Цели деятельности учителя | Главная дидактическая цель: формировать правильные навыки деления с остатком; способствовать развитию математической речи, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления; воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать УУД: Регулятивные: умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по составленному плану; оценивать правильность выполнения действия; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умения оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умения ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке) |
Планируемые образовательные результаты | Личностные: уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; ориентироваться на понимание причин успешной учебной деятельности. Предметные: уметь выполнять деление с остатком. Метапредметные: Регулятивные – уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке, работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные- уметь ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке); уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию; строить логические цепочки рассуждений |
Основные понятия | Делимое, делитель, неполное частное, остаток |
Тип урока | Урок закрепления знаний |
Ресурсы | Учебник «Математика» 5 класс (Мерзляк А.Г, Полонский В.Б., Якир М.С.), рабочая тетрадь Комплект карточек для повторения Раздаточный материал: листы Рабочей тетради. Сигнальные карточки красного, жёлтого и зеленого цвета. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах. |
Технология проведения | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Деятельность учеников | Планируемые результаты |
предметные | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
I этап. Самоопределение к деятельности (орг момент, проверка ДР). |
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. Проверка д/з | Организует положительное самоопределение ученика к деятельности на уроке. Демонстрирует на слайде готовые ответы д/з | Давайте проверим домашнее задание №523(2) 1) 2 (ост 4). 2) 12 (ост 1). 3) 17 (ост 1). 4) 47 (ост 0). 5) 531 (ост 3). 6) 10953 (ост 4). 7) 137580 (ост 3). №529 1) 176 : 20 = 8 (ост16).(ящиков) –полных. 2) 8+1 = 9 (ящиков) –всего. Ответ: 9 ящиков. | Проверяют д/з, самопроверка | У учащихся возникает положительная эмоциональная направленность. | -уметь слушать и понимать речь других. - уметь оценивать правильность выполнения действий. |
II этап. Учебно-познавательная деятельность |
1. Мотивация к учебной деятельности. Цели: -актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности -создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | Организует устную работу, создаёт условия для формирования внутренней потребности учеников во включении в учебную деятельность | - Давайте вспомним, что мы изучали на предыдущем уроке. - Назовите тему урока. - Сформулируйте и произнесите цель урока. - Откройте учебник стр. 132. Будем отвечать на вопросы 1 Каким свойством обладает неполное частное при делении с остатком? 2 Сравните остаток и Деятель. 3 Сформулируйте правило нахождения делимого при делении с остатком. 4 Как записывают в буквенном виде правило нахождения делимого? 5 В каких случаях говорят, что одно натуральное число делится нацело на другое? Сопоставьте примеры и ответы: 13:5= | | 2(остаток 3) | 15:4= | | 3(остаток 3) | 28:9= | | 3(остаток 1) | 14:6= | | 2(остаток 2) | Учитель записывает, проговаривая тему. Повторяет еще раз цель урока. | -Занимались делением чисел с остатком -Деление с остатком -Правильно выполнять деление с остатком 1 Неполное частное – это наибольшее число, произведение которого на делитель меньше делимого. 2 Остаток всегда меньше деятеля 3 Чтобы найти делимое, надо делитель умножить на неполное частное и прибавить остаток. 4 a=bq+r 5 Число делится нацело на другое, если остаток равен 0. Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета. Открывают тетради, записывают число, тему. | Знают название компонентов деления с остатком. Знают, что не всегда можно выполнить деление нацело. Умеют выполнять деление с остатком | -уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной форме. -уметь оформлять свои мысли в устной форме; - уметь оценивать правильность выполнения действий. -уметь высказывать своё предположение. - уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую - уметь работать с источником информации. |
2 Актуализация знаний Закрепление знаний с проговариванием во внешней речи | Организует работу в тетради и у доски. | №521(3) 3196:74= | 43(ост 14). | 6516:204= | 31(ост 192). | 12387:185= | 66(ост 177). | | Ребята выполняют упражнения в тетради и у доски проговаривая выполнение. Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета. | Знают название компонентов деления с остатком Умеют выполнять деление с остатком | -уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. -уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. - уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Физкультминутка | Организует физкультминутку. | Быстро встали, улыбнулись, Выше-выше подтянулись. Ну-ка плечи распрямите, Поднимите, опустите. Вправо, влево повернитесь, Рук коленями коснитесь. Сели, встали, сели, встали, И на месте потоптались А теперь представим, детки, Будто руки наши – ветки. Покачаем ими дружно, Словно ветер дует южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно. Подравнялись, тихо сели И на доску посмотрели. | Ребята выполняют упражнения для двигательного аппарата. | | -уметь слушать и слышать. -саморегуляция |
| Организует работу в тетради и у доски. | № 530 Заполнить таблицу Делимое | Делитель | Неполное частное | Остаток | 22 | 6 | 3 | 4 | 45 | 7 | 6 | 3 | 13 | 5 | 2 | 3 | 29 | 8 | 3 | 5 | | Ребята выполняют упражнения в тетради и у доски проговаривая выполнение. Высказывают своё согласие или несогласие с ответом товарищей при помощи сигнальных карточек зелёного или красного цвета. | Знают название компонентов деления с остатком Умеют выполнять деление с остатком | -уметь слушать и понимать речь других, оформлять мысли в устной и письменной форме. -уметь проговаривать последовательность действий на уроке, высказывать своё предположение. - уметь формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно; -определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата |
Работа в паре | Организует работу в парах | (учитель контролирует) № 223 Рабочая тетрадь(стр 81) 1) 394:24= 2) 2456:47= 3) 7521:28= 4) 12376:206= ОТВЕТЫ НА СЛАЙДЕ 1) 16 (остаток 10) 2) 52 (остаток 12) 3) 268 (остаток) 4) 60 (остаток) КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ 1 - «2» 2 - «3» 3 - «4» 4 - «5» | Работают индивидуально. Осуществляют взаимопроверку в паре. | Умеют выполнять деление с остатком | -уметь выполнять работу по предложенному плану - уметь оценивать правильность выполнения действий. |
III этап. Рефлексивная деятельность |
1 Домашнее задание | Объясняет д/з. | № 531, 532, 615(2,3) | Работа с дневниками. | | |
2 Итог урока Выставление оценок | Организует фиксирование нового содержания. Выставляет оценки за урок. | - Давайте подведем итог работы на уроке. - Назовите тему урока. - Какую цель мы ставили на уроке? - Достигли ли цели? | Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Знать правило нахождения неизвестного делимого при делении с остатком | - уметь проговаривать последовательность действий на уроке - уметь выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
3 Рефлексия учебной деятельности на уроке | Организует рефлексию. | Оцените свою активность на уроке. На уроке я: • активно работал(а); • работал(а), но не активно; • был(а) пассивен(на). | Оценивают свою активность при помощи сигнальных карточек зелёного, желтого и красного цвета. | | - уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки - уметь осуществлять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности. |