I. Организационный момент - Здравствуйте, ребята. Садитесь. II. Повторение старого материала - Скажите, пожалуйста, чем мы занимались с вами на прошлых занятиях и что нового вы узнали? - Скажите мне, что такое модель? -А что вы понимаете под информационной моделью? - А что такое моделирование? -Для чего нужны модели? III. Постановка цели урока. - При моделировании мы с вами имеем объект исследования и конкретную цель моделирования. Перед нами стоит вопрос: что же делать дальше? С чего начать моделирование? Решением этого вопроса мы и займемся сегодня, т.е. рассмотрим основные этапы моделирования. IV. Объяснение нового материала Процесс построения модели можно разделить на 7 этапов. Первый из них, как вы уже догадались, это постановка цели моделирования. А как вы думаете какой второй? Второй этап- анализ моделирования объекта и выделение всех его известных свойств. А что мы будем делать на третьем этапе? На этом этапе с учетом поставленной цели моделирования среди многих свойств и признаков объекта выделяются существенные. Выбор существенных признаков зависит от поставленной цели моделирования. Например, рассмотрим модель самолета. Для кассира по продажам авиабилетов существенными признаками будут расположение рядов кресел, количество кресел в ряду, стоимость билета для каждого места, наличие свободных мест; для авиадиспетчера существенные признаки – скорость и высота самолета, направление и вид движения, взаиморасположение с другими самолетами, находящимися в контролируемом районе; для технолога цеха, где происходит сборка самолета существенные признаки – наименование и количество деталей, порядок и способ их соединения, необходимое оборудование для обеспечения заданной надежности соединений, и прочее. Можно и дальше продолжить перечислять примеры, если рассмотреть самолет с разных точек зрения людей разной специальности Как уже видно из примера, эти признаки могут относиться: к внешнему виду объекта; к структуре объекта; к поведению объекта. От того, насколько правильно и полно выделены существенные признаки, зависит соответствие построенной модели заданной цели, т.е. ее адекватность цели моделирования. Но адекватность цели моделирования зависит от того, как эти выделенные существенные признаки мы сможем выразить, другими словами, в какой форме мы их отобразим. Выбор формы представления признаков – следующий этап процесса моделирования. Скажите какие вы знаете формы в которых можно представить модель? Как только форма представления признаков и свойств выбрана, можно приступать к формализации. Запишите определение. Формализация – приведение (представление) информации, связанной с выделенными свойствами, к выбранной форме. Кто мне скажет, что будет результатом формализации? Результатом этапа формализации и будет модель. Формализация и будет пятым этапом. Но на этом процесс моделирования не заканчивается, т.к. построенную модель необходимо проверить на непротиворечивость и проанализировать, насколько она адекватна объекту и цели моделирования. Шестой этап- анализ полученной модели на непротиворечивость. Примером служат строчки из песни «Подмосковные вечера»: Речка движется и не движется, Вся из лунного серебра… Хотя на первый взгляд противоречия в этих строках присутствуют, на самом деле здесь никаких противоречий и нет, т.к. слово «движется» используется в двух разных смыслах: физическое перемещение воды и восприятие этой воды определенным субъектом. Поэтому противоречивость этой модели только кажущаяся. Однако, если в модели выявлены противоречия их необходимо удалить: исправить чертеж, изменить программу, уточнить формулу и т.д., и вновь полученную модель проверить на непротиворечивость И последний этап – анализ полученной модели на адекватность отражения моделирования и достижение цели моделирования. Связь всех этапов моделирования можно отразить в виде схемы. V. Первичное закрепление: Теперь я назову вам объект и цель моделирования, вы постарайтесь назвать его свойства, выберите форму представления и предложите модель моделирования. Итак пример. Объект моделирования – земельный участок. Цель моделирования – определить площадь участка. Назовите существенные признаки. Форма представления модели? И какова же модель? Выполнить задания на слайде. VI. Итог урока - Сегодня мы разобрали с вами основные этапы построения модели. Познакомились с основными наиболее распространенными формами представления модели. В заключении ответьте, пожалуйста, прежде чем перейти непосредственно к процессу моделированию, с чем необходимо определиться в первую очередь? VII. Домашнее задание: На листе бумаги составить модель. Форма представления модели - чертёж. Цель - определить общее сопротивление цепи состоящей из 5 резисторов, два из которых подключены последовательно, а три параллельно. Сопротивление каждого на ваш выбор. Спасибо за урок, вы можете быть свободны. | Ученики приветствуют учителя - На прошлых занятиях мы изучили понятие модели и познакомились с моделированием. - Модель- это некий новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, процесса или явления. – это описание моделируемого объекта на одном из языков кодирования информации. - Моделирование- это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей. - Модели позволяют нам представить в наглядной форме объекты и процессы, недоступные для непосредственного восприятия(очень большие или маленькие объекты, очень быстрые или медленные процессы). - Второй этап- это выделение все[ свойств объекта. - На третьем этапе мы будем выбирать, из уже выделенных нами свойств, те свойства, которые необходимы для достижения поставленной цели. формулы, таблицы, чертежи, словесное описание, типографические карты, макеты, графики, схемы, алгоритмы, компьютерная программа и прочие Записывают определение нового понятия: формализация Результат формализации – информационная модель. существенные признаки – форма участка. Если это прямоугольник, то размеры длины и ширины. Формула. S=a*b |