить запятую (целая часть правильной дроби равна нулю) 2) Записать дробную часть, в которой будет столько цифр, сколько нулей в записи знаменателя соответствующей обыкновенной дроби. 3) Если обыкновенная дробь неправильная, её нужно сначала представить в виде смешанного числа. - Обращаю ваше внимание, что десятичная дробь - это не новый вид числа, а новый способ записи числа. - Ребята, для того, чтобы понять, как правильно читать и записывать десятичные дроби, давайте вспомним таблицу классов и разрядов. - Десятичные дроби, как и натуральные числа, записываются позиционным способом, когда значимость каждой цифры зависит от ее места в записи числа. - Напомню, что в десятичной записи натурального числа единица младшего разряда в 10 раз меньше единицы соседнего разряда. Таким же свойством обладает и запись десятичных дробей. - А как применить это правило к разряду единиц? Ведь для него нет младшего разряда! Да, разряд единиц – самый младший в записи натуральных чисел. Но правило к нему применить удастся, если мы будем иметь дело и с дробными числами. Продолжите последовательность 10000, 1000, 100, 10, 1, …… - Единица предшествующего старшего разряда должна быть в 10 раз больше единицы каждого разряда. Что в 10 раз меньше, чем 1? Дробь 1/10. Вот люди и договорились правее разряда единиц помещать разряд десятых долей. А чтобы указать, где кончаются единицы и начинаются десятые доли, перед десятыми долями ставят запятую. Дальше идет разряд сотых, тысячных, десятитысячных, и т.д. - Итак, 1-й разряд после запятой – десятые доли, 2-й разряд после запятой – сотые доли, 3-й разряд после запятой – тысячные доли, 4-й разряд после запятой – десятитысячные доли, и т д. - Например, давайте вместе приведём названия разрядов числа 23,70549. - Посмотрим, как это число запишется в таблицу разрядов. - Как в таблицу разрядов запишутся следующие числа: , , , . - Ребята, отсюда получаем правило чтения десятичных дробей. Правило: При чтении десятичной дроби сначала читают её часть, стоящую до запятой, и добавляют слово «целых», а затем – часть, стоящую после запятой, и добавляют название последнего разряда. - Ребята, давайте сформулируем правило записи десятичных дробей в виде обыкновенной дроби или смешанного числа. Правило: Чтобы десятичную дробь записать в виде обыкновенной дроби, нужно: 1)То, что стоит до запятой, записать целой частью числа; 2) То, что стоит после запятой, записать в числитель дробной части, а в знаменатель записать единицу и столько нулей, сколько цифр после запятой. | - У них у всех знаменатели записаны с помощью только 1 и 0. - Да. Слушают учителя. Приводят названия разрядов. 2 – десятки, 3 – единицы, 7 – десятые, 0 – сотые, 5 – тысячные, 4 – десятитысячные, 9 – стотысячные. |
5. Первичное закрепление изученного материала (10 мин). | - Ребята, прочитайте следующие десятичные дроби: 1,8 ; 13,5; 0,11; 67, 68; 7,7777; 21, 029; 0, 1497; 0,0835; 2,8; 2, 08; 0, 208; 0,023. -А теперь по учебнику выполняем №724(а,б,в), №725(а,б), №726(а,б). - Следующее задание. Запишите числа в виде десятичных дробей: , , , , , . - Следующее задание. Запишите десятичные дроби, соответствующие следующим записям: 1) пять целых две десятых (5,2); 2) нуль целых восемь тысячных (0,008); 3) три целых двадцать пять тысячных (3,025); 4) шестнадцать целых пять сотых (16,05); 5) восемнадцать целых восемнадцать сотых (18,18); 6) пять целых пятнадцать десятитысячных (5,0015); 7) тридцать четыре целых сто пять стотысячных (34, 00105). | Читают десятичные дроби. Обучающиеся выходят по очереди и у доски выполняют задания с комментарием. |
9. Рефлексия (2 мин). | - А теперь, ребята, подведем итог нашего урока. Давайте попытаемся понять, что же каждому из нас дал сегодняшний урок. Учитель предлагает вопросы: - Ребята, какова была тема нашего урока? - Какую цель мы ставили перед собой? - Достигли ли мы этой цели? К дробям с какими знаменателями применяют десятичную форму записи? Что в записи десятичной дроби отделяет целую часть от дробной? Сколько цифр содержит запись дробной части десятичной дроби? Назовите по порядку четыре разряда, идущих в записи десятичной дроби после запятой Как читают десятичную дробь? - Ребята, как, вы, считаете, а где применяются десятичные дроби, для чего они нужны? - Ребята, а теперь ответьте на вопросы. - Что повторяли? - Чему учились? - Что было трудным? - В чем требуется помощь? - Что было интересно? | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя. - Понятие десятичной дроби. - Дать понятие десятичной дроби, научится читать и записывать десятичные дроби. - Да. - К дробям со знаменателями, представленными степенями числа 10. - Запятая. - Столько цифр, сколько нулей в знаменателе обыкновенной дроби. - Десятые, сотые, тысячные, десятитысячные. - При чтении десятичной дроби сначала читают её часть, стоящую до запятой, и добавляют слово «целых», а затем – часть, стоящую после запятой, и добавляют название последнего разряда. - В науке и промышленности, в сельском хозяйстве десятичные дроби используются значительно чаще, чем обыкновенные дроби. Это связано с простотой правил вычислений с десятичными дробями, похожестью их на правила действий с натуральными числами. Отвечают на вопросы учителя. |