Урок математики в 6 классе по теме «Сложение целых чисел»
Сложение целых чисел
Наши цели:
- Открыть алгоритм сложения целых чисел
- Сформулировать правила сложения чисел одного знака и чисел разных знаков.
- Учиться складывать целые числа с использованием открытого алгоритма
Мотивационные вопросы:
- - Насколько для меня важно достигнуть поставленных задач урока?
- - Где в повседневной жизни я могу использовать знания о сложении чисел с разными знаками, отрицательных чисел?
- - Что мешает мне сосредоточиться на теме урока?
- - Какую личную цель я ставлю на данный урок?
Запишите числа: - 15, +10, - 3, 2, - 7, 0, - 4, 9, +7, - 10.
Назовите:
- - отрицательные числа;
- - натуральные числа;
- - положительные числа;
- - целые числа.
Выделите квадратиком противоположные числа, обведите в кружочек – наименьшее целое число, обведите в треугольник – наибольшее целое число.
23
- 478
0
56
-12
- 25
Ян Видман,
его книга «Быстрый и счастливый счет для всего купечества» вышла в 1489 году
На счете мобильного телефона было 0 рублей.
- На счет положили 33 руб., а потом ещё 45 руб. Сколько денег на счете?
- Со счета мобильного телефона потратили 83 руб., а потом ещё 36 руб. Сколько денег на счете?
- На счет положили 50 руб., а потратили 35 руб. Сколько денег на счете?
- На счет положили 14 руб., а потратили 36 руб. Сколько денег на счете?
(по ходу решения задач оформляем таблицу)
Доход/расход
+ 33
Доход/ расход
- 83
Итого
+ 45
+ 50
- 36
+ 78
- 119
- 35
+ 14
+ 15
- 36
- 22
Исправь ошибки и объясни
-5 + 2=7
-4+(-1)=3
5+(-2)=-3
10+(-1)= - 9
- 5 + (-3) = - 2
-2 + 2 = - 4 12+ (- 6) = - 6
-3 + 3 = 0
16+(-2)=18
Сформулируем алгоритмы
- Сумма двух положительных чисел положительна, а сумма двух отрицательных чисел отрицательна.
- Сумма двух чисел разных знаков может быть как положительным числом, так и отрицательным. Знак суммы зависит от того, какое число «перевесило» – положительное или отрицательное .
Вычислите:
-15
-13
9
5
0
- 5 + 0 =
- 0 + (-7) =
- 7 + (-7) =
- - 3 +(- 5) =
- - 7 + ( - 2) =
- - 7 + 5 =
- 9 + (-3) =
- 5 + (-8) =
-5
-2
6
-8
-9
-7
-3
Вычисли сумму и расшифруй имя индийского математика и астронома, который первым сформулировал правила действий с целыми числами
a
-3
b
- 2
- 10
a+b
- 20
- 10
9
- 10
7
-9
-7
0
- 4
-7
11
1
-5
-8
-8
9
-9
-4
0
- «Имущество и имущество есть имущество»
- «Сумма двух долгов есть долг»
- «Сумма имущества и долга равна их разности»
- «Сумма долга и нуля есть долг»
- «Сумма имущества и нуля есть имущество»
- «Сумма двух нулей есть ___»
ок. 598—670 г.г.
Законы математики можно проследить в экономике
прибыль
прибыль
+
→ прибыль
Сложение положительных чисел
Законы математики можно проследить в экономике
долг
→ долг
+ долг
Сложение отрицательных чисел
Законы математики можно проследить в экономике
прибыль
долг
прибыль
долг
Сложение чисел с разными знаками
холодная → тёплая сложение чисел с разными знаками горячая холодная → прохладная " width="640"
Законы сложения чисел с разными и одинаковыми знаками можно наблюдать в физических явлениях
Смешивание горячей и холодной воды
холодная + холодная → холодная
горячая + горячая → горячая
сложение отрицательных чисел
сложение положительных чисел
горячая холодная → тёплая
сложение чисел с разными знаками
горячая холодная → прохладная
Вычислите и расположите ответы примеров в порядке убывания, сопоставив их с соответствующими буквами.
Если вычисления выполнены верно, то получится слово –
название второго по высоте действующего вулкана в мире
(Л)
(–30) + (+11)
(О)
(–99) + (–67)
(Ю)
(Ь)
(+80) + (–100)
(Л)
(К)
(+12) + (–8)
(–5) + (–77)
(+7) + (–20)
(Ь)
(Й)
(Я)
(–1) + (–2)
(–4) + (–6)
(Ь)
(–2) + (+50)
(–30) + (+25)
(Я)
(–22) + 0
(Л)
(–20) + (+20)
Льюльяйлья́ко ( исп. Llullaillaco ) — действующий вулкан в хребте Западной Кордильеры Перуанских Анд , на границе Чили и Аргентины . Имеет абсолютную высоту 6739 м, относительную — почти 2,5 км. На вершине — вечное оледенение. Последнее взрывное извержение датируется 1877 годом. Льюльяйльяко — самый высокий из действующих вулканов планеты, второй по высоте вулкан в мире и седьмая по высоте вершина западного полушария . Льюльяйльяко также является известным археологическим памятником — в 1999 году на его вершине были обнаружены мумифицированные тела трёх детей инков (мальчик и девочка 4-5 лет, девочка 13 лет), предположительно принесённые в жертву 500 лет назад.
Расставьте числа -5, -4, -3, -1, 0, 1, 3, 4, 5 так, чтобы суммы трех чисел по всем прямым линиям были одинаковы.
Решаем с комментированием
Раздаточный лист
№ 5, 6, 21, 22, 26
Подведем итоги
Рефлексия деятельности
1.
«+»,
«-»
Я понял, как складывать числа с
одинаковыми знаками.
2.
Я понял, как складывать числа с
разными знаками.
3.
Я научился применять алгоритмы сложения целых чисел при решении примеров.
4.
Я знаю, как применять правила, но при решении примеров допускал ошибки
5.
Данная тема не вызвала у меня затруднений.
Задание на дом
- Учебник: п. 36 стр. 170 – 171 правила.
- Раздаточный лист № 1, 12-19, 23-25, 27
по вариантам 1) (а, г); 2) (б, в)