Учитель | Яковлева Светлана Викторовна |
ОУ | Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Боровичи |
Предмет | Математика |
Класс: | 2 |
Тема урока | Свойства прямоугольника |
Используемая образовательная технология | Технология деятельностного метода обучения |
Тип урока | Урок открытия новых знаний |
Форма урока | Урок- путешествие |
Цель урока | Создание условий для овладения основами знаний по геометрии: ознакомление со свойствами прямоугольника |
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся со свойствами прямоугольника; учить применять полученные знания на практике Развивающие: развивать вычислительные навыки; математическую речь, пространственное мышление Воспитательные: воспитывать интерес к изучению математики |
Планируемые результаты | Метапредметные: Познавательные УУД: Сравнивать и классифицировать геометрические фигуры; ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания), для решения учебной задачи; добывать новые знания: Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; высказывать свою версию решения учебной задачи, пытаться предлагать способ её проверки, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты); определять успешность выполнения своего знания в диалоге с учителем. Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других ;сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре. Личностные: Самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве, ориентироваться на понимание причин личной успешности / неуспешности в освоении материала |
Метод познавательной деятельности | Эвристический |
Организация пространства | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах |
Базовый учебник | Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений : в 2 ч. Ч..2 В. Н. Рудницкая, Т. В. Юдачева - М. : Вентана- Граф 2012. (Начальная школа 21 века) |
Новые знания и умения | Геометрия, диагональ, противоположные стороны, свойства |
Оборудование | Мультимедиа презентация. Экран, компьютер Раздаточный материал; конверты с геометрическими фигурами, карточки для устного счета. Измерительные инструменты: линейка, треугольник. веревочка Рабочая тетрадь на печатной основе, цветные карандаши( синий и красный0- |
Этап урока | Действия учителя | Действия ученика | ФормируемыеУУД |
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: -включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне | Проверяет готовность к уроку Создает эмоциональный настрой для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Слайд 1. Математику надо учить Она приводит ум в порядок И не стоит ее не любить- Ведь она страна вечных загадок - Что нужно каждому ученику на уроке для успешной работы? Вы хороший дружный класс, все получится у вас! | Показывают готовность к уроку, включаются в учебную деятельность Отвечают на вопрос учителя | Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности, правильно идентифицировать себя с позицией школьника Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место |
2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Цели: -организовать актуализацию умений разбивать геом. фигуры на группы по заданным признакам; -организовать выполнение учащимися пробного учебного действия; -организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. | Выявляет уровень знаний. Предлагает задания для отработки устных вычислений Слайд 2. Найдите сумму чисел 47 и Сколько лап у 4 жаб? Уменьшаемое 12, вычитаемое 5 . Чему равна их разность? Сколько хвостов у 9 ослов? Число, в 6 раз меньшее, чем 30 Сколько рогов у 6 коров? Число, в 4 раза больше, чем 8 17умножить на 0 Делимое 48, делитель 6. Найдите частное Какую цифру получили? (4) – это не только хорошая оценка, но и ключ к открытию новых знаний.) -Догадайтесь. в какую необычную математическую страну мы совершим путешествие? Слайд 4 Что изучает геометрия? Назовите геометрические фигуры Какие здесь 2 лишние фигуры, отгадайте Как одним словом назвать оставшиеся фигуры? Почему? Какой многоугольник лишний и почему? Что объединяет прямоугольник и квадрат? -Назовем признаки этих фигур -Есть ли среди четырехугольников похожие? Слайд 5 Какие признаки помогли вам определить эти фигуры? Фиксирование затруднения Сможете ли вы назвать отличительные особенности прямоугольников (свойства)? – прикрепляет к доске слово свойства | Выбирают цветной карандаш, соответствующий настроению и раскрашивают число на карточке, которое является ответом к прочитанному примеру Получают число Слайд 3 ![](https://fhd.multiurok.ru/0/7/5/07554dd78afac409cbf8f052a17e52fc0276c8d0/urok-matiematiki-11_1.png) -Геометрия -Геометрические фигуры -Перечисляют хором -Овал, круг–(исчезают на слайде) -Многоугольники (одинаковое количество сто-рон, углов, вершин) -Лишний треугольник, т. к. все остальные фигуры – четырёхугольники) : 4 угла, 4 вершины, 4 стороны, прямые углы. у квадрата все стороны равны (на доску прикрепляют слово признаки) Фиксируют индивидуальное затруднение «Я не знаю» | Коммуникативные планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками Познавательные: логические-анализ объектов с целью выделения признаков; формулирование ответов на вопросы; описание предмета;: отличать новое от уже известного с помощью учителя; |
3.Выявление места и причины затруднения Цели: - выявить место (шаг, операция) затруднения; - зафиксировать во внешней речи причину затруднения | Организует выявление места затруднения. - В каком месте возникло затруднение? Почему? Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения. | Под руководством учителя выявляют место затруднения. Проговаривают причину затруднения с помощью учителя (не знаем свойств) | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя , постановка и формулировка проблемы Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной форме |
4.Построение выхода из затруднения Цели: - организовать постановку цели урока; - организовать составление совместного плана действий; - определить средства; - уточнить следующий шаг учебной деятельности. | Организует постановку цели урока. - Какую цель перед собой ставим? Как будет называться тема нашего урока? Давайте проведём исследование. Предмет исследования – прямоугольник Организует составление совместного плана действий. Организует определение средств. | . С помощью учителя определяют цель урока, формулируют тему. Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя 1.Проведем исследование . 2.Сделаем выводы 3. Сопоставим свои предположения с учебником Называют средства (свой опыт, учебник, учитель) | Регулятивные: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему, планировать учебную деятельность на уроке. Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения; умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу, |
5.Реализация построенного проекта Цели: - реализовать построенный проект в соответствии с планом; - зафиксировать новое знание в речи и знаках; - организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения; - уточнить тему урок Релаксация (физминутка). | Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом Предлагает совершить математическое путешествие Мы получили ключ в царство прямоугольников, давайте войдем туда и получим подсказки Слайд 7 -Назовите числа в порядке возрастания и вы прочитаете мудрое высказывание: Организует практическую работу с раздаточным материалом в парах Слайд 8 Обратите внимание на стороны прямоугольника что интересное вы заметили? . - Сколько пар противоположных сторон имеет прямоугольник Как можно назвать стороны, которые находятся напротив друг друга – Почему они так называются? А что это значит: стороны, находящиеся друг напротив друга одинаковые? Выполним практическую работу в тетради Проверьте правильность выполнения друг у друга – А как доказать, что противо-положные стороны прямоугольника равны? Работаем в парах по рядам: 1 ряд измеряет линейкой противоположные стороны 2 ряд – сгибанием (сложить пополам) 3 ряд с помощью веревочки Какой сделаем вывод? -Итак, какое мы открыли первое свойство? Слайд 9 - Соедините вершины противоположных углов прямоугольника прямой линией. Вы получите две линии. Кто знает, как они называются? - Ваша задача: сравнить длины диагоналей. Как вы можете это сделать? -Измерьте длины диагоналей прямоугольника. Сделайте вывод Оцените работу в паре в оценочных листах Проводит физкультминутку Столько раз руками хлопнем 25:5 Столько раз ногою топнем 16:4 Мы присядем столько раз 27:9 И наклонимся сейчас 12:6 Мы потянемся вот столько 16:4 Ай, да счет! Игра и только! | Слайд 6 Проходят испытание на знание 4 действий с цифрой 4. Чтобы получить ключ в страну Геометрия Читают: «Лучший способ изучить что- либо, это открыть самому». Проговаривают правила работы в парах Стороны, находящиеся друг напротив друга – одинаковые) 2 Противоположными Положены друг против друга Равны по длине Выполняют с. 58, №1, Осуществляют взаимопроверку Предлагают способы Выполняют практическую работу Открывают первое свойство прямоугольника ( длины противоположных сторон равны) Диагональ Предлагают способы Открывают второе свойство: длины диагоналей прямоугольника равны Оценивают свою работу Выполняют математическую физкультминутку | Коммуникативные: учиться работать в паре, совместно договариваться о правилах общения, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других Регулятивные: умение работать по коллективно составленному плану Познавательные: перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи Цель:- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи. | Какие же свойства прямоугольника вы для себя открыли? Как вам это удалось? Где мы можем проверить свои выводы? Организует работу по учебнику | Перечисляют свойства Сверяют выводы по учебнику с.116, еще раз проговаривают свойства прямоугольника | Регулятивные: работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие инструменты). Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме Познавательные : освоение методов информационного поиска, овладение способностью выделять информацию, содержащую существенные признаки |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу Цели: -организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание; -организовать самопроверку по эталону, самооценку; - организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. | Предлагает выполнить задание, в котором можно применить полученные знания. – Обязательно ли измерять длины сторон? – Какие знания помогут вам выполнить выполнения задание?
Проверим правильность выполнения задания Пригодятся ли эти знания в жизни? Где? | С. 116, №5 выполняют задание самостоятельно; называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Выполняют самопроверку, самооценку. На уроках технологии, геометрии.. | Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция. оценка качества и уровня усвоения |
8. Включение в систему знаний и повторения Включить новый способ действий в систему знаний при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. | Организует выполнение заданий в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Помоги Копатычу сделать ровную грядку прямоугольной формы | Выполняют задание на нелинованной бумаге Объясняют способ выполнения задания. Работают самостоятельно | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке - зафиксировать новое содержание урока; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Домашнее задание: | Организует фиксирование нового содержания. Организует рефлексию .– Как называется раздел математики, в котором мы сегодня работали? Какую учебную задачу ставили на уроке? Удалось решить поставленную задачу? Каким способом? Оцените свою учебную деятельность Руки вверх – Новый материал мне понятен я работал на уроке с желанием, был уверен в себе. Руки в стороны – я работал на уроке с желанием, но не очень уверенно. Руки вниз – я работал на уроке неуверенно, стеснялся при ответе Начертить и вырезать прямоугольник и квадрат на альбомном листе. | . Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою учебную деятельность | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки. Личностные способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные : умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. . |