Тема урока: Порядок выполнения действий.
Тип урока : урок «открытия» новых знаний.
Цель урока: познакомить с порядком действий при вычислении арифметического выражения без скобок, которое содержит действия первой и второй ступени.
Планируемый результат
Предметные умения:
- использовать порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, которое содержит действия первой и второй ступени.
Метапредметные:
Познавательные умения:
- формировать умение определять порядок действий при вычислении арифметического выражения без скобок, содержащего действия первой и второй ступени, и обосновывать своё мнение.
Регулятивные умения:
- определять и формулировать цели деятельности на уроке;
- выполнять учебное действие в соответствии с правилом;
- осуществлять самоконтроль;
- самостоятельно давать оценку своей деятельности на уроке.
Коммуникативные умения:
- формировать умение работать в парах, осуществлять взаимный контроль;
- слушать и понимать речь других;
- формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Личностные:
- проявлять интерес к изучению темы;
- позитивное отношение к решению возникшей проблемы;
- понимание собственных достижений при освоении учебной темы.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник «Математика. 2 класс», тетради, ручки.
Ход урока:
I. Организационный момент. (1 мин.)
Мы гостей сегодня ждали
И с волнением встречали.
Теперь должны им показать,
Как умеем мы писать,
Думать, мыслить и считать,
На вопросы отвечать.
II. Актуализация знаний. (5 мин.)
- Ребята, я знаю, что вы любите спортивные эстафеты, игры. Чтобы победить в спорте, что необходимо делать? (Тренироваться.)
- Кроме физической силы и красоты, чем должен обладать человек? (Умом.)
- В этом нам поможет математика - гимнастика для ума.
Математика пришла,
Занимай свои места!
Чтоб от безделья не зевать,
Полезно “ голову ломать”!
- Как вы понимаете фразу “ломать голову”? (Думать, находить ответ.)
1. Все вы любите бегать, предлагаю - «Бег по кругу»: (Слайд 1)
9 : 3 3 х 4 14 - 5 2 + 8
10 - 3 6 : 3 7 х 2 12 : 2
Шифровка: расположите ответы в порядке возрастания и вы узнаете слово, которое нам поможет определить тему урока. (Слайд 2)
3 12 6 2 10 7 14 9 Е И Й Д В С Я Т
- Перевернем карточки, какое слово получилось? ДЕЙСТВИЯ (Слайд 3)
- Назовите арифметические действия. (Ответы появляются на слайде 4)
- Назовите компоненты при сложении, вычитании, умножении, делении.
- Сегодня на уроке мы будем работать с выражениями, в которых встретятся изученные действия. Узнаем о них новое.
- Разминка окончена, начинаем основную тренировку.
2. Игра «Третий лишний » (Слайд 5)
3+8-5= 4х3:6= 16-8:2= 5 + 5 + 5 = 18:3:3=
- На какие группы можно разделить выражения?
- Выберите выражения, состоящие только из сложения и вычитания (в 1столбик)
- Только из умножения и деления (во 2 столбик)
- Найдите значения выражений (фронтальная работа)
- Сложение и вычитание – действия первой ступени. Умножение и деление – действие 2 ступени. (ПАМЯТКА на доску)
- Знаем, как решать такие примеры? В каком порядке выполняем вычисления? (по порядку слева направо)
- Как вы понимаете, что такое порядок? (Чистота, когда убрано.)
- А нужен ли порядок в математике? Для чего он нужен? (Чтобы не запутаться, чтобы было легче, чтобы было понятнее…)
- Что заметили? (Есть выражение, в котором есть действия и первой, и второй ступени. 16-8:2=)
3. Назовите это выражение. (16-8:2=)
- Найдите значение выражения, запишите ответ на листочке.
- Какие ответы получились у вас? (4, 12)
- Почему в одном и том же выражении получились разные результаты? Обоснуйте? Как вы считали? Какое действие сначала выполнили? Кто же прав?
III. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности. (2 мин.)
- У нас возникли затруднения? С чем они связаны?
- Почему же получились разные ответы? (разный порядок действий)
- Какой же порядок действий считается правильным? Над этой проблемой мы и будем работать.
- Сформулируйте тему нашего урока. «ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ» (Слайд 6)
- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок? (познакомиться с порядком действий при вычислении арифметического выражения, которое содержит действия первой и второй ступени)
- А для чего это нам нужно? (Выслушиваются варианты ответов.)
IV. Открытие нового знания. (6 мин.)
- Как мы можем выяснить кто прав? (Воспользоваться информацией в учебнике, спросить учителя и т.д.)
- Я предлагаю вам получить информацию по нашей теме у Ивана Ивановича Самоварова - знатока Математики. Прочитать правило по учебнику с. 97.
Дети читают сначала про себя, затем вслух 1-2 ученика.
- Какие главные слова вы бы подчеркнули в этом правиле? ( Сначала умножение и деление. Затем сложение и вычитание).
- Кто повторит правило? Правило нужно запомнить!
- Сформулируйте правило о том, как выполняются действия в выражениях 1 и 2 ступеней.
- Сформулируем алгоритм вычисления.
1. Если выражение включает в себя действия только одной ступени, то тогда все операции выполняются по порядку слева направо.
2. Если в выражении присутствуют действия двух ступеней. Тогда в первую очередь выполняются действия второй ступени, а во вторую -действия первой ступени.
V. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи. (8 мин.)
1. - Получили новые знания, применим их на практике.
№3 с. 98 один у доски с комментированием, остальные в тетради.
- Определите порядок выполнения действий в арифметическом выражении и выполните вычисления. (1,2 столбик)
2. Работа в парах.
- Устно объясните друг другу решение примеров в №3 (3ст). Первый вариант объясняет первый пример соседу. Потом наоборот: второй пример в этом столбике объясняет второй вариант. (Как только пары справились с заданием, они поднимают руки, взяв друг друга за руки)
- Какие ответы у вас получились? Оцените себя.
VI. Физкультминутка. (1 мин.)
Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!
Мы ногами топ – топ, мы руками хлоп – хлоп,
Мы глазами миг – миг, мы плечами чик – чик.
Раз - присели, два - привстали, руки к верху мы подняли,
Сели – встали, сели – встали и на месте зашагали.
Но закончилась игра – заниматься нам пора.
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин.)
№3 с. 98 (4 столбик) Проверка
- Каким алгоритмом пользовались при вычислении?
- Встаньте те, у кого нет ни одной ошибки!
VIII. Включение нового знания в систему знаний и повторений. (11 мин.)
1. Составление выражения. ( № 7. С.98 )
- Запишите арифметическое выражение, используя рисунок. (работа в парах)
Чья пара закончила работу первой - пишет решение на доске.
2. Решение задачи. (№ 10 с.99). (4 мин.)
«На ёлку повесили 14 красных шаров, а жёлтых на 9 меньше. Сколько всего красных и жёлтых шаров повесили на ёлку?»
- Можем сразу ответить на главный вопрос задачи? Почему? (Нет. Не знаем сколько жёлтых шаров повесили)
- Можем узнать? (Да),
- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на этот вопрос?
- Теперь сможем ответить на главный вопрос задачи?
- Какое действие нужно выполнить, чтобы ответить на главный вопрос?
Решите задачу. Даю вам на это 3 минуты.
Запишите решение. Проведите взаимопроверку в парах.
1) 14-9=5(ш.) – жёлтых.
2) 14+5=19(ш.) – всего.
Ответ: всего 19 жёлтых и красных шаров повесили на ёлку.
- А теперь запишите решение выражением?
Взаимопроверка.
- Поменяйтесь тетрадями, проверь работу соседа.
- Поднимите руку те, кто может похвалить своего соседа. Поставьте плюс, если ваш сосед справился с заданием верно.
3. Бег парами. Распределение на пары. На доске выражения:
7х2-6= 10:2+8= 6+9:3= 8+8:4= 10-4х2= 2х3+14=
20:4+6= 5х3-14= 16-4:2=
У детей карточки с ответами 8, 13,9, 5,10, 4, 2. 12, 20, 11, 1, 14, 6.
- Найти своё выражение и выйти к доске
(Если есть ошибки) - Почему произошли ошибки?
Вывод: необходимо хорошо знать порядок действий.
IX. Рефлексия учебной деятельности. Самооценка. (2 мин.)
- Достигли мы цели урока?
- Что узнали?
- У кого были затруднения при изучении темы?
- Что помогло преодолеть трудности? (знания, внимательность, взаимовыручка, хорошее настроение)
- Какие задания понравились больше всего?
- На полях поставьте сами себе оценку (Слайд 7):
Синий кружок – у меня все получилось, я собой доволен.
Зеленый кружок – у меня были трудности, но я с ними справился.
Красный кружок – у меня ничего не получилось.
- Итак, ребята, вы поднялись ещё на одну ступеньку знаний! Поздравляю!
X. Задание на дом. (1 мин.)
- Теперь вы обязательно справитесь с домашней работой. Запишите в дневниках задание: №8, №9 с.99 учебника.