Урок по математике в 6 классе «Математическое кафе».
Урок проводится в игровой форме в рамках предметной недели.
Цель урока: повторение изученного материала через решение развивающих задач, развитие логического мышления учащихся, привитие интереса к предмету.
Задачи:
Развитие навыков работы в команде.
Формирование грамотной математической речи.
Развитие логических приемов мышления, умения обобщать, осмысливать и применять ранее полученные знания, способствовать повышение мотивации к предмету.
Развивать через игровые моменты образное и ассоциативное мышления учащихся.
Развитие межпредметных связей умения применять математические знания в других образовательных областях.
Предмет математики настолько серьезен,
что полезно не упускать случаев делать
его немного занимательным
Паскаль.
На доске плакат
Меню.
Салаты:
- математическое ассорти (считай, смекай, отгадывай);
- математический винегрет (задачи на смекалку, ребусы)
Первые блюда:
- уха математическая;
- солянка геометрическая.
Вторые блюда:
- квадратики с начинкой;
- рулетики с цифрами.
Напитки:
- математический коктейль.
Десерт:
- математические софизмы.
Класс заранее разбивается на две команды. Каждая команда придумывает название, эмблему и выбирает капитана. В жюри приглашаются учащиеся старших классов.
Ход урока.
Знакомство с командами и членами жюри.
Каждая команда представляет себя (название, эмблема) и своих шеф-поваров
(капитанов).
Для приготовления первых блюд приглашаются по 2 участника из каждой команды, которые должны, используя свои литературные познания составить рецепты математических блюд
.
Задание 1 команде: сочинить рецепт приготовления математической ухи.
Задание 2 команде: сочинить рецепт приготовления геометрической солянки
Участники уходят готовить свои блюда, а с остальными членами команд идет
приготовление салатов. Учащиеся отвечают на вопросы учителя, за каждый
правильный ответ команде присуждается 1 балл.
Салаты
А) Математическое ассорти.
- что больше: сумма или произведение 0123456789? (сумма);
- анаграммы: АМПРЯЯ (прямая); РЕЗОТОК (отрезок); РЕПИТРЕМ (периметр);
ЕНДИЕЛЕ (деление).
- где должна стоять цифра 10? 1 5 7 (внизу после 9, т.к. 1,5,7 состоят
---------------- из четырех букв);
2 3 4 6 8 9
- вставить нужные цифры вместо знака вопроса:
а) 5 7 4 б) 3 4 7 в) 9 7 3 5 (ответы: а) 7; б) 6; в) 4).
3 6 7 4 5 9 8 ?
8 ? 1 2 ? 8
Б) Математический винегрет.
- в семье 2 отца и 2 сына. Сколько это человек? (3)
- половина – треть числа. Какое это число? (1,5)
- на столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам. Сколько теперь? (4)
- у Оли было целое яблоко,2 половинки и 4 четвертинки. Сколько яблок у Оли? (3)
- батон разделили на 5 частей. Сколько сделали разрезов? (4)
- Саша старше Максима, Максим старше Юры. Кто самый старший, кто младший? (Саша старший, Юра младший)
- трое ребят играли в шахматы. Всего сыграли 3 партии. Сколько партий сыграл каждый? (2)
- сколько концов у двух с половиной палок? (6)
- в каком месяце бывает 28 дней? (в каждом)
- без чего не могут обойтись математики, барабанщики и охотники? (дроби)
Отгадать ребусы: 7̒̒̒̒‘ЕНА (семена), ПА’3Ж (Париж), @3Я (Австрия).
Готовы ли первые блюда? Отвечают литераторы.
Жюри подводит итоги приветствия команд, конкурса литераторов и конкурса салатов.
Вторые блюда.
Командам раздаются задания. При оценивании этого конкурса учитывается правильность выполнения заданий и скорость.
А) Квадратики с начинкой.
Составить магический квадрат
( 4 9 2
3 5 7
8 1 6 )
Б) Рулетики с цифрами.
Продолжить ряды: 3; 13; 23; 33;… (43)
1; 2; 3; 5; 8;… (13)
2; 3; 6; 7; 10; 11;… (14; 15)
77; 49; 36; 18;… (8)
2; 5; 11; 23; 47;… (96)
12; 31; 24; 12; 51;… (26).
Для приготовления праздничного торта приглашаются шеф-повара (капитаны).
Капитаны получают задания и отправляются их выполнять.
Задания капитанам: 1. Алеша, Боря и Витя - одноклассники. Один ездит из школы домой на автобусе, другой - на трамвае, третий – на троллейбусе. Однажды Алеша решил проводить друга до автобусной остановки. Когда мимо них проходил троллейбус, третий друг крикнул из окна: «Боря, ты забыл в школе дневник». Кто на чем ездит? ( Алеша на трамвае, Боря на автобусе, Витя на троллейбусе).
2. На полке стоят тарелки. Сначала взяли третью часть без двух, потом – половину оставшихся. Сколько тарелок стояло на полке?
8. Пока капитаны работают, члены команд готовят математический коктейль.
Командам раздаются задания. При оценивании этого конкурса учитывается правильность выполнения заданий и скорость.
Математический коктейль.
А) А Б Б В (2004 + 2004 = 4008; 2995+ 2995 = 5990,
+ 1002 + 1002 = 2004; 3997 + 3997 = 7994)
А Б Б В
-----------
В Б Б С
Б) * 2 * 3 (7243 * 29 = 210047)
*
* *
----------------
* * * 8 7
* * * * *
----------------
2 * 0 0 4 *
9. Отвечают капитаны.
Десерт.
Командам предлагается математический софизм. Баллы присуждаются команде, которая первой найдет ошибку в софизме.
Математический софизм 5 = 6.
35 + 10 – 45 = 42 + 12 – 54
5(7 + 2 – 9) = 6(7 + 2 – 9)
5 = 6.
(ответ: делить на 7 + 2 – 9 =0 –нельзя)
Жюри подводит итоги и награждает команду- победительницу грамотой, а самые
активные участники игры – дипломами.
Урок составила учитель математики МАОУ СОШ № 47 города
Калининграда Демьянова Ирина Жоржевна.