Урок№13 9а Дата___________________
Тема урока Квадратное уравнение. Решение уравнений, сводящихся к квадратным
Тип урока: комбинированный урок.
Цель урока:
1) образовательная - закрепление знаний по решению уравнений, сводящихся к квадратным; вспомнить способы решения уравнений; ввести алгоритм решения биквадратных уравнений; формирование умения решать уравнения, сводящиеся к квадратным.
2) развивающая – развитие творческого мышления и памяти; развитие у учащихся навыков правильной устной и письменной математической речи; внимания, памяти, сообразительности
3) воспитательная – воспитание интереса к изучению математики.
Задачи: сформировать представление о биквадратных уравнениях, познакомить учащихся с методом их решения.
Планируемые результаты.
Предметные: уметь решать биквадратные уравнения, выбирать рациональный способ решения квадратных уравнений, правильно применять на практике способы решения квадратных уравнений;
Личностные: формирование познавательного интереса;
Метапредметные:
• Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей; определять способы действий в рамках предложенных условий и требований; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действий в соответствие с изменяющейся ситуацией;
• Коммуникативные УУД: умение формулировать и аргументировать свое мнение, владение устной и письменной речью;
• Познавательные УУД: устанавливать причинно-следственные связи, строить умозаключение (индуктивное) и делать выводы.
Основные термины, понятия. Свойство возведения степени в степень; нахождение общего знаменателя алгебраических дробей; разложение многочленов на множители; условие равенства нулю произведения, дроби; область допустимых значений выражения; понятие корня уравнения; свойства уравнений; понятие квадратного уравнения; формулы корней квадратных уравнений; разложение квадратного трехчлена на множители; понятие биквадратное уравнение.
Оборудование: карточки с заданиями; доска
Ход урока
1. Организационный момент (1мин)
2. Сообщение темы урока и целей урока. Мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.(3 мин)
1. Какое уравнение называется квадратным? (примерный ответ: квадратным уравнением называют уравнение вида ах2 + bх + с = 0, где коэффициенты а, b, с – любые действительные числа, причём а ≠ 0. Коэффициенты различают по названиям: а – первый или старший коэффициент, b- второй коэффициент, с – свободный член)
2. Какое квадратное уравнение называется приведённым, а какое – неприведённым? (примерный ответ: квадратное уравнение называется приведённым, если его старший коэффициент равен 1, неприведённым – если первый коэффициент отличен от 1).
3. Какие ещё квадратные уравнения, кроме приведённых и неприведённых, различают? (примерный ответ: Полные и неполные квадратные уравнения).
4. Какое уравнение является полным? (примерный ответ: полное квадратное уравнение – это квадратное уравнение, в котором присутствуют все 3 слагаемых или в котором второй коэффициент и свободный член не равны 0).
5. Какое уравнение называется рациональным? (примерный ответ: рациональное уравнение – это уравнение, в левой части которого стоит рациональное выражение, составленное из чисел и переменной х с помощью операций сложения, вычитания, умножения, деления, возведения в степень, а в правой части стоит 0)
4. Первичная проверка понимания и закрепление (22 мин)
Страница 190 учебника. № 468(1,3) №470 (1,3) №471 (3,5) К доске поочередно вызываются ученики. Обсуждаются их ошибки. 2 ученикам, показывающие хорошие знания на предыдущих уроках выдаются индивидуальные карточки. См. в Приложении 1.
5. Информация о домашнем задании, по карточке
6. Рефлексия (подведение итогов занятия) (2 мин)
Я вам раздам карточки, а вам нужно ответить на несколько вопросов.
Давайте еще раз вспомним, какие уравнения называются биквадратными? как мы можем преобразовать уравнения?
Задание ученикам по рефлексии их деятельности.
Сегодня я узнал…
На уроке я научился…
Мне было трудно…
Мне было непонятно…
Теперь я знаю, что…
Меня удивило…
Я бы хотел узнать, почему…
Формы контроля и оценки результатов урока.
Ответ оценивается отметкой «5», если работа выполнена полностью; в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, которая не является следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если допущены одна ошибка или есть два – три недочёта в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работ не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если допущено более одной ошибки или более двух – трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся обладает обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не обладает обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Приложение 1
Карточки для детей имеющих достаточный и высокий уровень знаний.
1 вариант
1) Решите уравнение:
а)(х2 + 5х)(х2 + 5х - 2) = 24;
б)(х2 - 5х + 7)2 - (х - 2)(х - 3) = 1;
в)(х + 3)2(х + 2)(х + 4) = 12.
г) 2х 2+4х-6=0
2 вариант
1) Решите уравнение:
а)(2х2 + х + 1)(2х2 + х + 3) = 8;
б)(х - 1)(х - 2)(х - 3)(х - 4)= 120;
в)(x - 1) x (x + 1)(x + 2) = 24;
г) x2+x-20=0
3