11
Конспект урока нравственности
Учитель: Богун М.А.
Тема: «Защита Отечества. Есть такая профессия – Родину защищать!»
Класс: 5
Дата: 13.04.2023
Тип урока по ФГОС: комбинированный
Цели урока:
Личностные:
сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к проблеме урока.
Предметные:
Способствовать формированию знаний учащихся по работе с Конституцией РФ, по основной информации, касающейся защиты Отечества.
Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний.
Метапредметные:
Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно, логично и аргументировано излагать свою точку зрения.
Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.
Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников.
Задачи урока:
Образовательные: изучить обязанность граждан РФ – защиту Отечества – в тексте Конституции РФ. Все составляющие защиты Отечества: виды, сроки, военные билеты, альтернативную службу, рода войск, присяга, военкомат.
Развивающие: формировать умения проводить информационно-смысловой анализ текста, путем работы с документом, формулировать выводы, систематизировать полученную информацию, называть ассоциативный ряд, проводить исследовательскую работу, интервьюирование, умение бороться со своими страхами путем психологического тренинга, прививать чувство прекрасного через музыкальное искусство. Умения работать в коллективе.
Воспитательные: формировать чувство патриотизма, долга, чести, ответственности перед своей страной, прививать любовь к профессии военного. Выражать свое мнение проблемному вопросу урока.
Используемые методы работы на уроке: анализ, сравнение, логическая цепочка доказательств, проблемный метод, «мозговой штурм», интервьюирование, беседа.
Оборудование:
Конституция РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 32 с. Комплект на кабинет(12 штук)
Авторская презентация «Защита Отечества»
Мультимедийный проектор с экраном
Доска, мел
Магнитная доска, магниты
Гитара, пюпитр
Авторский стенд «Фотогалерея. Чтобы помнили».
Фотографии родственников учеников класса
Белые листы формата А5
Карандаши, фломастеры
Мягкие игрушки – 2 шт.
Заламинированные карточки для каждого ребенка – Билет в страну «Уроков нравственности».
Музыкальная композиция «Граница» Л. Агутина и Отпетых мошенников, звуки метронома.
Видеоролики: «Опрос. Что такое нравственность?», «Интервью с участником СВО на Украине», отрывок из к/ф «Офицеры».
Цветы
Стулья для гостей
Организационная структура урока
(сценарий)
Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас приветствовать на нашем уроке нравственности. Желаю вам, хорошего настроения, получить заряд энергии, обсудить все интересные моменты урока дома с родителями. С чистым четвергом!
13 апреля – памятная дата для нас – крымчан, День освобождения г.Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.
Актуализация знаний.
Фронтальный опрос «Что такое нравственность?». Показ видеоролика «Опрос «Что такое нравственность»?». Работа с презентацией «Защита Отечества» (Слайд 1). Знакомство и запоминание нового термина.
Нравственность – это внутренние духовные качества человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющиеся в отношении к людям и природе. Ребята, здесь можно применить хитрость: сложные слова происходят от более легких. Какое слово спряталось внутри большого?
Древние римляне часто говорили: на латинском языке: «O tempora, o mores!» - «О времена, о нравы!».
Изучение нового материала.
Давайте попробуем предположить название темы урока. А в этом нам поможет отрывок из к/ф «Офицеры» (просмотр видеоролика).
Учитель: о чем мы будем с вами говорить? (Презентация, Слайд 2).
Давайте с помощью глаголов русского языка, которые вы видите на экране презентации (Слайд 3), мы попробуем вместе назвать цели урока.
Ребята озвучивают цели урока.
Учитель: теперь нам нужно обозначить Проблему урока (Слайд 4).
ПРОБЛЕМА урока: Защита Отечества – это нравственный выбор? Как воспитать в себе эти качества, чтобы это стало нормой, правилом?
Ребята, вы любите путешествовать? И я обожаю! Давайте совершим увлекательное путешествие в страну «Нравственных уроков». Нам маршрут пройдет по нескольким остановкам, которые приведут нас к конечному пункту «Защита Отечества». Скажите, что нужно иметь пассажирам на руках, чтобы поездка состоялась? (Билет)
Учитель: у вас на партах лежат ваши билеты (заламинированые) для путешествия, которые могут стать для вас сувениром на память об уроке или иметь практическое значение, например закладка для учебника.
Остановка № 1 «Конституционная обязанность» (Слайд 5)
Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш основной закон государства (Конституция). У вас на партах лежит один на двоих экземпляр Конституции РФ. Давайте поработаем с ее текстом. Откройте , пожалуйста Ст. 59 п.1,2. Дети по очереди зачитывают 1 и 2 пункты статьи. Какой вывод мы можем сделать? Почему Защита Отечества – это обязанность?
Далее учитель задает ряд вопросов по терминам, связанным с темой урока. Ребята вместе с учителем пытаются дать понятие, предполагают значение или демонстрируют свои знания (Слайд 6).
Учитель: ребята, скажите, а что делать человеку, который пацифист или в силу своих религиозных верований не желает брать в руки оружие? (слушает предположения ребят, затем предлагает обратиться к Конституции еще раз, зачитать п. 3 Ст.59. Дети зачитывают и приходят вместе к ответу – Альтернативная служба).
Учитель: Альтернативная гражданская служба — это обычная работа вместо военной службы. Проходить АГС можно в государственных организациях и вооруженных силах в качестве гражданского персонала. Например, санитаром в больнице, почтальоном или водителем.
Виды деятельности военнослужащих (Слайд 7). Учитель может задать вопрос: чем занимается солдат на службе или чем вы будете заниматься на службе, когда попадете в армию?
Вооружённые силы состоят из трёх видов вооружённых сил, двух отдельных родов войск и специальных войск, не входящих в виды вооружённых сил и рода войск. Например, сухопутные войска (Слайд 8). Вопрос учителя: а кем вы, ребята хотели бы стать: танкистом, разведчиком, а может быть летчиком? (Слушает варианты ответов детей).
А мы двигаемся дальше.
Остановка 2 «Личный пример» (Слайд 9).
Учитель: что такое личный пример? (слушает варианты ответов) (Слайд 10).
Личный пример – это когда ребенок старается подражать любимому взрослому. Это происходит на подсознательном уровне, порой вы даже не можете объяснить , почему вы копируете движения, голос, интонацию, тембр голоса, слова самых близких вам людей. Это могут быт мама, папа, дедушка и т.д. Их примеры всегда доступны, понятны, у них всегда можно спросить. Среди вас, ребята, есть тоже такие дети, которые могут гордиться за своих родственников, а остальные - брать пример! Я хотела бы назвать папу Насти Шаповал, который пограничник, Киру Гостеву. У Киры папа – участник СВО на Украине, он не успел прийти к нам в гости, но девочки успели задать вопросы и снять видеоролик вместе с ним (Слайд 11). Просмотр видео с Евгением Гостевым. Вопросы для ребят по полученной информации: зачем мужчины уходят на войну? Ради денег? Читают ли солдаты письма? Что солдаты испытывают, когда начинает стрелять противник?
Учитель: кто изображен на следующем слайде? (Слайд 12) Ванечка, кто с тобою на фотографии? (Бабушка).
Учитель: Ванина бабушка пришла к нам в гости на урок. Жачко Людмила Федоровна – майор милиции в отставке, бывший начальник Криминальной милиции по делам несовершеннолетних РОВД Красноперекопского района (Рассказ гостя, вопросы учащихся. В конце рассказа ученик из класса дарит букет цветов)
Динамическая пауза (целесообразно провести физическую разминку глаз, пальцев, шеи, головы, позвоночника, ног)
Учитель: пришло время отдохнуть и сделать физические упражнения (Слайд 13). (Учитель включает песню «Граница» Л. Агутина и Отпетых мошенников, предлагая выполнять движения и слушать смысл песни одновременно. После разминки дети занимают свои места, учитель напоминает о правильной посадке за партой, о важности прямой осанки, профилактика сколиоза).
Остановка №3 «Мозговой штурм». (Слайд 14, 15).
Учитель: давайте попробуем почувствовать себя в роли солдат штурмового отряда и возьмем «штурмом» слово «Солдат» (Учитель, пользуясь доской и мелом, пишет слово посредине «Солдат» и работает с ребятами по ассоциативному ряду. Для начала можно устно потренироваться со словосочетанием «Новый Год»).
Остановка № 4 «Музыка на войне» (Слайд 16).
Учитель: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне», – писал Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин». К нам в гости пришел папа нашего одноклассника Максима Кривошапа – Максим Николаевич Кривошап. Слово гостю (Исполняет на гитаре песню Любэ «Солдат», ученица дарит букет цветов в конце исполнения мелодии).
Остановка № 5 «Фотогалерея» (Слайд 17).
Учитель заранее дает домашнее задание, чтобы дети дома пообщались с родителями и узнали информацию о своих родственниках, знакомых, близких, кто служил в армии, воевал во время Великой Отечественной войны, Афганистан, СВО на Украине и другие военные операции, работники полиции, таможни. Учащиеся приносят информацию и фото или отправляют через социальные сети. Учитель на основе полученной информации оформляет стенд «Фотогалерея». На уроке учитель вместе с детьми работает по стенду. Рассказывают учащиеся, кто предоставил информацию, учитель помогает. В конце рассказа целесообразно провести небольшую минуту молчания в честь погибших и кого уже нет на земле (звуки метронома).
Остановка № 5 – Тренинг «Преодоление страха» (Слайд 18)
Учитель: страх нужен человеку для самосохранения. Однако бывает, что страхи мешают нам жить. Тяжким грузом лежит страх на наших плечах. Психологи советуют постепенно избавляться от страхов и жить полноценной жизнью. Сегодня мы как раз этим и займемся, ведь настоящие солдаты, офицеры ничего не боятся! (На партах лежат заранее приготовленные учителем листочки А5, карандаш или фломастер).
Учитель: давайте, ребята, подумаем, чего вы боитесь больше всего. Не называя вслух, возьмите карандаш цветной и попробуйте в течение 1 минуты нарисовать на своем листе бумаги свой страх (свои рисунки дети крепят на магнитную доску, в конце урока забирают себе домой для дальнейшей работы).
Учитель: первый шаг на пути к преодолению страха вы уже сделали: вы осознали свою проблему и отобразили ее на бумаге. Второй шаг – это признание себе в своем страхе – это будет ваша первая победа над ним. Далее психологи советуют привыкнуть к своему страху – это третий шаг, он самый длительный во времени и зависит от психологического комфорта каждого человека и терпения. Когда вы привыкните к страху, вы станете с ним на одну ступень, выровняетесь. Должно наступить время, когда вы зададите себе вопрос: а зачем мне этот лишний груз? Может уже пора действовать? Это будет начало четвертого шага - желание освободиться от страха. Вот тогда вы станете выше него и уже управляете страхом вы, а не Он, а значит это больше не страх. (для визуального эффекта можно взять мягкие игрушки разного размера и обыграть на примере).
Учитель: послушайте, пожалуйста, притчу об Осле и колодце (Слайд 19).
В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.
Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.
Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый!
Так и в жизни пытайтесь осознать свой страх, если Он есть. Признаться себе, а потом действовать так же как этот ослик из притчи: сбрасывайте с себя страх, как землю сбрасывало животное. Ставьте цель в жизни и пытайтесь ее достигнуть, и у вас обязательно все получится!
Закрепление.
Учитель: давайте, вернемся к нашей проблеме (Слайд 21). Попробуем дать ответ. Решение проблемы:
Обладать знаниями. Кто владеет информацией, тот владеет миром.
На личном положительном примере своих родных или близких воспитывать в себе чувство долга, чести, достоинства.
Чтобы выбрать профессию военного, нужно стать смелым. В этом нам поможет тренинг
Должны любить свою Родину и помнить тех, кто отдал за нее жизнь, защищал свое Отечество.
Рефлексия (Слайд 20).
Учитель: наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Кто доволен результатом своей работы? Есть информация, которой можно поделиться с близкими, друзьями? Кому было трудно выполнять на уроке задания? Кому нужна помощь учителя? (Слайд 20).
Оценивание
Мы достигли поставленных задач на уроке. С вами было приятно работать! Уроки нравственности должны научить вас давать себе оценку самостоятельно. Для этого задайте себе вопрос: что я могу сделать уже сейчас для своей Родины? А через время еще один вопрос: мой поступок был хорошим? Вот тогда вы сможете дать себе оценку.
До новых встреч!