СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок нравственности, участие в конкурсе. Защита Отечества

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Урок нравственности, участие в конкурсе. Защита Отечества»

11



Конспект урока нравственности

Учитель: Богун М.А.

Тема: «Защита Отечества. Есть такая профессия – Родину защищать!»

Класс: 5

Дата: 13.04.2023

Тип урока по ФГОС: комбинированный

Цели урока:

Личностные:

сформировать мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, способность к образованию и самообразованию, выразить свое отношение к проблеме урока.

Предметные:

  1. Способствовать формированию знаний учащихся по работе с Конституцией РФ, по основной информации, касающейся защиты Отечества.

  2. Способствовать созданию основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению знаний.



Метапредметные:

  1. Уметь продуктивно общаться и взаимодействовать в ходе коллективной работы, уметь точно, логично и аргументировано излагать свою точку зрения.

  2. Продолжить формирование информационных, аналитических умений через организацию работы с текстом учебника, дополнительными источниками информации, оценку имеющихся знаний.

  3. Способствовать формированию умения самостоятельно и аргументировано оценить свои действия и действия одноклассников.

Задачи урока:

  1. Образовательные: изучить обязанность граждан РФ – защиту Отечества – в тексте Конституции РФ. Все составляющие защиты Отечества: виды, сроки, военные билеты, альтернативную службу, рода войск, присяга, военкомат.

  2. Развивающие: формировать умения проводить информационно-смысловой анализ текста, путем работы с документом, формулировать выводы, систематизировать полученную информацию, называть ассоциативный ряд, проводить исследовательскую работу, интервьюирование, умение бороться со своими страхами путем психологического тренинга, прививать чувство прекрасного через музыкальное искусство. Умения работать в коллективе.

  3. Воспитательные: формировать чувство патриотизма, долга, чести, ответственности перед своей страной, прививать любовь к профессии военного. Выражать свое мнение проблемному вопросу урока.

  4. Используемые методы работы на уроке: анализ, сравнение, логическая цепочка доказательств, проблемный метод, «мозговой штурм», интервьюирование, беседа.

Оборудование:

  1. Конституция РФ. – М.: Эксмо, 2014. – 32 с. Комплект на кабинет(12 штук)

  2. Авторская презентация «Защита Отечества»

  3. Мультимедийный проектор с экраном

  4. Доска, мел

  5. Магнитная доска, магниты

  6. Гитара, пюпитр

  7. Авторский стенд «Фотогалерея. Чтобы помнили».

  8. Фотографии родственников учеников класса

  9. Белые листы формата А5

  10. Карандаши, фломастеры

  11. Мягкие игрушки – 2 шт.

  12. Заламинированные карточки для каждого ребенка – Билет в страну «Уроков нравственности».

  13. Музыкальная композиция «Граница» Л. Агутина и Отпетых мошенников, звуки метронома.

  14. Видеоролики: «Опрос. Что такое нравственность?», «Интервью с участником СВО на Украине», отрывок из к/ф «Офицеры».

  15. Цветы

  16. Стулья для гостей

Организационная структура урока

(сценарий)

  1. Организационный момент.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости! Рада вас приветствовать на нашем уроке нравственности. Желаю вам, хорошего настроения, получить заряд энергии, обсудить все интересные моменты урока дома с родителями. С чистым четвергом!

13 апреля – памятная дата для нас – крымчан, День освобождения г.Симферополя от немецко-фашистских захватчиков.

  1. Актуализация знаний.

Фронтальный опрос «Что такое нравственность?». Показ видеоролика «Опрос «Что такое нравственность»?». Работа с презентацией «Защита Отечества» (Слайд 1). Знакомство и запоминание нового термина.

Нравственность – это внутренние духовные качества человека, основанные на идеалах добра, чести, долга, справедливости, проявляющиеся в отношении к людям и природе. Ребята, здесь можно применить хитрость: сложные слова происходят от более легких. Какое слово спряталось внутри большого?

Древние римляне часто говорили: на латинском языке: «O tempora, o mores!» - «О времена, о нравы!».

  1. Изучение нового материала.

Давайте попробуем предположить название темы урока. А в этом нам поможет отрывок из к/ф «Офицеры» (просмотр видеоролика).

Учитель: о чем мы будем с вами говорить? (Презентация, Слайд 2).

Давайте с помощью глаголов русского языка, которые вы видите на экране презентации (Слайд 3), мы попробуем вместе назвать цели урока.

Ребята озвучивают цели урока.

Учитель: теперь нам нужно обозначить Проблему урока (Слайд 4).

ПРОБЛЕМА урока: Защита Отечества – это нравственный выбор? Как воспитать в себе эти качества, чтобы это стало нормой, правилом?

Ребята, вы любите путешествовать? И я обожаю! Давайте совершим увлекательное путешествие в страну «Нравственных уроков». Нам маршрут пройдет по нескольким остановкам, которые приведут нас к конечному пункту «Защита Отечества». Скажите, что нужно иметь пассажирам на руках, чтобы поездка состоялась? (Билет)

Учитель: у вас на партах лежат ваши билеты (заламинированые) для путешествия, которые могут стать для вас сувениром на память об уроке или иметь практическое значение, например закладка для учебника.

Остановка № 1 «Конституционная обязанность» (Слайд 5)

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, как называется наш основной закон государства (Конституция). У вас на партах лежит один на двоих экземпляр Конституции РФ. Давайте поработаем с ее текстом. Откройте , пожалуйста Ст. 59 п.1,2. Дети по очереди зачитывают 1 и 2 пункты статьи. Какой вывод мы можем сделать? Почему Защита Отечества – это обязанность?

Далее учитель задает ряд вопросов по терминам, связанным с темой урока. Ребята вместе с учителем пытаются дать понятие, предполагают значение или демонстрируют свои знания (Слайд 6).

Учитель: ребята, скажите, а что делать человеку, который пацифист или в силу своих религиозных верований не желает брать в руки оружие? (слушает предположения ребят, затем предлагает обратиться к Конституции еще раз, зачитать п. 3 Ст.59. Дети зачитывают и приходят вместе к ответу – Альтернативная служба).

Учитель: Альтернативная гражданская служба — это обычная работа вместо военной службы. Проходить АГС можно в государственных организациях и вооруженных силах в качестве гражданского персонала. Например, санитаром в больнице, почтальоном или водителем.

Виды деятельности военнослужащих (Слайд 7). Учитель может задать вопрос: чем занимается солдат на службе или чем вы будете заниматься на службе, когда попадете в армию?

Вооружённые силы состоят из трёх видов вооружённых сил, двух отдельных родов войск и специальных войск, не входящих в виды вооружённых сил и рода войск. Например, сухопутные войска (Слайд 8). Вопрос учителя: а кем вы, ребята хотели бы стать: танкистом, разведчиком, а может быть летчиком? (Слушает варианты ответов детей).

А мы двигаемся дальше.

Остановка 2 «Личный пример» (Слайд 9).

Учитель: что такое личный пример? (слушает варианты ответов) (Слайд 10).

Личный пример – это когда ребенок старается подражать любимому взрослому. Это происходит на подсознательном уровне, порой вы даже не можете объяснить , почему вы копируете движения, голос, интонацию, тембр голоса, слова самых близких вам людей. Это могут быт мама, папа, дедушка и т.д. Их примеры всегда доступны, понятны, у них всегда можно спросить. Среди вас, ребята, есть тоже такие дети, которые могут гордиться за своих родственников, а остальные - брать пример! Я хотела бы назвать папу Насти Шаповал, который пограничник, Киру Гостеву. У Киры папа – участник СВО на Украине, он не успел прийти к нам в гости, но девочки успели задать вопросы и снять видеоролик вместе с ним (Слайд 11). Просмотр видео с Евгением Гостевым. Вопросы для ребят по полученной информации: зачем мужчины уходят на войну? Ради денег? Читают ли солдаты письма? Что солдаты испытывают, когда начинает стрелять противник?

Учитель: кто изображен на следующем слайде? (Слайд 12) Ванечка, кто с тобою на фотографии? (Бабушка).

Учитель: Ванина бабушка пришла к нам в гости на урок. Жачко Людмила Федоровна – майор милиции в отставке, бывший начальник Криминальной милиции по делам несовершеннолетних РОВД Красноперекопского района (Рассказ гостя, вопросы учащихся. В конце рассказа ученик из класса дарит букет цветов)

  1. Динамическая пауза (целесообразно провести физическую разминку глаз, пальцев, шеи, головы, позвоночника, ног)

Учитель: пришло время отдохнуть и сделать физические упражнения (Слайд 13). (Учитель включает песню «Граница» Л. Агутина и Отпетых мошенников, предлагая выполнять движения и слушать смысл песни одновременно. После разминки дети занимают свои места, учитель напоминает о правильной посадке за партой, о важности прямой осанки, профилактика сколиоза).

Остановка №3 «Мозговой штурм». (Слайд 14, 15).

Учитель: давайте попробуем почувствовать себя в роли солдат штурмового отряда и возьмем «штурмом» слово «Солдат» (Учитель, пользуясь доской и мелом, пишет слово посредине «Солдат» и работает с ребятами по ассоциативному ряду. Для начала можно устно потренироваться со словосочетанием «Новый Год»).

Остановка № 4 «Музыка на войне» (Слайд 16).

Учитель: «Кто сказал, что надо бросить песню на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне», – писал Александр Твардовский в поэме «Василий Тёркин». К нам в гости пришел папа нашего одноклассника Максима Кривошапа – Максим Николаевич Кривошап. Слово гостю (Исполняет на гитаре песню Любэ «Солдат», ученица дарит букет цветов в конце исполнения мелодии).

Остановка № 5 «Фотогалерея» (Слайд 17).

Учитель заранее дает домашнее задание, чтобы дети дома пообщались с родителями и узнали информацию о своих родственниках, знакомых, близких, кто служил в армии, воевал во время Великой Отечественной войны, Афганистан, СВО на Украине и другие военные операции, работники полиции, таможни. Учащиеся приносят информацию и фото или отправляют через социальные сети. Учитель на основе полученной информации оформляет стенд «Фотогалерея». На уроке учитель вместе с детьми работает по стенду. Рассказывают учащиеся, кто предоставил информацию, учитель помогает. В конце рассказа целесообразно провести небольшую минуту молчания в честь погибших и кого уже нет на земле (звуки метронома).

Остановка № 5 – Тренинг «Преодоление страха» (Слайд 18)

Учитель: страх нужен человеку для самосохранения. Однако бывает, что страхи мешают нам жить. Тяжким грузом лежит страх на наших плечах. Психологи советуют постепенно избавляться от страхов и жить полноценной жизнью. Сегодня мы как раз этим и займемся, ведь настоящие солдаты, офицеры ничего не боятся! (На партах лежат заранее приготовленные учителем листочки А5, карандаш или фломастер).

Учитель: давайте, ребята, подумаем, чего вы боитесь больше всего. Не называя вслух, возьмите карандаш цветной и попробуйте в течение 1 минуты нарисовать на своем листе бумаги свой страх (свои рисунки дети крепят на магнитную доску, в конце урока забирают себе домой для дальнейшей работы).

Учитель: первый шаг на пути к преодолению страха вы уже сделали: вы осознали свою проблему и отобразили ее на бумаге. Второй шаг – это признание себе в своем страхе – это будет ваша первая победа над ним. Далее психологи советуют привыкнуть к своему страху – это третий шаг, он самый длительный во времени и зависит от психологического комфорта каждого человека и терпения. Когда вы привыкните к страху, вы станете с ним на одну ступень, выровняетесь. Должно наступить время, когда вы зададите себе вопрос: а зачем мне этот лишний груз? Может уже пора действовать? Это будет начало четвертого шага - желание освободиться от страха. Вот тогда вы станете выше него и уже управляете страхом вы, а не Он, а значит это больше не страх. (для визуального эффекта можно взять мягкие игрушки разного размера и обыграть на примере).

Учитель: послушайте, пожалуйста, притчу об Осле и колодце (Слайд 19).

В одной старой еврейской притче, фермерский осел провалился в колодец. Пока фермер думал, как ему поступить, животное часами издавало жалобные звуки. Наконец, фермер принял решение. Он посчитал, что осел уже старый, не нужен ферме, а колодец давно пересох, и пригласил всех своих соседей решить два дела сразу: засыпать колодец и заодно закопать ослика. Все дружно взялись за лопаты. Осел сразу же понял, к чему идет дело, и начал громко вопить. Затем, ко всеобщему удивлению, он притих.
Спустя некоторое время фермер решил посмотреть, что происходит внизу. Он был изумлен увиденным. С каждым комком земли, падавшим на его спину, ослик проделывал совершенно невероятное: он встряхивался и становился поверх сброшенной земли.

Пока соседи фермера продолжали забрасывать землю в колодец, каждый раз животное встряхивалось и становилось поверх насыпанной земли. Очень скоро все удивились, потому что увидели, как ослик поднялся наверх, перепрыгнул через край колодца и умчался как угорелый!

Так и в жизни пытайтесь осознать свой страх, если Он есть. Признаться себе, а потом действовать так же как этот ослик из притчи: сбрасывайте с себя страх, как землю сбрасывало животное. Ставьте цель в жизни и пытайтесь ее достигнуть, и у вас обязательно все получится!

  1. Закрепление.

Учитель: давайте, вернемся к нашей проблеме (Слайд 21). Попробуем дать ответ. Решение проблемы:

  • Обладать знаниями. Кто владеет информацией, тот владеет миром.

  • На личном положительном примере своих родных или близких воспитывать в себе чувство долга, чести, достоинства.

  • Чтобы выбрать профессию военного, нужно стать смелым. В этом нам поможет тренинг

  • Должны любить свою Родину и помнить тех, кто отдал за нее жизнь, защищал свое Отечество.

  1. Рефлексия (Слайд 20).

Учитель: наш урок подходит к концу. Скажите, ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Кто доволен результатом своей работы? Есть информация, которой можно поделиться с близкими, друзьями? Кому было трудно выполнять на уроке задания? Кому нужна помощь учителя? (Слайд 20).

  1. Оценивание

Мы достигли поставленных задач на уроке. С вами было приятно работать! Уроки нравственности должны научить вас давать себе оценку самостоятельно. Для этого задайте себе вопрос: что я могу сделать уже сейчас для своей Родины? А через время еще один вопрос: мой поступок был хорошим? Вот тогда вы сможете дать себе оценку.

До новых встреч!


































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!